Есть области сознания, куда залезать без нужды не хочется.
Йельский университет, начало 70-х годов. Стэнли Милграм изучает труды Соломона Эша. Эксперименты Эша были чертовски просты - он показывал людям три отрезка на листе бумаги, и просил указать на тот, длина которого была равна длине четвёртого отрезка на другом листе. Задачка была лёгкой, и более 95% опрашиваемых отвечали правильно. Потом Эш сажал людей в комнату, где якобы были другие "испытуемые", а на самом деле сидели его сотрудники, и давал всем присутвстующим то же задание. Только в этот раз сообщники Эша один за другим нарочно выбирали не ту линию. Когда очередь доходила до настоящего тестируемого, он давал неправильный ответ в 70% случаев, просто повторяя ответы других. Учёные ломали над результатами голову - то, что линия была не той длины, было очевидно любому зрячему с IQ выше комнатной температуры. А как же биогенетическая теория личности? А как же всё, что мы учили в школе, чему учили нас родители? Неужели мы настолько подвластны влиянию группы, что готовы чёрное назвать белым?
Милграм решил копнуть проблему поглубже и разработал следующий эксперимент. В газетах Нью Хэвена помещалось объявление, что факультет психологии Йельского университета ищет добровольцев для изучения процессов усваивания нового материала и влияния наград и наказаний на обучаемость. Когда доброволец приходил, ему в пару давался другой якобы доброволец, а на самом деле подставное лицо, напарник Милграма. Дальше "ориентацию" они проходили вместе и имели возможность познакомиться и поговорить. Добровольцам говорили, что влияние "кнута и морковки" на обучаемость хорошо изучена у животных, но учёные хотят выяснить, насколько эти же механизмы распространяются на людей. Данный эксперимент имеет своей целью установление зависимости электрического шока на скорость усвоения нового материала. Один из добровольцев будет задавать вопросы и увеличивать количество тока с каждым неправильным ответом, а второй будет сидеть на кресле с подключёнными электродами и отвечать на вопросы. Потом их вели в комнату "обучаемого" и давали попробовать посидеть на кресле и даже испытать небольшой электрический шок. Такой, по описанию, полагался за ПЕРВЫЙ неправильный ответ. Шок был малоприятен, но не слишком болезнен. Далее бросался "жребий", и настояший доброволец оказывался, естественно, тестирующим, а подставная утка уходила. Человека приводили в другую комнату, где на стене располагалась ручка, якобы регулирущая количество вольт на подопытном кресле. В конце шкалы бпльшими красными буквами было написано "DANGER! HIGH VOLTAGE!" Доброволец должен был зачитывать вопросы и поворачивать ручку на одно деление при каждом неправильном ответе. Естественно, сотрудник Милграма должен был периодически неправильно отвечать на вопросы - достаточное количество раз, чтобы ручка в итоге была повёрнута до самого конца и оказывалась в красной зоне. Где-то уже на втором или третьем неправильном ответе "утка" начинала слегка охать, якобы от шока, или просто говорить "ouch". К середине шкалы человек уже стонал, потом кричал, а в красной зоне наступала ТИШИНА.
Если доброволец говорил, что эксперимент ему не нравится или не кажется гуманным, некий "наблюдатель" в белом халате, сидевший с ним в комнате вежливо напоминал ему, что он согласился учавствовать в эксперименте и должен его закончить. Если к моменту криков и стонов испытуемый опять говорил, что не хочет продолжать, ему уже более строгим голосом сообщали, что он согласился на участие, что учёным нужны данные, и что он должен завершить опыт.
Милграм представил свой дизайн эксперимента коллегам в Йеле. Те хором предсказали, что большинство людей просто откажутся принимать в нём участие, а уж дальше середины "электрической" шкалы не дойдёт НИКТО. Милграм также обсудил этот эксперимент со своими студентами - та же гипотеза. Ведь добровольцы не подписывают котракты, им ничего не мешает встать, сказать "а засуньте вы себе свои эксперименты" и покинуть здание. НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НА ДОКРУТИТ РУЧКУ ДО КОНЦА. Мнение коллег и студентов было единогласно. Это же вам не отрезки на глазок мерить! Тем не менее, Милграм решил всё же провести эксперимент.
Угадайте, сколько человек дошли до конца, до ТИШИНЫ, до красной зоны, до возможного дебилитирующего или даже смертельного шока человеку, с которым только что мило разговаривали? Две трети. У многих появлялся нервный смех и потели ладони, но почти 70% докрутило ручку до упора. Столько же, сколько тыкало на явно неправильный отрезок в опытах Эша.
А люди не хотели верить. Отовсюду посыпалась критика методов Милграма: добровольцы, дескать, шли в Йельский университет, разговаривали с профессорами, мировыми знаменитостями в своей области, люди не могли не знать, что в таком месте им не разрешат калечить и убивать людей ради каких-то исследований "усвояемости нового материала" - это же абсурд!
Угадайте, что сделал Милграм в ответ на эту критику? Он снял какой-то заброшенный ангар в пустыре и повторил эксперимент там. Только никаких ссылок на Йель, никакого представления профессоров, ни одного упоминания факультета психологии, ничего этого не было. Просто какие-то "учёные", представившиеся только по именам, проводили эксперимент для "образовательных целей" и т.д. Нужно ли вам говорить, что результат был точно такой же?
А вы не находите, читая это, что чертовски хочется верить, что мы, что Я, были бы в той трети, которая уходит с подобных экспериментов и показывает на правильный отрезок, вне зависимости от ответов других? Мне хочется. |