
Основатель Синтона
Группа: Руководство УЦ "Синтон"

Профиль
Отзывы: [+59 | -0 | 493]

|
Психология и социальная педагогика Не только здесь на форуме, по жизни часто путается ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Главное отличие в том, что психология (настоящая, «научная» психология) занимается анализом, разбором, пониманием, педагогика — изменением, формированием, воспитанием. Психология занимается преимущественно внутренним миром человека, педагогика — его поведением, отношениями, внешне-предметной деятельностью. «Социальная педагогика нацелена на изменение, улучшение социальных отношений и поведения человека в них». (Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Научный доклад. Москва, 2002) Второстепенные и не такие явные отличия: Психология исходит из приоритета внутренних, личных, собственных ценностей человека, педагогика — внешних, социальных, общественных. Педагогика меняет человека, чтобы он подходил обществу (воспитывает человека, чтобы он стал достойным членом общества), психологии хотелось бы изменить общество, чтобы оно подходило человеку. Педагогическая деятельность меняет человека в соответствии с общественно-нравственными ориентирами (ценностями), психология — вне этики. Уточнение — обязательно заботится, чтобы не выходить за рамки этики, но не ставит себе задачей реализацию общественно-принятых нравственных ценностей. Ценности задает клиент, а не психолог. В педагогике же ценности и направление изменение задает воспитатель, а не воспитуемый. Синтон, по факту, работает более в сфере социальной педагогики, нежели психологии, хотя все средства современной психологии активно использует. И психолог в Синтоне — в традиционном понимании не очень психолог. Или он настолько больше, чем психолог, в нем столько педагогики, что на психолога он не сильно-то и похож. Психотерапевтический подход и линия личностной эффективности Кроме психологии понимающей, анализирующей — «научной», естественно есть крыло психологии практической: реально меняющей что-то в человеке. Но и практическая, действенная психология делится на два больших лагеря: лагерь психотерапевтов (почти вся классическая практическая психология) и лагерь эффективников (тренеры бизнес-направленности и Синтон). Основной корпус знаний и методик современной психологии вырос из психотерапевтической практики, из помощи тех, кто обращался к специалистам в связи с семейными неладами, расстройствами настроения, приобретением лишнего веса и потерей смысла жизни. Врач может когда-то не помочь («Батенька, вам нужно к другому специалисту!»), но навредить он права не имеет. Никогда. Соответственно, в психотерапии методы используются в первую очередь — мягкие, щадящие, один из первых показателей профессионализма в психотерапевтической практике — экологичность, Главное, повторю, — «не навреди», а эффективность тут стоит на втором месте. Основные функции психолога здесь — утешитель, нянька и грелка. Я же, как психолог, формировался в другом кругу людей и перед лицом других вызовов. Один из первых моих учителей практической психологии, Аркадий Петрович Егидес, с энтузиазмом учил нас в Клубе культуры общения «Маленький принц», как знакомиться на улице и разговаривать с родителями дома, как вести себя уверенно перед экзаменаторами и сдавать стеклотару так, где принимать ее не хотят, как рассказывать анекдоты, чтобы звучал смех, и читать стихи, чтобы стояла тишина. На тему «не навреди» — вопрос для нас был не актуальный, мы были не больными, а живыми и бодрыми, и ждали в отношении себя не осторожности, а нагрузок. Мы хотели, чтобы энергично работали с нами, и нам было важно, чтобы мы становились эффективными. Повторю, что в настоящее время эту линию, линию личностной эффективности, представляет Синтон и в большей степени те психологи, которые работают в русле бизнеса. Что касается НЛП, это вопрос особый. НЛП — это в первую очередь инструменты, технологии, и в руках традиционного психотерапевта НЛП окажется психотерапией. В руках эффективника — инструментом личностных и социальных манипуляций. Далее — вспоминаем о Психологии и Педагогике. Так вот, среди эффективников есть Педагоги, которые в сотрудничестве с клиентами занимаются их активным формированием, подтягиванием их к цивилизованным формам общения (Синтон) или частным корпоративным нормам местной корпоративной культуры (бизнес-тренеры), и снова есть Психологи, которые работают только под заказ конкретного клиента, иногда балансируя на грани этической приемлемости заказа (НЛП-пикап и техники жестких манипуляций). Психологи-ведущие тренинговых групп Психолог-консультант, работающий индивидуально, существенно отличается от психолога-ведущего тренинговых групп. Но и среди тренеров снова воспроизводится разница психотерапевтического стиля и стиля личностной эффективности. Снова о Синтоне. То, что Синтон существенно отличается от классической психотерапевтической практики — это факт. Это фиксируют и участники тренингов, это отмечают и сами ведущие, настраивающие себя для работы в одном или другом стиле. Как и чем отличаются эти стили и подходы — вопрос существенно более сложный. Предлагаемая ниже схема в большей мере рабочая гипотеза, только иллюстрирующая, как нам видится это различие. Ее задача не констатировать рамки психотерапевтического подхода (и едва ли этот вопрос в нашей компетенции), а наметить ориентиры для построения и развития нашего направления, Синтон-технологии. Я не настаиваю, что психотерапевтический подход окаймляет себя именно такими мировоззренческими рамками, но Синтон стремится, чтобы наше направление понималось именно таким образом. Первая строка - философия психотерапевтической группы (курсив), вторая строка - философия группы личностной эффективности - (болд). Итак, =========== Привязанности — это естественно, это неотъемлемая часть нашей личности и нашей жизни. Я выбираю, привязываться мне или нет, и умею жить как с привязанностями, так и без них. =========== Вера в чудо и везение. Что я себе сделаю, то мне и будет. Я хозяин своей жизни, надо только не лениться. =========== Надо всегда прислушиваться к своим глубинным чувствам и быть верным себе. Я сегодняшний — это мое прошлое. Человек — проект, а не история, надо себя задумать и сотворить. А чувства делаются, чувства будут такие, какие нужны. =========== Чувства рождаются сами, естественным образом, и их можно только проживать. Чувства во многом управляемы, если знать к ним ключики. =========== Эмоции и чувства — реакция на обстоятельства и действия окружающих. Мои эмоции — это мое влияние на окружающих. Каждая эмоция должна быть адресна и целесообразна. =========== Мои действия побуждаются моими чувствами. За мое поведение отвечаю не я, а мои чувства. Я строю свою жизнь по разумному плану, а свои чувства учитываю так же, как и другие обстоятельства. За свое поведение отвечаю я, а не обстоятельства. =========== Самое главное — быть искренним Самое главное — быть эффективным. А искренность делается. =========== Счастье — это редкое и драгоценное состояние, эта птица Счастья всегда выскальзывает из рук, но жизнь и состоит в стремлении к счастью. Счастье — это легко, как умыться утром. И не самое главное. =========== Планировать жизнь всерьез и надолго — предмет только разговоров. Я это не могу. Я могу планировать свою жизнь и всерьез отвечать за свое личное, социальное, культурное и физическое развитие. =========== Я человек маленький. Ко мне странно предъявлять серьезные требования, мой максимум — отвечать только за себя и своих близких. Большие люди — это не я. Я могу брать на себя большие задачи, брать ответственность не только за себя и своих близких, но и делать организации, движения, город, страну.
--------------------
Мое дело напрягать, ваше дело - развиваться!
|