
Активный долгожитель
Группа: Гроссмейстеры

Профиль
Отзывы: Гроссмейстер обсуждений [+260 | -0 | 1519]

|
Такой вариант. Ребенок заинтересован в достижении компетенции в чем-то. Другими словами, когда он что-то делает, он хочет, чтобы у него получалось, и выходило хорошо. Он заинтересован в своем умении ориентироваться в среде, и т.д. Но не всегда ему это просто и не всегда это сразу получается. Поэтому может быть так. Взялся - сразу не получилось - других путей не придумал - разочаровался - в следующий раз меньше энтузиазма.
Тут и может понадобиться помощь родителя. Поддержать, поощрить. Подсказать, может быть, как можно сделать еще по-другому.
Тут родитель в некотором роде выступает в роли дрессировщика, а ребенок - зверя (как в соответствующей игре из книжки про дрессировку). Только первоначальный импульс - желание "прыгнуть в кольцо" - исходит от "зверя", а не от "дрессировщика".
Родитель естественно тоже заинтересован в том, чтобы ребенок вырос умелым, успешным и т.д. Поэтому он выясняет, чего хочет ребенок, и помогает достигнуть в этом успеха, если хочет.
В этом случае ребенок воспринимает учебу как сбычу мечт: он хотел чему-то научиться, и вот у него начинает получаться.
А если деректива "ты должен научиться этому и тому" исходит от взрослого, то особо нервные дети могут воспринять это как "ты недостаточно хорош, потому что ты этого еще не умеешь", в общем "с тобою что-то не то".
Вот иллюстрация из книги Поппер, Раншбург "Секреты личности".
Цитата | Каждый ребенок с раннего детства стремится к компетентности в своем окружении, старается познать предметы внешнего мира, учится обращению с ними и не может освободиться от тяги к манипуляции предметами. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет понаблюдать за действиями ребенка 1,5-2 лет, за его стремлением все ощупать, все узнать и во всем разобраться. И ребенок не может отказаться от занятий с разными предметами до тех пор, пока он не выяснит для себя их сущность, назначение, функции, пока не научится правильно или почти правильно обращаться с ними. |
И вот еще, немного отступление от темы, но интересный взгляд на вопрос.
Цитата | Если успешным действиям или умному поведению изначально свойственно врожденное поощрение, возникает вопрос: нужно ли при этом какое-то иное, дополнительное поощрение? Дело усложняется еще и тем, что дополнительные поощрения могут быть причиной тяжелых психологических издержек, которые общество замечает не так отчетливо, как тяжелый грипп. Тяжелые психологические издержки вначале едва заметны, вследствие этого запаздывает и быстрая реакция родителей или воспитателей, и в результате эти издержки могут стать даже более опасными, чем тяжелый грипп. Что при этом имеется в виду?
Для пояснения можно привести один эксперимент, поставленный на животных. Содержащемуся в клетке шимпанзе дали очень сложный для обезьяны замок. Обезьяна очень долго и терпеливо пыталась открыть его, и наконец ей это удалось. Обезьяна была очень счастлива, она не получила никаких дополнительных поощрений и ощущала только радость от того, что ей удалось открыть замок, решить эту загадку. Аналогичные опыты с использованием различных конструкций проводили неоднократно, и результат всегда был одним и тем же: обезьяна не бросала своего занятия до тех пор, пока задача не была решена. Однако с того момента, когда обезьяну, открывшую замок, вознаградили бананом, она соглашалась возиться с другим, новым замком только при том условии, что для нее будет приготовлен банан. Это означает, что дополнительное, внешнее вознаграждение подавило значимость чувства внутреннего удовлетворения, связанного с ощущением успеха и являющегося основой поведения человека.
Каждый ребенок с раннего детства стремится к компетентности в своем окружении, старается познать предметы внешнего мира, учится обращению с ними и не может освободиться от тяги к манипуляции предметами. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет понаблюдать за действиями ребенка 1,5-2 лет, за его стремлением все ощупать, все узнать и во всем разобраться. И ребенок не может отказаться от занятий с разными предметами до тех пор, пока он не выяснит для себя их сущность, назначение, функции, пока не научится правильно или почти правильно обращаться с ними. Применение внешних поощрений может оказаться именно тем способом, который отучит ребенка от этого очень важного для человека дела.
Задумайтесь над тем, возможно ли такое, чтобы ребенок списывал в школе у своего товарища из-за свойственного ему врожденного стремления к успеху? Списывать ребенок будет лишь в том случае, если его волнуют не собственные знания, а пятерка и те велосипед или рубль, которые ему причитаются за пятерку. И в этой ситуации собственные познания ребенка не беспокоят, ведь иначе пятерка, полученная за списанную работу, обесценится в его глазах. Таким образом, можно видеть, что ребенка, который еще в раннем детстве обладал этим столь важным человеческим качеством, внешними поощрениями мы постепенно приучаем к тому, что все его действия должны вознаграждаться извне. Именно поэтому поощрения должны применяться очень осмотрительно, в особенности в тех случаях, когда они связаны с манипуляционными или интеллектуальными действиями ребенка, а не с подкреплением его нравственного поведения. Лично я считаю, что следует отказаться от всех преподношений за успехи в учебе, за исключением, пожалуй, книги или иной мелочи, которую ребенок получит от родителей в конце года. |
|