Вчера оказалась невольным слушателем тренинга в "Новом Проекте", посвященного чувствам и тому, как мы с ними обходимся. Услышанное пало на благодатную почву собственных размышлений, чем собственно и делюсь.
Вот ведь еще один парадокс:
Когда кто-то нам нравится, интересен, или даже любим, изо всех сил можем делать вид, что этот человек нам безразличен. А то и вести себя достаточно вызывающим, обидным для него образом. То ли чтобы он ни о чем таком не догадался, то ли чтобы остальные не заподозрили (хотя второе и вовсе глупо).
Когда кто-то не нравится, безразличен, или просто пока непонятно, что там у меня к этому человеку - можем быть вежливы и любезны, демонстрировать приятие и расположение, щедрость и радушие. "Я не хочу его обидеть", - звучит в этом случае частое оправдание.
И там, и там - отсутствие искренности, несоответствие внешнего и внутреннего, показываем то, чего нет. В результате - привлекаем к себе не то и не тех, мучаемся неразделенностью, вынуждаем себя оправдывать ожидания, с завидной регулярностью садимся не в свои сани, а то и вовсе мимо...
Вот не знаю я, что страшнее: проявить настоящие чувства? признать их в себе? встретиться с настоящими чувствами Другого? Вот вы как думаете?
Ну да, как психолог и консультант, я уже знаю: все родом из детства. Родители, которых воспитывали их родители, которых в свою очередь тоже кто-то воспитывал, и так далее... - родители, они тоже ведь люди. И тоже - боятся каких-то своих чувств. И они тоже - пугались, когда мы в детстве что-то проявляли. И реагировали на это таким образом, что мы решили, ради собственной же безопасности, свои чувства скрывать. Мы научились демонстрировать то, что им от нас было нужно, ради их любви, в которой нуждались для выживания.
Да, теперь мы взрослые. Мы больше не нуждаемся в родителях и их заместителях, чтобы выжить. Мы можем позаботиться о себе сами. Мы способны выдержать боль отказа и отвержения, не разрушая себя. Мы способны вместить любовь и близость другого человека, не потеряв себя. Только часто - мы не знаем этого о себе. Мы не знаем, что мы уже - взрослые, и что мы можем. Мы по-прежнему застряли в детстве, в том самом месте, где нас останавливали. Нас не научили этому. Мы можем, но - не умеем.
Так может, рискнуть и начать учиться?
Увы, часто наш риск - из разряда "еще раз наступить на те же грабли и убедиться, что делать этого не следует". Не вовремя, неуместно, не тому, не то... И часто на этом все заканчивается, и возвращается на круги своя. Часто, чтобы выйти из этих привычных кругов - нужен проводник, помощник, освещающий путь и помогающий научиться. В этом - моя работа. Хотя я отдаю себе отчет, что сама тоже пока - только учусь...
Учусь - пробовать постепенно, попускать по чуть-чуть. Хотя пока - часто бываю чрезмерна. Научиться терпеливости и тонкочувствованию. Обнаруживать в себе шаг за шагом свои собственные чувства и делиться ими. Самое ценное, что мы можем принести в отношения - это сами себя, и ничего более...
А иначе - получается как в недавно прошедшем на больших экранах фильме. Мы тремся глянцевыми оболочками, а где-то в благоустроенных домашних тюрьмах рыдает душа наша, живая и непричесанная. Много душ в тесных коробках, за каждой стеной. Рыдают, и боятся, и забываются искусственным сном, наркотиками и анастетиками... Фильм так себе, но эта метафора, эти люди, выползающие на свет божий в конце вызывают во мне чувство звериной сопричастности и сопереживания. И так мало было этого живого в фильме о мертвом. Прям как в жизни...
Эй! есть здесь кто живой? выходи, будем знакомы! - кричу сама себе... |