mJournal  mJournal
Случайный журнал · Форум · Сайт Синтона · Журналы ·
Сайт Синтона     Расписание тренингов
Главная -> Журналы -> Sergey
Воронье гнездо
 
22 августа 2007
 15:28  Сказка о педагогике. Глава 6
6 Уроки прошлого
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: Забывший прошлое обречен его повторить.

Какими бы дикими ни казались деяния наших предков, не спешите их осуждать. Да, детям в прошлом приходилось нелегко, но и у взрослых жизнь была не райская. Методы родителей кажутся бессмысленно жестокими. Но наши предки так не думали. Напротив они считали свои методы правильными и полезными. И детей своих они пусть по-своему, но любили.

Дикости, к сожалению, хватает и в наше время. Старые предрассудки заметно ослабли, но не исчезли. Да и то, перемены произошли далеко не везде. В некоторых африканских странах учителя в школах используют хлыст, чтобы наказывать детей и загонять их в школу на занятия. В глубинке Китая, где живут крестьяне, до сих пор сильны традиции прошлого. Здесь могут убить ребенка, если родителям не понравится его пол.
  • Да чего далеко ходить. Разве не дикость то, что происходит в некоторых Российских детских домах?

Каждый народ должен пройти свой собственный путь, прежде чем избавится от дикости и предрассудков. То, что мы сейчас живем в более благополучном обществе – заслуга наших предков, а не наша собственная. Давайте же своими силами в своей стране (или хотя бы семье) поможем изжить хоть часть современной дикости. Тогда и у нас будет повод для гордости.
  • Ура!

Кстати, один из самых вредных предрассудков прошлого, актуален и в наши дни. В психологии это явление называется проекцией. Проекция – это эмпатия наоборот. Эмпатия к ребенку означает, что взрослый может представить себя на месте ребенка, понять его чувства. Проекция же означает, что взрослый неосознанно воспринимают ребенка как будто он тоже взрослый, приписывает ему свои собственные чувства и желания, наказывает за домыслы.
«Посмотрите, как она строит глазки! Как снимает мужчин - она настоящая секс-штучка!» - говорит мать о побитой дочери двух лет.

Проекции были обычным явлением в отношениях родителей и детей прошлого. Значительное ослабление проекций произошло лишь в 18 веке. До этого времени, мало кто из родителей мог сблизиться с ребенком, понять его чувства.
  • По этой причине, я не слишком доверяю авторитету педагогов прошлого. Не случайно, самые выдающиеся педагоги-воспитатели появились уже в 20 веке.

В наши дни, проекции все ещ встречаются достаточно часто.
– Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами просит ученик.
– И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – отвечает учитель.
В этой ситуации учитель, уже домыслил за ученика мотив и вынес приговор. Но и дома в семьях, подобное встречается настолько часто, что впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка.
  • Разумеется, дети тоже далеко не всегда понимают взрослых. Не удивительно – они же берут пример с нас – взрослых.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:1
 08:05  Сказка о педагогике. Глава 5
5 Правдивая история детства
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: о чем молчит педагогика?

Каждая наука начинается со своей истории. В центре внимания вузовской теоретической педагогики всегда находятся педагоги прошлого и их теории. Ну что ж, история, как история, иногда даже интересная, но... Какая-то пресная. Описываются теории, но очень уж скупо повествуется о том, как жили современники педагогов, как они относились к детям. Создается впечатление, что отношения родителей и детей прошлого не так уж отличались от современных.
  • Конечно же, это впечатление обманчиво.

Ну да, Демокрит придавал большое значение личному примеру, Руссо – свободному воспитанию, а Лесгафт – воспитанию в семье. А современные педагоги (вот молодцы!) обобщили весь опыт прошлых поколений и, поэтому, стали самыми умными.
  • Ура?

Настоящая история практической педагогики – это история детства, история эволюции отношений родителей и детей. Эта история содержит много мрачных страниц, описывающих тысячи лет невежества и предрассудков.

Почему я считаю необходимым ознакомить читателей с этой мрачной историей? Не потому, что желаю шокировать вас. Я считаю, что, только зная прошлое, можно по достоинству оценить то, что мы имеем в настоящем.

Я изложу лишь основные факты из истории детства. С более подробной версией вы может познакомиться, прочитав книгу Ллойда Демоза «Психоистория» (главе «Эволюция детства»).

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд Демоз

  • В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.
В 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей
  • Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
  • Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
  • В средневековье, на смену убийству пришли другие способы отказа от детей. Ребенка отправляли к кормилице, в монастырь, в дом другого знатного рода в качестве слуги или просто продавали в другую семью.
  • Традиция отдавать детей была столь сильна, что существовала в Англии и в Америке до восемнадцатого века, во Франции - до девятнадцатого, в Германии - до двадцатого.
В 1780 г. глава парижской полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождается 21000 детей, из них 17000 посылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправляют в дома для младенцев, 700 вынянчиваются кормилицами в доме родителей, и лишь 700 кормят грудью матери.
  • Дети всегда и везде плохо питались.Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
  • Со времен Рима мальчики и девочки всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века все дети, за исключением разве что Членов королевской семьи, использовались как слуги. Лишь в девятнадцатом веке использование детского труда стало предметом обсуждения.
  • До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев.
Уже будучи королем, Людовик XIII часто в ужасе просыпался по ночам, ожидая утренней порки. В день коронации восьмилетнего Людовика высекли, и он сказал: «Лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли».
  • Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
  • Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей.
  • Когда наказание битьем стало выходить из моды, потребовалось другие наказания, чтобы делать детей послушными. К примеру, в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало очень популярном запирать детей в темноте.
  • Еще с древних времен чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.
  • В средневековье детей часто выводили всем классом из школы, чтобы они посмотрели на повешение, родители также часто брали детей на это зрелище. Считалось, что вид казней и трупов полезно для воспитания детей.
  • Одно время, роль «пугала» для детей брала на себя церковь.
После Реформации сам Бог, который «обрекает вас геенне огненной, как вы обрекаете пауков или других отвратительных насекомых огню», был главным страшилищем для запугивания детей.
  • Когда церковь перестала возглавлять кампанию по запугиванию, появились новые страшные персонажи: приведения, вервольфы и др.
«Нянька взяла моду утихомиривать капризного ребенка следующим образом. Она нелепо наряжается, входит в комнату, рычит и вопит на ребенка мерзким голосом, раздражающим нежные детские уши. В это же время, подойдя близко, жестикуляцией дает понять ребенку, что он будет сейчас проглочен».
  • Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
  • До двадцатого века маленьких детей было принято оставлять одних. Родители редко заботились о безопасности детей и предотвращении несчастий.
  • До восемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а ставили им вместо этого клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное, независимо от того, были ли они здоровы или больны.
Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым. То, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, означало, что на самом деле где-то в глубине он плохо относится к окружающим.
  • Известный педиатр восемнадцатого века Уильям Бачэн сказал: «Почти половина человеческого рода погибает во младенчестве из-за неправильного ухода или его отсутствия».
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0

21 августа 2007
 09:35  Сказка о педагогике. Глава 4
4 Практическая педагогика
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: теория без практики мертва.

Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его.

Что же получается? Может быть, педагогика – это не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься.
  • Рассуждения в таком стиле не редкость среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат просто как отмазка, оправдание своей некачественной работы.

Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта, пускай художника из него не получится, но рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников».

Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен.
Как бы вы оценили качество обучения в этой школе?
  • Фигня.

В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

Если теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, это не значит, что их нельзя найти в других источниках.

Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:
  • Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
  • Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
  • Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
  • Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
  • Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
  • Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
  • Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»

Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:4
 09:34  Сказка о педагогике. Глава 3
3 Наука педагогика
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: Педагогика – не наука, а искусство. (К.Д. Ушинский)

Учительница Марина Федоровна не очень ладила со своей ученицей Катей. Когда у Марины Федоровной был открытый урок, Катя решила отомстить «зловредной училке». Прямо во время занятия Катя делала замечания в адрес Марины Федоровной насчет качества ее урока и ее учительских способностей. В обычной ситуации учительниц начала бы орать, но на открытом уроке вынуждена была терпеть и сдерживаться. Только злой взгляд, который она бросала на строптивую ученицу, выдавал ее гнев.

Инспектор, который присутствовал на открытом уроке, заметил бессилие учительницы. Заметил и гримасы, которыми Марина Федоровна награждала Катю. В рецензии к уроку он написал «учитель не смогла создать достаточный уровень мотивации учащихся».
  • Вот в чем, оказывается, была проблема. Нужно было поработать над уровнем мотивации.
В результате всего случившегося, педагогический разряд Марины Федоровной была понижен.

Эту историю нам рассказывали в ВУЗе как пример того, что не только учитель может наказывать учеников. Ученики тоже могут наказать плохого учителя. Я же слушал эту историю и думал совсем о другом. Да, учительницу наказали, уменьшив ее и без того мизерную зарплату. При этом, она по-прежнему работает в школе. Все ее проблемы остались при ней. Как она не умела с ними справляться, так не умеет и сейчас.

Может быть, замечания инспектора помогут учительнице? Сомневаюсь. Инспектор наказал учительницу, но значит ли это, что он понимает, чем вызваны ее проблемы в отношении с учениками? Нет. За сорок минут открытого урока в этом трудно разобраться. Инспектор просто почувствовал неладное и сделал формальную отписку. На самом деле, как решать проблемы Марины Федоровной инспектор знает не больше, чем она сама.
  • Единственный смысл подобных проверок – защита от дураков. Только очень слабые учителя проваливают их.

Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.

Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как педагогика успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики.
  • Практикам остается лишь биться головой о стенку. Или просто обходить педагогику стороной.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0
 09:32  Сказка о педагогике. Глава 2
2 Педагогика, которой нет
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: Кто не умеет работать – тот учит, как надо работать. Кто не умеет учить – тот учит, как надо учить.

Откроем, для примера, какой-нибудь ВУЗовский учебник по педагогике.

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Педагогика представля*ет собой науку о сущ*ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека
Пока все здорово. Мне нравится, как звучит «Искусство воспитания». Практически у всех людей есть или будут дети. Почитаем подробнее, что нужно знать об их воспитании.

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима*ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

Воспитательные факторы: наследственность, биография, культура и др. По-видимому, эти факторы важно учитывать, когда я занимаюсь воспитанием.

Критерии воспитанности: добро, истина, красота. Мда... И как же нам с такими критериями определить, кто воспитан, а кто нет? С тем же успехом можно было сказать: спроси у Господа Бога.

Методы воспитания. Наконец-то, дошли до методов! Сейчас расскажут что-то более практичное... Погодите. Еще до того, как упомянуть хоть один метод нам рассказывают о двух классификациях методов - Щукиной и Пидкасистого. Далее перечислены пять методов, для которых, по видимому, и понадобились две классификации.
  • Напоминает анекдот про украинцев, которые в группе из трех человек создадут четыре группировки.

Итак, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера.

  • Зачем же автор пытается систематизировать знания, которых в его книге просто нету?

Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата:
«Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума.

Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов?
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0
 09:31  Сказка о педагогике. Глава 1
1. Педагогика – что за зверь такой?

Эпиграф: кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода.
В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.
Примерно в это же время, я случайно наткнулся на книги Януша Корчака - писателя, который очень проникновенно пишет про детей, их жизнь, их радости и горести, про то, как несправедливы и несносны порою бывают взрослые. Корчак зажег во мне желание узнать, что не так в этом мире и можно ли хоть что-то в нем изменить.

Справедливости ради стоит сказать, что в педагогически ВУЗ я поступал не потому, что хотел стать учителем. Но меня радовала возможность больше узнать об этой профессии. Я надеялся, что педагогика даст ответы на мои вопросы.
  • Заблуждаться мне пришлось недолго.

На занятиях педагогики мы узнали, что такое обучение и воспитание. При этом ничего не узнав, как нужно обучать и воспитывать. Узнали, что развитие человека, «как личности и субъекта деятельности» обязательно включает в себя: развитие эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и т.д. При этом мы понятия не имели, каким образом нужно развивать эмоциональную сферу и уверенность в себе у учеников.

Уже на первом курсе я изрядно разочаровался в педагогике. На третьем курсе мое мнение немного улучшилось, когда мы стали изучать историю педагогики, педагогический опыт других стран и педагогические инновации. Это было хотя бы интересно.
На третьем же курсе я прочитал две отличные книги: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Сердце отдаю детям» Сухомлинского.
  • Сейчас я думаю, что эти две книги – наибольшая ценность, которую я вынес из курса педагогики.

Я не хочу сказать, что ВУЗ совсем не готовит будущих учителей к работе в школе. Кроме педагогики была еще методика, где нас тренировали как нужно вести занятия, планировать уроки и составлять конспекты. Курс психологии в основном был немногим лучше педагогики. Но возрастную психологию я по-настоящему уважаю. Она помогает понять, как взрослеет ребенок и к чему нужно быть готовым взрослым.

И все-таки, из всех предметов, которые нас готовили к работе учителя, педагогика оказалась самой бесполезной.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0
 09:28  Сказка о педагогике
О чем эта сказка? О том, что такое педагогика, какой она бывает. Чем отличается теоретическая и практическая педагогика? Какова настоящая история детства? Чем отличается воспитание в разных странах?

Сказка еще не закончена. Я буду публиковать ее частями. Буду благодарен за любые отзывы, в т.ч. критические. icon_smile.gif

ps.gif Если кто найдет, что стиль сказки чуточку напоминает стиль философских сказок Н.И. – это не случайно. icon_wink.gif
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0

21 июня 2007
 09:16  У Юрия Куклачева отнимают театр
Подробности можно почитать здесь.

Хочу выразить поддержку Юрию Куклачеву и его делу.

Я возмущен происходящим до глубины души, потому что считаю Юрия Куклачева очень достойным человеком. Героем. Да, герои бывают разные, клоунский грим героизму не помеха. Благодаря таким людям, наша жизнь становится теплее, ярче и интереснее.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:1

28 февраля 2007
 14:50  Модель форума: Пирамида знаний
Модель форума: Пирамида знаний

Три основных направления деятельности участников интернет-форумов:
1. Общение (показать себя и на других посмотреть)
2. Развлечение (различные игры, в том числе и психологические)
3. Обмен информацией
Конечно же, это деление весьма условное. Не бывает форумов, на которых совсем нету какого-то из этих направлений, но бывают форумы, на которых то или иное направление является ведущим.

Люди приходят на форум по разным причинам. Многие остаются на форуме на достаточно долгий срок. Потом уходят или «переселяются» на другой форум. От чего зависит поведение участника на форуме? Можно ли его спрогнозировать? Предлагаю свою модель, основанную на наблюдениях и опыте.

Пирамида знаний

В эту модель впишутся большинство Интернет-форумов. Форум можно представить в виде пирамиды знаний. Пирамида представляет собой совокупность знаний, которые может получить участник на данном форуме.

Как образуется пирамида знаний?

1 этап: в вопросах, которым посвящен форум, мало кто разбирается. Люди заходят, задают вопросы, но ответов не получают.
все участники форума находятся на нижнем этаже пирамиды

2 этап: один или несколько энтузиастов самостоятельно осваивают определенные вопросы. На форуме они становятся лидерами или консультантами.
несколько участников поднялись на второй этаж пирамиды

3 этап: вопросы начинают повторяться. Консультантам лень отвечать на одни и те же вопросы по 10 раз. Они пишут рубрикаторы тем, обучающие статьи, FAQ и т.п. Размещают эту информацию на форуме.
участники создают «лифты» для тех, кто находится этажом ниже.
(!) Это очень важный этап. Создание «лифтов» снижает нагрузку на лидеров форума и заметно ускоряет рост самой пирамиды.

4 этап: на форуме появляется все больше людей, которые разбираются в простых вопросов. Теперь роль консультантов могут брать на себя другие участники. Обычно, прежние консультанты снижают свою активность и переходят к изучению более глубоких вопросов.
на втором этаже становится все больше людей. Лидеры форума ищут пути на третий этаж

5. этап: некоторые участники осваивают более глубокие знания. Новички уже не способны сходу воспринимать его. Поэтому участники становятся консультантами для участников уже знакомых с основами материала
лидер забрался на 3-ий этаж. Он начинает помогать другим участникам сделать то же самое. Причем для этого годятся только участники, которые находятся на 2-ом этаже. Забраться с 1-го этажа сразу на 3-ий – у большинства участников сходу не получится.

Далее этапы начинают повторяться. Кто-то из лидеров движется вверх и помогает двигаться другим. Так растет пирамида.

Если знания, собранные в пирамиде достаточно разнородные, большая пирамида начинает делиться на несколько более мелких.

Устройство пирамиды

Вверху пирамиды находятся лидеры форума. Часто лидером бывает кто-то из старых участников – старожил.

Внизу пирамиды находятся новички. Молодым участникам многое внове. Они приходят на форуме и имеют возможность учиться тому, что им нравится. Постепенно, они получают от форума то, что можно - поднимаясь в иерархии пирамиды все выше.

В пирамиде знаний ключевой момент не в том, кто выше (хотя некоторые участники действительно любят похвастать своим статусом). Самое важное в пирамиде – это возможность получения участником новых знаний. Форум становится бесполезен для участника, когда перестает предоставлять участнику возможность получать новые знания и возможность развиваться. Это справедливо для всех форумов, даже для тех, где ведущим направлением являются общение или игры.

Некоторые участники постепенно теряют интерес к получению знаний и застывают на том уровне, которого достигли. Участник сам теряет интерес к обучению или форум перестает давать возможность для обучения и развития. Застывший участник, может поступать следующим образом:
1. Уйти с форума или заметно снизить свою активность.
2. Уйти в другое направление – чаще всего в игры.
3. Помогать другим участникам подниматься выше .
(Чаще всего этим занимается кто-то из сторожил, которые уже слишком привыкли к форуму. Они помогают форуму, становясь добровольным консультантом или модератороми).
Чем большее время участник находится в застывшем состоянии, тем выше вероятность, что он окончательно уйдет. И это действительно в его собственных интересах.

Как заканчивается рост пирамиды

Пирамида не может расти вверх в двух случаях.
1. На форуме нет лидеров, способных подняться на следующий этаж и подтянуть за собой остальных участников.
2. Лидеру форума не хватает «опоры», чтобы продолжить движение. Опорой являются участники, которые находятся на том же или чуть более низком этаже, что и сам лидер.
Наличие «конкурентной» более качественной пирамиды также может значительно снизить темпы роста.

В любой пирамиде может наступит момент пресыщения знаниями. Это значит, что участники, находящиеся наверху, застыли в своем развитии. Чем больше размер застывшей верхушки – тем хуже для форума. Чаще всего участники на застывшей верхушке не только не помогают, но даже мешают росту нижестоящих участников. Например, старые участники начинают с раздражением относится к молодым, наказывают их за "глупые" вопросы, критикуют потенциальных лидеров и т.д.

Возможны 2 варианта:
1. Пирамида прекращает или сильно замедляет свой рост ввысь (но она все еще может расти вширь). Система становится самоподдерживающейся. Размер уже имеющихся на пирамиде знаний +общений и развлечений вполне достаточен, чтобы привлекать на форум достаточно число новых участников.

2. Пирамида начинает деградировать и разрушаться. Это происходит, когда застывших участников становится слишком много. Разрушается сама система получения знаний. Окаменение как болезнь распространяется сверху вниз. Начинают уходить важные участники. Вместе с их уходом, в пирамиде появляются дыры.
На форуме могут быть одни лишь знаний без участников, но это все равно что каркас вместо жилого дома. Причем этот каркас тоже может мешать деятельности новых лидеров. У деградирующей пирамиды крайне мало шансов снова перейти в фазу роста.

Как сделать, чтобы форум процветал как можно дольше

1. Для роста форуму нужны лидеры.

2. Лидеры приходят сами или их приглашают с других форумов.

3. Администрация форума создает условия,
а) чтобы лидеры оставались и могли реализовать свои задумки
б) чтобы на форуме оставались именно те лидеры, которые будут полезны для его роста.
Ничто не мешает представителям администрации форума быть лидерами.

4. Желательно, чтобы у каждого лидера был личный долгосрочный проект. Идеальный вариант – проект нужен лидеру не на форуме, а в жизни. Но форум дает возможность работы над этим проектом.
Форумные проекты нужно поднимать снизу, а не сверху. Сверху можно лишь создать подходящие условия (если конечно верхи понимают суть идеи). И все равно без лидера не обойтись.

5. Администрация форума следит, чтобы на форумные старожилы становились поддержкой форума (а не помехой для нижестоящих).

6. Следить за сохранностью «опорных балок» и «лифтов» форума. В нужный момент организовывать постройку новых лифтов.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:0

24 января 2007
 19:51  Право на ошибку
Старый боцман

Попугая с плеча, старый боцман, сними.
Я к тебе заглянул на минуту-другую.
Я - сопливый матрос, и, едва заштормит,
Под коленками дрожь удержать не могу я.
Я не то чтоб боюсь - просто ж я не привык,
Хоть в мои то года - быть пора капитаном.
Я хочу все уметь, Расскажи мне, старик,
Как быть добрым, большим, мудрым и постоянным.

Приоткрой мне, старик, тайны древних морей,
Ты ведь, знаю, найдешь, чем со мной поделится.
Ты ведь знаешь язык рыб, и птиц, и зверей:
Ты ж сумел научить говорить свою птицу!
Научи в кабаках ром хлестать из горла,
Научи соблазнять длинноногих красоток.
Жить, чтоб, как у тебя, - жизнь под ложечкой жгла,
Чтоб по жилам неслось сумасшедшее что-то.

А еще объясни, как тайфун обогнуть?
Как не падать за борт в штормы, так же, как в штили?
Расскажи, как мне плыть, чтобы не утонуть?
Объясни, как мне жить, чтобы не утопили?
Ты ж объездил весь мир - что ж ты, боцман, молчишь?
Что же птица твоя в даль глядит, не мигая?
Видно, боцман, ты прав: жить нельзя научить.
Можно лишь научить говорить попугая.

Нам по шкуре чужой не прочесть ничего.
Мы на шкуре своей все изведаем вскоре.
Неужели ж нам в штиль греть под солнцем живот?
Не за тем мы идем в беспокойное море.
Я уж как-нибудь сам жизнь рискну изучить:
Можно ль боцманом стать, бурь и гроз избегая?!

Так что - ты уж молчи.
Старый боцман, молчи.
И - заставь помолчать своего попугая.


(С) Г. Васильев А. Иващенко

На мой взгляд, очень правильная песня.
|| Цитата || || Печать || Комментарии:4

 
Sergey


Пользователи

Друзья


Регистрация 03.10.2003
E-mail Нет доступа
Приват Отправить
WWW Нет данных
ICQ Нет данных
Профиль Перейти
Рейтинг
Рейтинг: 10.0    Голосов: 1
Список друзей
MegaVolt Mikai SiberianTiger Tori Аусма Весна Губернатор Иеро Ласкер Лета Сова
Добавлен в друзья
Губернатор Лета Сова
Добавлен в избранные
Весна
Календарь
сентябрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Статистика
Просмотры
Сегодня: 14
Всего: 27000
Хосты
Сегодня: 1
Всего: 17953
Последний комментарий
[4] Сказка о педагогике....
25.08.2007 22:39
Написал: Sergey
[1] Сказка о педагогике....
24.08.2007 09:32
Написал: Весна
[1] У Юрия Куклачева отн...
21.06.2007 21:38
Написал: фрекен Бокк
[4] Право на ошибку
11.02.2007 21:52
Написал: Sergey