Версия для печати
Журналы: Ангелок -> Я хочу быть с тобой, и я буду с тобой...
12 ноября 2009
 01:18   Новая сказка про репку
Все мы выросли на “Сказке про репку”. Это была самая первая сказка, что мы
усвоили с рождения. Мудрая, отполированная поколениями, она призвана задать
детям правильные жизненные ориентиры, заложить основы представлений о труде и
работе в коллективе.

продолжение в коментах


Комментарии :1

Написал: Ангелок - 01:20 12/11/2009
Суть сказки мы все помним: некто Дед вложился в проект, который оказался ему
не по силам. Увы, так бывает. Это тоже необходимо знать малышам с рождения.
Но это не беда - дед не отступился, не махнул рукой, не продал бизнес. Он
принялся расширять производственные мощности, заинтересовав партнеров.
Малышам пока не важно, на каких долевых паях строилось сотрудничество, но
очевидно, что в итоге репки хватило всем

Важно другое: каждый следующий партнер приводил в проект своего знакомого специалиста,
и тот активно включался в работу. Помните: “Мышка за Кошку, Кошка за Жучку,
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку -
вытянули...”

Интересен в сказке образ Мышки. Ведь мышь - самое маленькое и слабое
существо. Однако именно ее вклад в коллективную работу привел к успеху всего
предприятия! Что тоже является для малыша важным жизненным уроком - ведь он
пока сам такая же мышка в мире взрослых. Также следует отметить безупречную
организацию труда: скажем, попади Мышка между Дедкой и Бабкой, ее бы
разорвало. Но производство спланировано грамотно, и силы распределены по
убыванию. Когда в детстве нам мамы читали сказку, мы, не умеющие читать,
изучали картинки, где выстраивались в цепочку по уменьшению роста и сил
Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка... Глядя на эту интуитивно понятную
экспоненту, мы понимали, что это правильно организованное дело, так и надо.

Прошли годы, в обществе появились неведомые нам когда-то проблемы, что-то
безнадежно разладилось, и, как следствие, разладилась детская литература.
Ведь литература и искусство крайне болезненно реагируют на процессы в
обществе. Я сейчас не говорю о качестве современных детских стишков, когда
при чтении вслух пытаешься их редактировать, чтобы не было так стыдно перед ребенком
за чудовищные рифмы и непопадание в падежи. Я не говорю о качестве
современных картинок. Вы все это знаете и без меня, а если нет - загляните в
любой ларек с детскими книжками.

Но я был крайне удивлен, когда выяснилось, что сегодня купить годовалому сыну
традиционную “Сказку о репке” - большая проблема. Разумеется, сказка имеется,
причем в широком ассортименте. Но книжки эти, увы, продукт нынешней эпохи.
Полистав несколько книжек подряд, мы обнаружили, что хоть текст более-менее
сохранился (согласитесь, в нем трудно что-то испортить), но у современных
оформителей в голове безнадежно разладилось понимание главного. Они не
понимают смысла сказки! На современных иллюстрациях не найти привычной нам
“экспоненты”, нет цепочки коллективного труда. Но это тоже полбеды. Беда в
том, что вместо этого на бумагу полезло коллективное бессознательное всех тех
процессов, которые царят сегодня в стране и головах.

Дело не в художественном стиле. Пусть в каждый рисунок ручной техники
(отсканированный на халяву со старых книг, что ли?) прилепляют на компьютере
пару аляповатых цветочков и идиотское солнышко, выдранные из какого-то
клипарта, и пускают на прилавок этот наспех слепленный для продажи гибрид
цифрового и аналогового - к такому мы привыкли. Это тоже, конечно, диагноз
эпохи, ведь все наши раскраски Штирлица и пересъемки “Мушкетеров” - репка с
того же огорода. Но дело даже не в этом.

Для примера рассмотрим одну из книжек, что продаются сегодня. Они на самом
деле почти все такие. Но эта - особенно показательна. В ней, как в зеркале,
все то, что происходит в России

Дед, одетый в шапку не по сезону, тянет репку и вытянуть не может. Пока все
правильно. Обратим внимание на остальных персонажей, они все - герои нашего
времени. Бабку Дед не зовет - она и так здесь числится с самого начала, но
Деду не помогает. Персонаж Бабка нам знаком и понятен - ведь это старый
не увольняемый сотрудник предприятия. Бабка ни на что не способна - нет сил,
нет энергии, не умеет, не понимает, а учиться поздно. Чтобы ее не выгнали,
оставив без репки, Бабка пытается изображать свою причастность как умеет:
пустой суетой, охами и жестами. То, что называют симбурде (симуляция бурной
деятельности). Такой она будет в каждом рисунке до конца книжки. Мы видим и
Внучку, которую по тексту должна позже привести Бабка, но Внучка тоже здесь с
самого начала, а дело Деда ей по барабану. Наконец, мы видим Мышку. Мышка
ворует лук - открыто, цинично, пока Деду не до того. При полном
попустительстве Бабки и за спиной Внучки

Работа на рисунке не движется - с полным непопаданием в текст. Дед, простите
за выражение, курит. Бабка - симбурде. Внучка, если трактовать рисунок
буквально, “чешет репу”. Внучка здесь - классический образ молодого
сотрудника, взятого на ставку по родственной линии: работать еще не умеет, но
уже и не хочет. Обратим внимание на Мышку - сегодня Мышка тырит с предприятия
морковь. Фактически это единственный постоянно работающий персонаж, но только
на свой карман, мимо общего дела

Здесь апофеоз - все современные проблемы вскрыты окончательно. Дед,
отчаявшись получить помощь, снова безуспешно работает в одиночку. Бабка -
симбурде. Внучка занята своими делами. И у нас добавились еще два персонажа -
Жучка и Кошка. Это шикарные персонажи. Кто они? Сразу оговорюсь: мне бы очень
не хотелось получить какие-то упреки в неполиткорректности. Но, согласитесь,
ведь и “лицами славянской национальности” их тоже называть некорректно? Это
братские нам народы, но в старой сказке это не имело никакого значения - для
нас не было решительно никакой разницы между Внучкой и Жучкой, потому что все
были заняты одним общим делом. Сегодня ситуация поменялась: распалось былое
единство, а собака и кошка, предоставленные самим себе, конечно же, вспомнили
старинную вековую вражду. Какая тут работа? Со всем своим животным
темпераментом они принялись выяснять отношения. Жучка дерет Кошку, Кошка
шипит и пускает когти, а Внучка радуется и подзуживает.

Ну, а теперь обратим внимание на Мышку. Ту самую Мышку, про которую мы тоже
уже давно все поняли. У Мышки все хорошо. Зачем ей репа? Кому вообще в наше
время нужна дурацкая, реликтовая репа? Кто сегодня хочет питаться репой, если
имеется лук, морковь, тыква... Имелись. Но пока вбухивались огромные силы в
бессмысленное вытягивание нелепой, грандиозной и безнадежно устаревшей
отечественной репы, Мышка подобрала под себя весь лук, всю морковь и,
наконец, оккупировала тыкву, которая размерами намного превышает даже
пресловутую репу, “большую-пребольшую”.

Задумаемся, откуда взялась эта тыква? Ведь еще недавно на этом самом месте
стоял дом! Дом с окошком, трубой, завалинкой! Фактически это было центральное
офисное здание, вся недвижимость, числившаяся на балансе этого несчастного
предприятия! Как? В какую такую полночь недвижимость превратилась в тыкву и
оказалась целиком под какой-то Мышкой?! Поразительный фокус, который, к
сожалению, давно стал частью привычной нам реальности. Сказать, что Мышка
довольна, - значит, ничего не сказать. Естественно, она торжествует, ее лыба
шире плеч, а щеки приходится крепко держать, чтоб не лопнули! Мышка пальцует
хвост штопором и дразнится, высунув язык, - корчит рожи издалека. Ничего
подобного этот тихий зверек себе раньше не позволял - Мышка свои дела
проворачивала молча, изображая на мордочке умильность. Откуда вдруг такая
безнаказанность? И мы понимаем: художник изобразил ее на самом дальнем плане
картинки, подчеркивая, что Мышка давно вне досягаемости. Фактически в
Лондоне.

И даже не так обидно, что оформители простодушно (я уверен, это выплеснулось
бессознательное) изобразили сегодняшние реалии. Но на таких книжках растут
новые дети! Кем вырастут они? Внучкой? Жучкой и Кошкой? Мышкой?



mJournal v1.05   © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru