Эгоцентризм плюс гедонизм
Для инфантилов это очень характерное сочетание. И по моему разумению это одна из главных причин всего того, что мы называем инфантилизмом. Казалось бы ничего особенного в этом нет: всем нам до определенной степени свойственен эгоизм, а уж радоваться жизни - это вообще хорошо. Но вот сочетание приводит к интересным последствиям, которые очень трудно скорректировать.
Почему человек развивается, взрослеет? На мой взгляд, потому, что он усваивает новый жизненный опыт, встраивает новые знания и умения в свою жизнь. Таким образом он становится более адаптированным к жизни, более самостоятельным и способным решать более широкий круг задач. Здесь важно, что это не просто знания, а усвоенные знания плюс навыки. Каким образом человек может получить и усвоить знания и развить новые навыки?
Знания можно получить несколькими основными способами: 1) внешние источники информации (книги, фильмы, пресса, телевизор и т.д.), 2) перенимание опыта окружающих людей (слепое подражание, понимание слов и примера родителей, друзей, учителей) 3) собственный опыт (учиться на своих ошибках).
Эгоцентризм практически наглухо перекрывает 2 способ восприятия нового. Очень трудно учиться у других, когда других в упор не видишь. "Это только с другими происходит, со мной такого никогда не случится!", "Предки! Что с них взять!", "Я-то лучше всех все знаю и понимаю!" Даже если эгоист и слушает другого, то он неизбежно получает сильно искаженную своим "Я" информацию. У эгоистов нет навыка и првычки становится на чужое место, поэтому чужой опыт практически не воспринимается.
Гедонизм (стремление к удовольствиям) очень хорошо можно выразить словами "Не хочу напрягаться". Вот этот настрой делает человека невосприимчивым к собственному жизненному опыта. Свои ошибки и суровые уроки жизни человек воспринимает, как что-то неприятное, что нужно побыстрее забыть, а не как информацию к размышлению. "Хочу радоваться и получать удовольствия, а трудные воспоминания и ситуации, в которых я оказался дураком, нужно выбросить из головы, потому что это неприятно и расстраивает." Поэтому любой горький опыт восприниается, как несчастье, и быстро вытесняется, а любой приятный опыт не анализируется, потому что человек слишком занят тем, чтобы радоваться своему успеху.
Более того, выработка новых навыков неизбежно заставляет человека выходить за пределы привычного и вызывает дискомфорт и напряжение. Гедонисту очень трудно учиться новому, потому что это требует длительных усилий, что для гедониста непривычно и непонятно.
Итого получается, что такой человек лишен двух из трех источников информации, а новое воспринимает только в виде теории или авторитетного мнения. При этом больше оседает эмоциональной, красиво поданой информации. Очевидно, что умная книжка покажется слишком "занудной", а на ура пойдут телевизор, приключенческие фильмы и реклама.
В результате получаем очень типичного ребенка, вдобавок впечатлительного, но эмоционально-холодного, эрудированного, но поверхностного, довольно ленивого, неспособного к самостоятельному развитию и очень трудно обучаемого.
А начиналось все с обычного "безобидного" эгоцентризма и гедонизма. |