12:21 Мозаика Мира |
"Мозаика мира" - высший статус на нашем форуме, а вот задумывались ли вы над тем, как функционирует это явление?
Представьте себе коралловый риф. Гляньте в глубину сквозь маску. Увидьте нагромождения кораллов, увидьте стайки рыб самых разных форм и расцветок, снующих туда-сюда. Или представьте себе африканскую саванну около озерца. Огромное количество всяких разных животных, мириады птиц и насекомых, какофония мельтешения, звуков и запахов. Причем все разделены на разные виды, а уже внутри видов кто-то взаимодействует только со "своими", кто-то, напротив, охотится на других, либо спасается от них.
А теперь представьте мозаику в человеческом мире. Но не в моменте, когда это все происходит (типа взгляд на Москву или Нью-Йорк с высоы птичьего полета), а в виде схемы, охватывающей продолжительные временнЫе интервалы. Рост и падение компаний, княжеств, народов, царств. Династии правителей и школы единоборств, которые происходят друг от друга, расщепляются, объединяются, борются между собой. Многие отмирают и заканчиваются, не оставляя потомков, а кто-то, напротив, расползается и расширяется.
Например, сейчас на Западе бум индивидуальной авиации, и компании из разных стран готовят порядка 90 новых моделей самолетиков на 1-8 человек. Самолетиков всевозможнейших, нередко отклоняющихся от ставшей стандартной формы ("пропеллер на носу", либо "две турбины в хвосте"). Высокопланы и низкопланы, стандартные крылья и "утка", обращенные назад пропеллеры, стандартная схема и амфибии - разнообразие не меньше, чем в живой природе! Причем готовят их как известные бранд-нэймы (типа Сессны и Эмбрайера), так и компании совсем новые, нередко созданные как раз под разработку своего типа.
Это все - сила жизни, сила эволюции. Преломляясь через призму личности, свет жизни меняет свои характеристики, превращаясь в школы, компании, государства, династии ... Это - сила непредсказуемости, хаоса. Она действует и распространяется "снизу вверх", через мутации (в широком смысле этого слова; так, новая идея - это тоже мутация, равно как и новый элемент культуры), являющиеся отклонением от стандарта, от прежнего вектора.
Однако есть и другая сила - порядок. Порядок, - это сила, действующая сверху вниз, и стремящаяся обустроить мир по своему образу и подобию. Это она генерирует "единственно верные учения", "общечеловеческие ценности", "универсальные декларации", искусственно выведенные сорта и породы с заданными характеристиками, и так далее. Как сказал дедушка Хаббард, основатель сайентологии: "Я дал вам технологию. Это самая лучщая технология. Вам не нужна другая технология" (по памяти, близко к тексту).
Вода и камень, океан и суша - дуализм хаоса и порядка во все века и эпохи отражает прогресс и развитие в едиснтве и борьбе этих двух противоположностей. Как удар наносится расслабленной рукой, отвердевающей в момент соприкосновения с целью, так и мутации приводят к возникновению новых "ответвлений" на древе эволюции, а уже те нередко стремятся привести весь мир к общему знаменателю, но это сейчас неважно.
Наша цивилизация - несомненно, цивилизация порядка. Она стремится к предсказуемости через формирование техники и прочих систем, обладающих устойчивостью к внешним воздействиям, к воздействию непредсказуемого. Даже слова и идиомы указывают на то: мы называем предсказуемого человека "порядочным", называем проблему "непорядком", и осуждаем "беспорядочные половые связи" . Цивилизация нередко стремится уничтожить все "помехи" на пути сего порядка, будь то сорняки или преступники. С другой стороны, предсказать все не может ни один гений, и даже наука и техника обычно идут вперед скачками, нередко знаменующимися жертвами на их алтаре. Например, первые реактивные пассажирские самолеты начали падать как на Западе (было несколько катастроф британских "Комет", связанных недостаточным пониманием специфики усталости металла), так и в СССР (первые Ту-104, столкнувшиеся с турбулентностью - сам Туполев изначально говорил пилотам, что они летать не умеют).
Наука пытается взять на себя функции Господа Бога (он же - принцип эволюции), но никогда не сможет его полностью заменить. Ведь количество мутаций, как и количество мелодий или стихов, практически бесконечно, да и сами люди индивидуальны. Да и эволюция продолжается, генерируя мутации спонтанные.
Порядок считает себя самодостаточным, но большинство "универсальных систем", не учитывавших возможность роста "снизу" в условиях непредсказуемости, будет снесено историей, как была снесена чудовищная и беспрецедентная по своему масштабу система порядка - СССР. Истинной проблемой там была не отмена частной собственности на средства производства, а отмена свободы предпринимательства во всех сферах! Я говорю о возможности ПРЕДПРИНЯТЬ что-либо выходящее за рамки разрешенного и контролируемого сверху идеологизированной, а местами просто деградировавшей, бюрократией.
Многие аполегеты порядка пытаются внедрить "порядок, который закончит все беспорядки" (примером является мир во всем мире ). Мне это напоминает "войну, которая закончит все войны" - концепцию, которая так и не сработала в реальном мире.
Порядок стремится заменить ЖИЗНЬ СОБОЙ, а спонтанные действия и взаимодействия - выбором из некоторого списка разрешенных действий.
На Западе порядок в значительной степени реализуется диктатурой закона, - всепроникающего, и постоянно расширяющего сферу своего влияния через увеличение количества регулируемых им (разумеется, во всеобщих интересах) областей. Эта система кормит огромное количество всяких "законников", отсасывающих из экономики соки в своих личных интересах.
При этом мир чистого хаоса не менее жесток, - так, в стародавние времена из десятка детей выживало лишь 20-30%, да и компании вместе с их продуктами мрут пачками. Большая часть слабых и нестандартных тоже обречена. Даже если мы возьмем современный мир с его развитой медициной, в мире хаоса требования куда как выше, - нужно постоянно быть в хорошей ментальной и физической форме. Мир порядка куда безопаснее во всех отношениях (попал в милицию, и проработал там всю жизнь ).
На мой взгляд, творцу нужна комбинация порядка и хаоса, где нет готовых решений для всех областей жизни. Вот вам было бы интересно жить там, где всем известно, куда нужно идти, каким нужно быть, и от вас требуется лишь "соответствие"? В этом заключается проблема многих "социалистических" систем, ориентированных на конформизм и унификацию в ущерб развитию индивидуальности и личностей. Это чревато "феноменом темного леса" и царством ортодоксов.
А такое воспитание ребенка (подгонка под стандарт/ожидания родителей) нередко приводит к формированию нарциссического типа, у которого собственная личность так и не развилась, а вместо нее имеется нашлепка блока соответствия этим самым ожиданиям родителя или группы.
Что интересно, на Мозаике "царит" "технолог" Иеро, который пытается создать новую структуру порядка. Потому он и некоторые другие "порядочники" так превозносят Сталина, сформировавшего тоталитарный порядок Союза (насколько я понимаю, Ленин был товарищем куда как более гибким). Потому он и считает (по сути), что истина размножается клонированием (с чем я несогласен), потому он и не особенно жалует конкуренцию, являющуюся непременным атрибутом эволюции в любой ее форме и основным методом отбора. Кста, даже в Союзе множество НИИ и КБ дублировали друг друга, и многие технологические проекты осуществлялись на конкурсной основе.
Противостоит ему "мятежный поэт" (а вовсе не следопыт) Экзисто, который ИМХО не может предложить сопоставимого по продуманности проекта мироустройства, так как является "хаосником". Но за его спиной которого стоит сама сила жизни с ее настроем на естественную самоорганизацию, включающую возможность "разветвления". Можно отметить то, как он отвергает попытки выстроить систему внешних ограничений (типа тоталитарной), и, в то же время, нередко не замечает ограничений внутренних, обусловленных предшествующим образом эволюции. Его "программная тема" - эта: http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=6646
Интересен логонетик, который является адвокатом порядка, и, в то же время, жизнеспособен только в условиях хаосной Украины, где закон - что дышло, и все продается-покупается . Он и людей хочет заменить на роботов-аморфов, - совершенных, и потому предсказуемых, что типично для многих аполегетов порядка.
Если посмотреть с любовью в зеркало, лично я - хаосник в своей основе. Однако есть во мне и порядок, порядок знания, порядок системного мышления. С другой стороны, я считаю, что любая система должна позволять "ветвление", как, скажем, позволяет ее движение "открытого программного обеспечения", и возможность создать свою группу/школу/компанию/философию, утилизируя таким образом и эволюционный инстинкт.
Пытаясь создать все с нуля, далеко не уйдешь. Нужно овладеть базой ранее произведенного знания, которая постоянно расширяется, нужно и С другой стороны, развитие в идеале должно задаваться вектором направления, а не картинкой того, как оно дОлжно быть (она же - принцип "Все, как один").
"Тогда, мой сын, ты будешь человек" (С) Киплинг . |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
17:18 Эзотерический зигзаг и не только |
Тут некоторое время назад на семинаре говорили о риске. И в последовавших обсуждениях мне пришла мысль о том, что риск - это не только "выход из убежища в мир", но и уход с мясокомбината. Причем мясокомбинат - это не обязательно работа/доход, муж/жена, и прочая "земная опора". Мясокомбинатом может выступать и модель взаимоотношений с миром и людьми, основанная на эгоизме и/или реализации твоих потребностей другими. Секрет тут в том, что без выхода из данной модели невозможно стать полностью независимым. То же самое может относиться и к имеющемуся таланту, который облегчает жизнь.
И тут мне вспоминается зигзаг, имеющийся на эзотерическом Пути как концепция, прием, и так далее. Зигзаг, когда в некоторый момент, когда уже имеется в наличии сила, для получения власти над миром и всем остальным необходимо от этого мира отказаться. Отказ - не обязательно монашество и тотальная аскеза, но, скорее, снижение значимости того, чем владеешь, с возможностью полного отказа от этого. Тем самым снимается зависимость от того, чем владеешь (на это направлены и "раздай свое богатство" - богатство раздавать не обязательно, главное - не зависеть от него), что позволяет выйти на совершенно иной уровень взаимоотношений с собой и миром.
Помните искушения Иисуса в пустыне? Мне кажется, оно как раз об этом. Есть также высказывание Сэма Волтона, бывшего до своей смерти самым богатым человеком в мире. Он сказал, что никогда не думал о богатстве, а лишь хотел создать самую лучшую сеть универмагов в мире. Он был свободен от идеи богатства, - и оно к нему пришло (до сих пор WalMart - самая большая розничная сеть в мире).
Проявлением зигзага является и расклад "к правилам - через свободу", о котором я подробно говорил Самире здесь: http://project.megarulez.ru/forums/showthr...80823#post80823
"Вчера я забыл Х, потом я забыл У" означает расставание с социальными соглашениями, впечатанными в нас процессом взросления в обществе. соглашения можно будет потом соблюдать, но уже из состояния свободы от изначального программирования. К слову сказать, эмиграция может помочь этому процессу.
Отказ от своего мнения и самой идеи правильности того или иного мнения (а также ценности правоты) для того, чтобы не быть ограниченным этим мнением, - тоже зигзаг. Некоему Логонетику этойти именно этим зигзагом только предстоит .
А вот примеры людей, которые прошли зигзагом, и "забыли" об этом, осуждая тех, кому может быть нужно им пройти: Гром, который тут, в одной из тем начинает осуждать ругань - при том, что сама может ругаться так, что мало не покажется. А в том и секрет, что ей уже не нужно ругаться - она это уже умеет. А тем, кто не умеет, нужно научиться - чтобы потом можно было не ругаться. А, точнее, ругаться только тогда, когда ругаться действительно стОит. то же самое у Сероглазой, которая способна наподдать любому врагу, и при этом проповедует пацифизм.
Концепция зигзага интересна сама по себе, и ее можно было бы обсуждать абстрагированно от, но я должен привести последний пример. Представьте себе тигра, который нашел возможность приходить на ферму, и безнаказанно таскать овец из овчарни. Это, конечно, хорошо, замечательно, и вааще, но со временем такой тигр потеряет навыки жизни в тайге, и станет неконкурентноспособным несмотря на возможность в нынешнем моменте набить свой желудок.
Решение это пришло мне в голову недели две назад, и повторно прошлой ночью. Сейчас форум (или, точнее, Интернет в целом) владеет мной, держа меня в своем потоке, и отсасывая слишком много времени и ресурсов. А я знаю, что в таком раскладе я никогда не стану тем, кем я хочу стать. Мне нужно освободиться из этого болота, где на данном этапе увязли все 20 коготков (и быть подобным Антуанетте, которая оторвалась отовсюду ). Кто-то может управлять своим временем и количеством ресурсов, - я пока этого не могу.
Потому отсюда и не только отсюда надо мотать, как бы тяжело и/или грустно это ни было ... Я, конечно, оставляю за собой право в любой момент зайти в гости, и написать что-нибудь на форуме или в журнале (особенно если придут умные мысли, которыми нельзя будет не поделиться ), но в целом меня в потоке не будет. Ни "обновленные за день темы", ни френдленту ЖЖ я читать не буду. Кому буду нужен - те пусть находят меня в индивидуальном порядке.
Многочасовые беседы по аське или Скайпу тоже должны уйти в прошлое, но отвечать на них для коротких разговоров я буду. Хотя лучше всего писать мне на мыло, лбо говорить по телефону. Я еще зайду в эту тему.
А так - удачи всем! |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:5 |
12:14 Landmark Forum |
http://www.landmarkeducation.com/ - официальный сайт (англ).
http://en.wikipedia.org/wiki/Landmark_Education - описание в Википедии (англ).
Landmark Education - это американская тренинговая компания, созданная в 1991 году.
Она является наследником организации, которая занималась тренингом EST (ЭСТ). Ее и сейчас возглавляет брат разработчика тренинга - Эрхарда.
Что такое ЭСТ (русифицированная версия), можно почитать здесь: http://www.po-drugomu.ru/trainings/03/
Landmark Forum.
Landmark Forum - первый тренинг из всех предлагаемых данной компанией.
Именно его я прошел в начале января этого года. (с момента написния этого я прошел еще кое-что, и мое понимание расшИрилось и углУбилось )
Он отличается от изначального ЭСТа, созданного в начале семидесятых, форматом и компоновкой, но, тем не менее, по моему описанию можно получить представление и о "смысловой части" российского тренинга (подробнее о российском тренинге - здесь: http://www.po-drugomu.ru/trainings/03/ ).
Формат Landmark Forum - 3 полных дня (пятница, суббота, воскресение), и вечер последующего вторника (тогда как стандартный ЭСТ - это два полных викенда и еще несколько вечеров).
Стоимость тренинга в США - 440$ (в других странах - по-разному). Однако, как оказалось, в эту сумму входят и 10 семинаров после тренинга.
Моя задача - описать тренинг, не выдавая ту информацию, которая помешает пошедшим туда получить полный эффект.
Начну с того, кому он может быть интересен.
Большинство людей в мире - не Далай-Ламы, Матери Терезы и так далее. Большинству не нужно просветление, искоренение голода во всем мире, и т.п. Большинство думает прежде всего о том, как улучшить свою жизнь и жизнь своих близких. Данный тренинг позволяет это сделать, - впрочем, он может быть полезен и кандидатам в Матери Терезы .
Есть у них отдельный тренинг и для подростков (от 13 до 17 лет), и для детей (с 8 по 12 лет).
За счет чего работают техники тренинга? Как удается помочь участникам поменять жизнь к лучшему?
За счет того, что каждый живет той жизнью, на которую внутренне настроен. У эзотериков это - основной постулат причинности, и многие школы психологии под ним тоже подпишутся. Потому большинство людей ходит по кругу, и их жизнь на уровне эмоциональных состояний и сценариев происходящего полностью определена. Они просто автоматически следуют ранее определенным сценариям. Соответственно, чтобы жизнь поменялась, необходимо "освободить место" и заполнить его чем-то новым, более соответствующим желаемому.
Для этого у них есть два компонента.
Первый - расчистка. Они дают методы осознания элементов своей жизни, которые держат людей там и в том состоянии, в котором они находятся сейчас. Это и бессознательная интерпретации событий из прошлого, и ловушки негативных состояний, и внутренние голоса, и неумение слушать, и многое другое. Что интересно, некоторые из их концепций, касающихся "препятствий на пути к успеху" и их методов преодоления один в один совпадают с тем, что написано в книгах по "эзотерической психологии", однако у них это ИМХО легче понять и интегрировать в свою жизнь.
Второй компонент - формирование событий через формирование себя (уровень самоидентификации в модели логических уровней). Как работает эта методика, рассказывать не буду, - скажу лишь, что для меня "включение" ее было сопряжено с весьма сильными переживаниями, хотя в конечном итоге она таки заработала и у меня (еще на семинаре).
Помимо этого я осознал значимость целостности (integrity), и что это такое. Понял, зачем это нужно, - равно как и те моменты, где отсутствие этой самой целостности оказывает негативное влияние на мою жизнь.
Другим большим прорывом стало осознание порочности и неполноценности той основы, на которой у меня строятся отношения с людьми, - основы, заложенной в очень раннем детстве. В течение нескольких недель после семинара значительная часть моих кругов общения, построенных на этой основе, разрушилась нафиг, поскольку я получил возможность высвободиться из-под власти данной модели.
Что интересно, этот последний прорыв произошел не тогда, когда говорил ведущий, а в момент, когда своим наболевшим делилась одна из участниц. Это - непременный атрибут подобных тренингов, - тренингов с большими группами людей. Подобие ситуаций в жизни разных людей приводит к тому, что рассказ одного из них может "зацепить" проблему и привести к пониманию, а то и катарсису.
Имеется у них и использование языковых конструкций для диагностики - хотя они и не обучают этому так, как НЛПеры, лишь дают некоторые "замены" - типовые слова, которые выдают застревание и т.п., и что стоит говорить взамен.
Весьма умно они подходят и к преодолению основной проблемы тренингов - "сопротивлению среды" после тренинга. О сопротивлении среды и методах преодоления оного подробно говорилось здесь: http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=807
Так, эффект от многих тренингов обычно весьма велик, - прошедший оные резко расшвыривает завалы, и получает от жизни какие-то призы. Например, через неделю после тренинга "Табу" выяснилось, что некоторые из прошедших его получили продвижение по службе или резкое (до 20%) повышение зарплаты; у кого-то произошли контакты с давно потеряными родителями, и т.п.
Однако потом, после первоначального рывка, все если не сходит на нет, то, как минимум, все стабилизируется на некоем уровне, нередко не сильно отличающемся от исходного.
Причина - мало какой короткий тренинг может "проломить" основные проблемы или изменить основные поведенческие шаблоны у большинства людей (хотя процентов у тридцати такое возможно, и они с тренингов получают максимум). Осложняющий фактор - у большинства людей жизнь (включая присутствующих в ней людей) выстроена вокруг их проблем/характера, и, соответственно, окружение весьма агрессивно реагирует на любую попытку человека стать "другим" - не таким, каким его привыкли видеть. Ну сами подумаете - вот излечитесь от садизма, - что будете с окружающими вас мазохистами делать? А ведь они будут так хотеть, чтобы вы их помучили!
Соответственно, "вовлекая/включая" (enrolling) других в СВОИ "новые возможности" (причем любые - через рассказ об этих своих намерениях и ОБЕЩАЯ это себе с намерением сдержать обещание), ты не просто стремишься вовлечь и этих других в тренинговую деятельность. Ты по сути говоришь окружающим: "Я уже не такой, осознайте, что я изменился - и примите меня новым". Это само по себе может уменьшить сопротивление среды.
Однако подается это так, чтобы встроить Landmark в жизнь участников как источник трансформации, и т.п. Лично мне с моей подготовкой в области практической психологии это никоим образом не мешает - я смог осознать, зачем это делается (в плане способствования моей трансформации), а коммерческо-пропагандистскую составляющую отверг. Более того, - я сейчас осознанно хожу на бесплатные "вводные сессии", которые проводятся раз в месяц. Зачем - объясню ниже.
Вообще, во время этой части тренинга я осознал "американскость" всего этого действа (потому не знаю, что происходит в плане рекламы на "русском ЭСТе").
Очань многое в американской культуре, как я ее вижу, стыкуется с тем, что я видел на тренинге. И техники продаж, и манера "public speaking" (насколько я знаю, в русскоязычной культуре ораторы выступают по-другому - в менее восторженном, и более интеллектуальном или силовом стиле), и типичные методы выражения позитивных эмоций, и "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" (момент в книге, когда обычные чайки - обязательно с упоминанием их "человеческих" имен - вдруг осознают "истину", и начинают об этом говорить) - все это плоть и кровь американской жизни и культуры.
Из семидесятых же растет подход "инструмента свободы", о котором я говорил применительно к НЛП.
Хотя, с другой стороны, они настраивают людей и на трансформацию общества через трансформацию других людей - преимущественно через вовлечение их в тренинг или собственное воодушевление по поводу новых возможностей, - высокое состояние, которое передается и им.
Другая составляющая - 10 семинаров (под названием Landmark Forum in Action Seminar), стоимость которых включена в стоимость изначального тренинга. В той группе, которую прошел я, около половины выпускников записались на семинары в нашем городе.
Цель этих семинаров - более тщательная проработка тех или иных моментов и концепций, изначально изложенных на форуме, и встраивание их в реальную жизнь участников через домашнюю работу. Это - исключительно грамотный подход, позволяющий достичь максиамально полезного эффекта от обучения. Неслучайно в России многие тренинги идут по принципу "одно занятие в неделю". Это делается именно для того, чтобы не скакать галопом по Европам, а точно так же встраивать навыки в жизнь.
Коммуникация участников друг с другом тоже является одним из основных методов воздействия на этом тренинге. После каждого отрезка семинара (2-3 часа) требуется пересаживаться, садясь рядом с ранее незнакомыми людьми. Контакты во время перерывов тоже приветствуются. Таким образом, возникает ощущение общности и контакты со значительным количеством людей.
Тем самым Landmark-овцы как бы создают интерфейс, позволяющий быстро переходить в "состояние прорыва"/состояние радостного воодушевления, свойственное семинару, через контакт с другими участниками групп под эгидой Landmark. НЛПеры назвали бы это якорем. Отчасти поэтому я и хожу на "вводные", куда можно было бы уже не ходить - на данном этапе это мне помогает. Со временем я смогу и сам переходить в такое состояние, и внешняя обстановка в виде группы не будет мне нужна для активации состояния. Но сейчас мне это полезно.
Кстати, сами работники Landmark очень приветствуют такие визиты выпускников - ведь это как говорит о качестве и полезности тренинга, так и создает эффект массового присутствия, полезный для новичков, которые пока еще не записались для прохождения Landmark Forum.
Мое резюме:
На данном этапе развития те процессы, которые используются как страшилки "антикультистами", уже не используются большинством организаций, проводящих подобные тренинги. Техники "повзрослели и возмужали", достигнув уровня, когда возможно их безопасное использование.
При четком осознании возможности прорыва и намерении обрести полезные навыки для своей жизни можно смело идти на тренинг. Если понимать смысл "встраивания", и мочь утилизировать его по-другому, не попадаюсь на крючок, то и этот аспект тренинга пойдет участнику на пользу, при этом его не порабощая.
Так что тренинг рекомендую всем, у кого нет серьезных проблем с психикой (психотикам и "пограничникам" лучше не ходить на тренинги вообще). |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:10 |
23:13 В кругу френдОв не щелкай мордой :roll: |
Поместил я в журнал свою старую статью, и, ничего не подозревая, пошел спать.
А проснувшись через 15 суток, обнаружил, что мне ажно 6 комментариев на нее пришло ... А поскольку у меня в настройках не было выставлено извещение о комментариях, я только сейчас их и обнаружил ... |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:5 |
07:29 Старое: В связи с |
Старое:
В связи с тем, что данная тема начала всплывать в моей жизни во многих темах данного форума, я решил начать новую тему, в которой опубликую слегка переработанное исследование на тему двух моделей ответственности, опубликованное некоторое время назад на другом форуме. Примеры тем, где данная проблема поднималась: http://forum.syntone.ru/index.php?showtopi...indpost&p=70033 http://forum.syntone.ru/index.php?showtopi...indpost&p=69271 (про "крутить") - и мой ответ здесь: http://forum.syntone.ru/index.php?showtopi...indpost&p=69715 Кое-что уже обсуждалось в теме "Мистицизм", хотя об ответственности там напрямую речь и не шла. Я попрошу не сливать данную тему с уже существующими, поскольку тут не идет обсуждение того, кто виноват, и что делать, если что-то пошло не так. Здесь идет априорное распределение ответственности; она берется на себя ДО того, как . И это ответственность не за неудачи, а за жизнь, если можно так выразиться. Я расскажу о разнице между "продвинутым" и "психологом" (либо учителем/преподавателем в восточном и западном понимании) в плане базовых моделей-намерений поведения. Хочется обрисовать разницу с несколько неожиданной стороны - глядя на нее через призму общества и ответственности. 1. Общество. Эгалитарность общества Запада привело к тому, что ни у кого нет авторитета, присущего обществу традиционному, и особенно сейчас, когда у всех есть доступ практически к любой информации. Многолетний больной-хроник будет рассуждать о своем заболевании, лекарствах, методах лечения и даже врачах с апломбом профессионала. Следовательно, его "знание" будет ставить ментальный блок, через который врачу придется пробиваться, если метод лечения отличен от действующих "объективно" пилюли или хирургии - то есть, врач не может получить сотрудничество больного "на халяву", в силу своего статуса и авторитета (а также его личной этики). То же самое относится и к учителю/преподавателю. Соответственно, стать врачом/Учителем на Востоке может далеко не каждый. Кто-то на том форуме сказал, что используемая в традиционных обществах модель отношений между врачом/целителем/учителем и больным/студентом называется патерналистской, когда врач - как отец пациентам, и его инструкции выполняются, а не оспариваются, пусть даже в душЕ (синтоновское "тотальное ДА", или даже слепое преклонение/подчинение). В западном мире модель отношений - преимущественно провайдерская, где врач предоставляет пациенту услугу за деньги - примерно так же, как автомеханик или косильщик лужаек, и покупатель услуг имеет право требовать высокого качества. С другой стороны, в такой модели часто теряется "человеческая", личная составляющая контакта между врачом/учителем и пациентом/учеником - какие человеческие отношения, если пациенты судятся с врачами направо и налево (при этом 80% исков к врачам оканчиваются ничем - либо не доходят до суда, либо суд врача оправдывает)! Будешь ли ты вкладывать душу в тех, кто может в любой момент начать с тобой судиться? Далеко не каждый человек может это сделать. В таких условиях очень многие врачи черствеют и превращаются в более дорогих автомехаников (как сказал один врач в письме в нашу местную газету). Вообще, у меня сложилось впечатление, что западное общество стремится поставить между каждыми двумя людьми закон с его жрецами - полицейскими и юристами. 2. Ответственность и этика. Распространение провайдерской модели привело к еще одной негативной тенденции - попытке передачи полной ответственности за исцеление/развитие/обучение с исцеляемого на "профессионала", тогда как исцеляемый/обучаемый не хочет ничего делать, не отличаясь по сути от оперируемого больного или того же автомобиля. Придурочое правительство США сейчас хочет передвинуть на провайдерскую модель даже школу, потребовав от учителей одинаковой успеваемости как в "сильных", так и в "слабых" районах (чисто социалистическая программа "No Child Left Behind"). Идиотизм, да и только. Основной постулат традиционных восточных, и не только восточных, "продвинутых" - в том, что какая бы причина вас к ним не привела, вам это нужно больше, чем им - и потому ВЫ должны быть готовы делать то, что понадобится, для того, чтобы получить желаемое - знания/умения, либо исцеление. Ответственность в этой модели лежит на исцеляемом/обучаемом. Следствием этого стало и то, что традиционному целителю не нужно устанавливать раппорт и/или подстраиваться под больных или студентов: это их обязанность - подстроиться под него. В западном же обществе специалисту мало быть хорошим специалистом - ему еще нужна красивая и приятная облатка, дабы мочь подать (или, вернее, "продать") себя. Конечно, слово "облатка" имеет несколько негативную коннотацию, но я хочу, чтобы его воспринимали по-другому . Результат - больным легче, но врач разрывает свое внимание между лечением и "маркетингом", и в понятие хорошего врача/учителя входит это умение - и желание - "подстройки". Плюс, часто врачу приходится бороться с внутренним нежеланием пациента исцеляться. Учитывая развитие методов этой борьбы, мантрой становится "от тебя ничего не надо; у нас есть таблетки, работающие на всех". А уже вследствие этого идет унификация - ведь врачам некогда разбираться, кто хочет исцеляться, а кто - нет. Оба получают одну и ту же таблетку в зубы, и шприц с одной и той же гадостью в попу. Различна в этих системах и этика вкупе с принятием решений. В патерналистской системе врач/учитель делает то, что считает нужным. Его авторитет обеспечивает ему доверие и уважение со стороны того, кто к нему обращается. В провайдерской инициатива и право принятия решений в ситуации контакта провайдера с потребителем услуг лежит лишь на потребителе, платящем деньги. "Самостийность" со стороны провайдера является чем-то неэтичным. 3. Взгляд с Востока. Если поискать примеры на форуме, то Иеро периодически выступает как раз с позиции "продвинутого", а не "психолога". А непонимающие этого читатели наезжают (см. вставку голубыми чернилами) на форму подачи материала и прочие огрехи, не понимая, что их задерживает "первый барьер" на пути тех, кто недостоин получить знание . Вот моя оценка ситуации из позиции "продвинутого":
Цитата | Есть тут и еще одна составляющая - проверка целеустремленности и прочих личностных качеств соискателя. Не секрет, что овладеть навыками куда сложнее, чем просто прочитать книжку и нагрузить свой мозг информацией. Это требует силы, целеустремленности и дисциплины в течение длительного времени. Тот, кому действительно необходимо знание, прорвется и через тернии к звездам. Тот же, кто не хочет этим заниматься, отвергнет и идеально написанный текст. Поэтому форма подачи информации является первым барьером, отсеивающим "недостойных" - в данном случае тех, кто не желает себя утруждать даже настолько, чтобы прочитать то, что излагают специально для него. Такой человек вряд ли найдет в себе достаточно желания, чтобы овладеть предлагаемыми техниками - так зачем его мучить, принимая его в институт, который он все равно не сможет окончить? Пусть идет в ПТУ или сразу на работу, не требующую образованности. А уж как он рационализирует это свое нежелание учиться дальше, мне до одного места. Обычно либо требуют "научных доказательств", либо говорят "мне и так хорошо". Ну и попутного им ветра, - а те, кто учится, собирают для своей лодки мощный мотор, и от ветра зависят куда меньше. Как вам такая трактовка? |
По-настоящему мудрый человек учится, воспринимая информацию в любой форме и из любого источника, привередливый дурак требует удовлетворения некоторой форме (например, ученой степени) от обучающего и определенной формы подачи материала (например, "доказанности"). Не случайно на Востоке учителя - даосы или суфии - часто являлись в общество под личиной нищих (например, дервишей). Это тоже был тест (мне вспоминается один из рассказов китайского средневекового писателя Пу Сунлина на эту тему). 4. Запад наносит ответный удар. Может показаться, что я считаю патерналистскую систему идеальной, а провайдерскую - дурной, однако не все так просто . Я вижу три проблемы с патерналистской системой: а) Больше требований к личности, а не только к профессиональной квалификации. Наше общество - ИМХО общество специализированных дегенератов . То бишь, значительный процент может быть узким специалистом в одной-двух областях (например, в свеой профессии и в своем хобби - компьютрных играх), а в остальном - не уметь ЖИТЬ. Стремление предоставлять услуги в патерналистской модели требует гамоничного личностного развития с ликвидацией потенциальных "подводных камней" (например, встретились врач с архетипом "вина" или "несправедливо обвиненный", и больной с архетипом "жертва, становящаяся преследователем". Итог - они на уровне подсознаний "договорятся", и страховым компаниям потом придется раскошеливаться на судилища и жадных адвокатов). Следовательно, значительный процент недостаточно мотивированных и сильных, пусть и талантливых, окажется за бортом многих профессий, требующих "обезглюченности". Да и представители этих профессий могут оказаться в дефиците. б) Отсутствие критики/обратной связи/проверки качества, так как "пациент" полностью во власти "провайдера-патерналиста". Хотя, если посмотреть, это происходит в основном из-за невысокой личной этики в обществе - в Штатах огромное количество клиентов "надувается" при пользовании каким-либо сервисом - например, осуществляется ненужный ремонт автомобиля, или ставятся чрезмерные диагнозы при лечении зубов - все, чтобы выдрать побольше денег. Хотя даже в условиях провайдерской системы проверить все становится невозможным в силу увеличения специализации. в) Застой. Застой в плане формы при обучении. Если ты, обучая, можешь быть лишь копией своего учителя - скорее всего, ты ей и будешь. В этом случае значительный процент учителей не будет новаторами - зачем, если уже есть методики, которые работают? Вообще, может оказаться так, что роль учителей придется выполнять людям совсем без педагогических талантов, которые заняли пост учителя в силу своей профессиональной квалификации и высот личностного роста, заключающихся в искоренении внутренних проблем, но не в выработке способности обучать. Застой в обществе и технологии. Если тебя будут слушать, удовлетворяясь услышанным, и так, зачем что-либо менять? 5. Синтез С другой стороны, плюсы патерналистской системы во многом перевешивают вышеописанные минусы во многих областях. Таким образом, провайдерская система - деградация населения, специализация общества и полная бездушность, бесчеловечность общественных отношений (сложно быть человечным с теми, кто считает, что вправе тебя засудить при первой же оплошности - по существу, провайдерская модель ставит полицейского и юриста-законника между любой парой людей, вступающих в те или иные общественные отношения) при увеличении общественного творчества "напоказ, для потребления другими" и прогресса, тогда как патерналистская - это совершенствование людей (и "внутреннее творчество" для себя) при застое в обществе и технике. Идеальная система будет сочетать эти два подхода, и люди смогут обучаться/воспринимать информацию из уст обоих типов учителей. Мне кажется, что эта идеальная система сможет взять от патерналистской системы ее доверие вкупе с формированием личной мотивации, после чего упор на личное творчество будет куда бОльше, чем во многих традиционных системах обучения. А как бы разрешили это противоречие вы? |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:7 |
|
|
|