и я не умею. Хотя скоро нужно будет учиться. Наверное, нужна просто реальная помощь: приготовить еду и покормить, принести минеральной воды (обязательно!), помочь в организации всех скорбных дел... Хотя, самое трудное начинается именно потом, когда хлопоты закончены.
Насчет умения - ничего не скажу, не знаю. Но мне кажется, не надо акцентировать ничего, связанного с его горем (подальше от якорей!), можно мягко переключить на свои мелкие бытовые делишки, в стиле "пожалуйста, помоги мне посуду помыть, сходи за хлебом, я совсем зашиваюсь", и таким способом мягонько проникая в его мировосприятие и расширяя его до появления своих задач в его восприятии. Пусть поймет, что существует не только его горе, но и его помощь людям. Тогда и горе постепенно будет составлять меньшую часть его жизни.
Главное не бояться "ненароком задеть эту тему". Если тема всплывает, то лучше поговорить о чувствах. Ни в коем случае не жалеть. Жалость - не та основа на которой можно постоить отношения. И она дает поблажки, которые потом тебе же боком выйдут. Вроде время проходит, но человек и дальше пользуется этими поблажками... У НИКа на сайте есть книга "Пять языков любви": -прикосновение; -подарки; -время; -слова поощерения; -помощь... Какой из языков любви предпочитает тот человек? У меня время, поэтому наверное так долго в себе носила, запрещая даже думать об этом. Но переживать нужно и важно. Особенно, если это потеря близкого человека. В себе носить такое не стоит. Кстати, очень часто замечала, что многие испытывали чувство вины перед умершим... И такое стоит проговорить.
В свое время, когда я активно участвовала в жизни горной школы, девушка (и самый близкий друг) нашего инструктора погибла в горах. Она пошла в поход не с нашей школой, а с другими ребятами - очень хотела на Эльбрус. История наделала много шума: почему её оставили одну, кто виноват, другие участники еле спаслись и т.п. Инструктор сильно переживал и её смерть, а ещё эти разборки и чувство вины, что отпустил её одну.
В то же время мы готовились к Тянь-Шанскому походу и ходили на тренинировочные выходы. Тяжко было всем, самым разумным мне показалось поведение одного из членов нашей команды: он активнее других структурировал время тренировок и при малейшем "впадении в ступор" нашего инструктора задавал ему конкретные вопросы "что делать если", или просил показать как вязать узел или крепить веревки. Т.е. максимально занимал его делом.
И в целом настрой - "жизнь продолжается, у тебя есть ради кого жить, ты нам/мне/.. нужен".
Как правильно вести себя с человеком, потерявшим близкого?
Сама теряла, и для меня самое главное было, чтобы слушали, и порой слушали одно и то же, это не всем под силам, а еще чтобы старались переключить внимание на что-то другое... И были моменты, когда терял кто-то другой, тоже слушала, и стралась отвлечь, хорошо помогают поездки подальше от того места, где потеряли....