Unregistered

|
Эпиграф:
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Иммануил Кант
Начну свое размышление с непонимания.
Как такое возможно?
У синтоновцев "полная свобода от ВСЕХ обязанностей"?
Да разве каждый день, каждый час тренинга, а тем более дистанции не учит их ответственности за свои обязательства.
Я прошел только один Базовый курс, но это увидел и на себе почувствовал:
– Ты сейчас сказал "нет"? И почем у нас каждое "нет"? Двадцать рублей?
– Что на бейджике? Осанка? Не вижу "осанки".
– Вьетнам, громче!"
Продолжать не буду, думаю, вы уже сами все вспомнили …
Мне кажется, синтоновцы отлично умеют выполнять взятые на себя обязательства. Да и как иначе, если каждый тренинг – это выполнение обязательств, а Дистанция – это просто одно сплошное обязательство:
"Я обязуюсь отрабатывать в себе такие-то качества, для этого я буду использовать такие-то упражнения, я обязуюсь отчитываться о том как я выполнял вышеуказанное обязательство в письменном виде в такие-то сроки, а также отчитываться устно на собраниях мастерских, а также я обязуюсь каждый месяц брать новые обязательства и записывать их в виде контракта и т.д. и т.д."
Разве здесь мало обязательств? Разве здесь мало отработки обязательности? Разве не выполнение обязательств отрабатывают славные синтоновцы на каждом тренинге, на каждом шаге дистанции?
Видимо, я что-то не так понял. Обязательность и ответственность за взятые обязательства у синтоновцев должны быть отработаны. Не может же быть, чтобы все тренинги и вся дистанция, и все впустую? Правильно. Не может …
Выполнять взятые обязательства синтоновцы умеют или, по крайней мере, должны уметь …
А вот брать?... Брать на себя обязательства и возлагать на себя ответственность за их выполнение.
Если "нормальный" человек понимает, что взятие у кого-то книги или денег сопровождается "взятием" обязательства в разумный срок взятое вернуть (а особо "нормальные" еще и спрашивают хозяина: "Тебе это когда нужно вернуть?"), то для "обычного" синтоновца – если ты взял у кого-то книгу или деньги – это еще не значит, что ты "взял" обязательство те книги или деньги, которые одолжил, вернуть.
А вот дальше начинается самое интересное.
Значит речь идет не о выполнении взятых обязательств (с этим все должно быть нормально), а о принятии на себя определенных обязательств.
А как это вырабатывать?
Это что, определенное умение?
Вот я, например, умею работать на токарном станке (даже удостоверение по этому поводу есть) …
– Господи, дай вспомнить, когда я последний раз этот станок в глаза видел …
Всякое умение это: "могу копать, а могу – не копать"
Принятие на себя обязательств устроено именно так? "Могу принять, а могу не принять"?
Нет уж, извините. В некоторой ситуации я обязан поступить именно так, и по другому я сделать не могу. Это и есть обязательность. Сначала принятие обязательства в данной ситуации поступать именно так, и никак иначе, а потом выполнение этого обязательства.
Чем это определяется? Это определяется моими жизненными принципами. Или, если угодно, моими НРАВСТВЕННЫМИ принципами.
А нравственные принципы это уже совсем не умения, их "упражнением" (как, кстати, показывает и весь опыт дистанции) не выработаешь.
Дальше … Дальше начинается самое важное и существенное.
Синтон есть организация безнравственная. Не потому и не в том смысле, что нравы Синтона отличаются от того, что принято за его стенами, в "приличном" обществе.
Синтон есть организация безнравственная потому, что она не имеет системы нравственности.
Я уже вижу тот град вопросов, который на меня здесь обрушится со всех сторон: – А как же "бобры"? "Бобры" то как же?
В том то и дело, что "бобры". Ни одно основополагающее положение системы нравственности; того, что является твоим личным убеждением, твоим жизненным принципом, не может подвергаться такому … хм… отношению.
Нравственность - это то, что ты принимаешь как принцип своей жизни. Кто-то собирается заниматься "разведением бобров"? Я – нет, извините, увольте.
Вот отработан "голубой цвет", и на место "верований, вины и прочих ограничений" приходит … Что? То, что в Синтоне выполняет функцию системы нравственности:
а) "Бобры", прошу прощения, "Что бы ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться".
б) Понимание нравственности:
Цитата из Н.И. Козлова, "Как относиться к себе и людям".
Николай Иванович сам любит это место цитировать;
"Что считать допустимым и одобряемым? Как, с помощью чего можно квалифицировать нечто как нравственное или безнравственное? Это задача не абстрактно-теоретическая, а сугубо житейская, с которой мы сталкиваемся много раз на дню. Самые распространенные критерии весьма несложны, и основные из них таковы.
Нравственно то, что:
… – делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно.
Это и есть нравственность в самом узком и точном смысле слова. Насколько мне известно, именно такое понимание ее разделяется ведущими современными философами и принято во Всемирной организации здравоохранения.
Конечно, критерий "то, что делает человека здоровым и счастливым", — нуждается в дополнениях и уточнениях. Например, очевидно, что, если мое поведение касается не меня одного, то нужно учитывать и интересы другого. Если это касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих". Конец цитаты.
Теперь можно выстроить "размышление за невозвращенца": "Ну не вернул я деньги человеку, так это и к лучшему – он больше работать будет, разовьет в себе новые умения. Ему хорошо? Хорошо. И мне хорошо. Количество добра в мире увеличивается".
Или "Ну, да, не отдал я книжку. Так разве это существенный вред? Я его разве лишил средств к существованию? Или руки ноги переломал? Я здоров и счастлив? Да. Он здоров и счастлив? Здоров, а книжка невернутая ему счастливым быть не помещает. Так что количество зла, б-ррр, точнее добра в этом мире увеличивается". Вот так то.
Вы можете сказать, что это иезуитство. Да, это иезуитство. Но что самое смешное (плач) синтоновское понимание нравственности ни в чем не препятствует таким … хм… обоснованиям таких "добрых" и возможно других "еще более добрых" поступков.
Что такое "добро", количество которого должно увеличиваться? Кто и как определяет какое дело доброе, а какое злое? Как можно "посчитать" количество добра и зла? И "стоит ли все счастье мира одной слезы ребенка"? Где находятся весы, на которых это взвешивается? Много вопросов, на которые нет ответов. И вывести их неоткуда …
Но такая "неясная" нравственность это, на мой взгляд, и слабость, и сила Синтона. Синтон никому специально ничего (ну или почти ничего) не навязывает. У него нет системы жесткого насаживания "правильных" (нравственных) взглядов. Это привлекает к нему многих людей. Но кого-то и отталкивает…
Синтон идет по пути многих европейских школ, которые отделяют технологию, умение от философии (что никогда не делалось традиционным Востоком). Это сильно. Это позволяет двигаться быстро. Но у этого есть и свои отрицательные стороны.
Я предполагаю, что Н.И. видит эти проблемы. Но можно ли их преодолеть оставаясь в рамках "старого" Синтона? Мне кажется это маловероятным.
Странно, что сам Николай Иванович ни разу не высказался в этой теме …
P.S.
Тема, которую открыла Аленка чрезвычайно богата и странно, что ее обсуждение так быстро свернулось (как впрочем и многих других тем на форуме Синтона). Жаль.
А ведь мы могли бы поговорить:
а) От чего освобождаются синтоновцы вместе с "чувством вины"? Отличается ли "вина", "признание вины" и "чувство вины", а также… хм …"депрессия"?
б) Что остается после того, как "снимаются" все различные "несвободы"?
в) Что подразумевает наличие в туалетах Синтона цитаты из "Собачьего сердца"?
г) Зачем нужна нравственность?
д) Почему (или зачем) Аленка избрала такой тон для обращения, открывающего эту тему?
е) Как выработать свою собственную систему нравственных принципов?
ж) Закон и Наказание vs. Нравственность.
з) Что такое нравственность – счастье или долг?
и) "Нравственность vs. Свобода" или "Нравственность = Свобода"
к) Почему манипуляции – жупел для Синтона?
л) Может ли нравственность покоится на свободном выборе человека?
м) В какой мере Синтон делает человека менее свободным?
н) Что такое Человек по Синтону?
о) Почему работая с "голубым цветом" человек не вырабатывает новую "хорошую" систему верований?
|