09:35 Сказка о педагогике. Глава 4 |
4 Практическая педагогика (чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)
Эпиграф: теория без практики мертва. Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его. Что же получается? Может быть, педагогика – это не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься. - Рассуждения в таком стиле не редкость среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат просто как отмазка, оправдание своей некачественной работы.
Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта, пускай художника из него не получится, но рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников». Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен. Как бы вы оценили качество обучения в этой школе? В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем. Если теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, это не значит, что их нельзя найти в других источниках. Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю: - Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
- Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
- Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
- Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
- Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
- Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»
Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе. |
||
Цитата || || Печать || Комментарии:4 |
09:01 - 22.08.2007 · Пантерка · Журнал · Профиль |
Сергей, а про какой ВУЗ ты говоришь? |
Цитата | |
09:22 - 22.08.2007 · Sergey · Журнал · Профиль |
Пантерка, переформулируй свой вопрос в утверждение. 
Тебе известен ВУЗ, где на занятиях педагогики объясняют не только теории, классификации и запреты, но и как общаться с детьми? |
Цитата | |
09:18 - 24.08.2007 · Весна · Журнал · Профиль |
Сергей, браво! Я снова тобой искренне восхищаюсь Прочитала четыре главы (смотрю, ты уже дальше выкладываешь, прочитаю позже), и вот с чем я абсолютно согласна (выделяю жирным):
Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.
Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как педагогика успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики.
Практикам остается лишь биться головой о стенку. Или просто обходить педагогику стороной.
Я тоже училась в педвузе. И преподавали нам именно теор.педагогику, я ничего, ну абсолютно ничего полезного из этих занятий не вынесла - более того, я ничего не помню!!! Пустота вместо знаний по педагогике ((
Через пару лет после окончания вуза я наткнулась на развале на книгу Пидкасистого, которого нам так рекомендовали в вузе, и купила ее. Думала, что почитаю, когда буду беременна... Ведь меня как будущего родителя действительно волнуют вопросы воспитания своих детей. Мне не хотелось бы совершать серьезных ошибок, и хочется быть хоть сколько-нибудь подготовленной к новой роли и новой работе... Спасибо тебе |
Цитата | |
22:39 - 25.08.2007 · Sergey · Журнал · Профиль |
Благодарю, Весна!  Мне вообще приятно читать твои комментарии . |
Цитата | |
|
|
|