16:00 - 03.07.2008 · Jara · Журнал · Профиль |
От Егора
Привет!
Я тут на досуге подумал и пришел к выводу: нет ничего у Форели даже косвенно противоречащего моему подходу!
На первый взгляд у него очень ранние и слишком мощные провокации. На самом деле вовсе не ранние (мастерски входя в контакт и оказывая поддержку, при этом используются все ресурсы наличной ситуации, он очень быстро устанавливает раппорт и "зарабатывает" доверие клиента).
Сами по себе провокации - не что иное, как отражение с усилением отдельных моментов.
Ироничность (не насмешливость), легкость и невысокая эмоциональность речи (что слегка искажала переводчик), создает у клиента ощущение принятия его терапевтом и способствует принятию клиентом его слов.
Сама техника провокаций - метафорична. Он только словами говорит-описывает (даже с усилением) реальность клиента. Действия же его - лишь намек на эту реальность, картинка, шарж.
Готов держать пари, что в случае с дамой, которой он сказал: "Я понял! О Вас нужно вытирать ноги!", он именно положил ноги на ее колени, но не стал реально их о нее вытирать (хотя может быть в случае с психиатрическим больным он бы и вытереть мог). Сказал напрямую, честно и провокационно "вытирать" и даже поддержал свои слова действием, но каким! доброжелательно-уважительным. При налаженном раппорте у тетки нет никаких шансов обидеться именно на него, но есть все возможности "задуматься" о себе (скорее всего эти "мысли" будут в большей степени подсознательными или чувствами).
Сам вспоминаю про себя несколько случаев, когда я действовал точно так-же.
Альтернатива этому приему - вводные речевые обороты к экспериментам. Пример: "Вы говорите, что все всегда плюют на Вас". Клиент: "Да". Консультант: "Для Вас будет неожиданно, может даже наловко, но я предлагаю вот что: я сейчас плюну на Вас, а Вы расскажете о своих чувствах, которые в этот момент возникнут".
Этот прием, по сравнению с Фарельской провокацией, делает работу более осознанной, вот и все (почти все).