Активный долгожитель
Группа: Пользователи
Профиль
Отзывы: Уважаемый собеседник [+23 | -0 | 1079]
|
Цитата (Крысолов @ 2.08.2010 - 10:04) | В какой-то книге видел пять уровней воспитанности. 1. Не знает норм и не следует им. 2. Знает нормы, но не следует им. 3. Знает нормы и следует им сознательно. 4. Следует нормам автоматически. 5. Не только автоматически следует нормам, но и требует этого от других. |
Кстати... хотя эта тема, как и про теннис (аналогия-метафора), возможно, и проехана, но я, всё ж, вернусь.
Так вот, неправда это. Вернее сказать, не вся правда. То есть, всё это, наверное, где-то тоже бывает, однако отнюдь не исчерпывает све возможности. Ну, к примеру, а где тогда такой пункт, по которомк
- Норм не знает (а сам себе какие-то фантазирует), сам же этих норм не соблюдает (даже тех, которых сам себе нафантазировал), но настоятельно требует это от других... Да ещё и поучать изволит...
Казалось бы, нелогично. Тем не менее, такое тоже БЫВАЕТ, и паче того, весьма типично и составляет особых тип МОРАЛИСТА. Он сам морали не соблюдает. Он их нам ЧИТАЕТ. Сами же моралисты - все морали замарали, но объясняют это тем, что, дескать, сами поставлены в такие условия...
Цитата | Крысолов, а почему ты отказываешь моралистам в умении рассматривать ситуации с других позиций восприятия, окромя первой ?
Моя мораль не позволяет мне отдавать родителей в дом престарелых и я не могу объяснить почему, но я могу понять тех, кто это делает, потому что я понимаю, что на свете есть и другие мнения кроме моего и эти мнения имеют право существовать и не нужно осуждать тех, кто думает иначе.
|
Хоть я и не Крысолов, но позволю себе предположить, что настоящие моралисты - в основной своей массе - такие и есть. Тупые, однозначные и неспособные встать на какую-либо другую позицию окромя первой. Потому что про родителей и дом престарелых - это уже не совсем мораль. Тут уже прослышивается голос разума. Который способен сквозь десятилетия заглянуть вперёд "а что будет потом". А потом маячит перспектива самому (или самой) оказаться в доме престарелых. Устраивает она такая? Если да, то вперёд... Но меня, вот, тоже как-то не совсем...
Ах, да, моралисты, как люди, чисто по-человечески, могут быть тоже сколь угодно умны и разумны, и смотреть вперёд сквозь года, десятилетия и столетия... И мыслить про века и цивилизации... Да хоть про судьбы Вселенной. Но, увы и ах, всё это у них - только на уровне бла-бла-бла за рюмкой чая. Ибо есть очень большая разница между тем, как о чём-то просто рассуждать (пускай даже сколь угодно умно), и ПРИНИМАТЬ НА ОСНОВЕ ЭТОГО КОНКРЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ. Ну, или от кого-то чего-то требовать, чего-то конкретно от кого-то добиваться... Так вот, именно конкретные действия (а не слова), к которым прилагаются конкретные и реальные усилия (в т.ч. по части воздействия на других, ОТСТАИВАНИЯ своей "позиции") - они основаны не на всех, а лишь на очень малой части умопостроений. И эта часть - весьма бедная, примитивная, линейная и однозначная. Они сами это могут прекрасно понимать, но тем не менее - это так.
Так вот, те "положения" или "принципы" (или как и там), которые составляют основу ОТСТАИВАЕМОЙ ПОЗИЦИИ (т.е. с реальным приложением усилий, средств и т.п.) - к ним предъявляются совсем другие требования. Исходя из предположений, что "враг" (оппонент) - тоже не менее упёртый, вероломный и однозначный, и что он тоже будет стоять на своём до конца. Что никому нельзя доверять. Дашь палец - не только руку откусят, но и всего целиком проглотят. Тут надо держать ухо востро. Ни в коем случае не подставляться. Потому что - всё что вы скажете БУДЕТ использовано против вас... Какие тут, на фиг, могут быть умные рассуждения? Умные рассуждения заменяются на давно уже всем известные штампованные выкрики-лозунги. Тупые как "камень-оружие-пролетариата".
То есть, я утверждаю, что вся эта примитивизация позиций (причём, со всех сторон) - это следствие недоверия ко всем и всему. В том числе и к себе, и к своим бла-бла-блашным рассуждениям о судьбах Вселенной, которые могут быть сколь угодно умными... Но там - мало ли какая может быть заковырка, к которой кто-то может подкопаться и прицепиться... Тут надо по-другому. Морда - кирпичом, и никаких компромиссов! Потому что любые рассуждения, даже сам факт попытки встать на какую-либо другую позицию восприятия (кроме первой), выслушать оппонента ("врага") и понять его, поиск компромиссов и консенсусов... Всё это может быть БУДЕТ воспринято как проявление слабости. Что даже по-своему - тоже логично. Если человек в принципе готов кого-то выслушать, встать на его позицию, то он (хотя бы в принципе) готов сделать шаг назад, то есть "сдать некоторые свои позиции"... Ну а если готов сделать шаг назад, то значит, готов сделать и второй. И третий, и пятый, и десятый. Вот тут-то его и надо дожимать. До победного конца. Такие выводы будут сделаны "другой" стороной (скажем так, "оппозиционной"). И это будут не просто "выводы", а сигнал к действию. Всей кодлой навалятся!... Справедливо это или нет, - уже не важно. Тут дело решает наглость, напор, решительность и бескомпромиссность! На войне - как на войне. Там живут по законам - другим. По законам военного времени.
Соответственно и "своя позиция" должна быть оформлена по-военному. Без лишних изысков и рюшечек. Конечно, в навороченном лимузине ехать комфортнее и приятнее, чем в танке, но в условиях ведения боевых действий - танк предпочтительнее.
Цитата | Я вот за себя могу сказать, поскольку меня это тоже подвыносит. Давеча тут по телеку смотрел передачку под названием "справедливость"(или что вроде того). Там вобщем дядьки собираются и балаболят о своих конфликтах междусобойных. Тема была про закрытие выставки некоего авангардного искусства по причине того что выставляемые там картины оскорбляют чувства верующих.
|
Я эту передачу хоть и не видел, но смею предположить, что по зомбоящику - вообще никогда ничего нельзя увидеть-услышать по-настоящему искреннего и всамделишного. Всё это - спектакль. По заранее разработанному сценарию. Там предлагаются "эмоции на продажу". Ну, или "конфликты на продажу" как разновидность. Не факт, что эти "эмоции" вообще кто-либо там переживал (именно как эмоции). Скорее всего, в уме (или многих умах, короче, в виртуале) был нарисован эдакий мультяшный (почти карикатурный, то есть, комиксовый) такой образ "авангардного художника" и "верующего моралиста"... Который "конфликтуют" - примерно как шахматные фигурки на доске. Для того они и сделаны.
Цель? А сразу много целей. И "подогреть толпу" смачным зрелищем... И "разведка боем"...
Но я просто НЕ ВЕРЮ, что какому-то действительно верующему в какого-то бога человеку для реального переживания им каких-либо реальных чувств (эмоций) так важно, что где-то проходит такая выставка, на которую он сам может идти или не идти... Как, впрочем, я не верю и в то, что эти художники-авангардисты сильно страдали от того, что их выставку - закрыли. Они знали, на что шли, и сами же специально добивались этого. И вполне успешно себе - добились. Получили классную возможность поорать, повозмущаться, привлечь к себе внимание... А тут - телевидение... Я полагаю (и даже процентов на 200 - уверен), что когда они там "возмущались" перед телекамерами, их распирали - совсем другие чувства и эмоции. Ну, типа, "Ай да Я!", "Во, как я его!"... Или "А вот здесь надо сделать паузу на пять секунд... считаем: и-раз, и-два, и-три...". Ну, короче, работа на публику. Собственной работой можно быть довольным или недовольным, но к сути поднимаемой "проблемы" это отношения не имеет.
И все эти "марши несогласных", и "синеведёрочники"... Их цель - именно привлечь внимание. И если не дать им чего они хотят (а хотят они получить ОМОНовскими дубинками по почкам), то они на том не остановятся. Разрешить "Несогласным" проводить митинг именно на Триумфалке (где опереждь их уже заказано автошоу, и денюжка уже уплОчена) - завтра они потребуют Красную площадь... Перекроют другие важные улицы-магистрали (пофиг, что тебе надо на работу, чтоб деньги зарабатывать, семью кормить...). Потом будут ловить таких как ты и избивать прямо на улицах средь бела дня под предлогом твоей "безучастности" и "пассивности позиции"...
А "принципы", "нормы" и "правила" поведения - они могут быть на самом деле ЕСТЕСТВЕННЫМИ (вполне объективно, и даже без кавычек) или же "естественными" (только в чьём-то личном представлении, а на самом деле - весьма искусственные и натянутые, даже если они прописаны и закреплены в какой-то статье Конституции...). По-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫЕ (объективно и без кавычек) принципы, нормы и правила - они обладают рядом отличительных особенностей, коими, вообще говоря, обладают отнюдь не любые. Попробую перечислить хотя бы примерно (чисто иллюстративно, без претензии на полноту определимости) - Вместе они образуют некую СИСТЕМУ, в контексте которой только и имеют смысл. - Эта СИСТЕМА в целом является а) Внутренне непротиворечивой, самосогласованной; б) Физически реализуемой (то есть, для поддержания или самоподдержания этой Системы не требуется таких ресурсов, которых на данный момент просто нету в наличии); в) Устраивать многих (большинство или хотя бы тех, у кого есть реальная сила) г) В некотором отношении - оптимальна. То есть, тут оптимизируется некая "функция качества", которая в таком виде устраивает - большинство (хотя бы обладателей реальной силы, взвешенных по количеству этой реальной силы). д) Устойчива. То есть, случайные возмущения и флюктуации (мелкие нарушения с чьей-либо стороны) порождают реакцию, стремящуюся вернуть Систему в исходное состояние.
Так вот. Я утверждаю, что "морали" и "нравственномти" в чистом виде - не бывает. Вернее, под "моралью и нравственностью" мы понимаем такие правила, нормы и принципы, которые надёрганы из общей СИСТЕМЫ и отфильтрованы по какому-то довольно искусственному принципу (например, необязательность строгого исполнения, отсутствие таких механизмов, которые непосредственно и сразу же реагируют на любое их нарушение, опора на личные убеждения и собственный разум, эмоции, чувства, общественное мнение, а не силу Закона, либо наличие аппарата насилия и принуждения, коим является государство, а так же "понятия" преступного мира, где тоже есть сила и принуждение). Сами по себе эти "принципы", "правила" и "нормы" как таковые (вне Системы) - никакого смысла не имеют. Поэтому "мораль и нравственность" (сама по себе, как таковая, вне общей Системы, включающей и Закон, и силы и средства для его соблюдения, и для пресечения всяческих нарушений) - это просто химера. Это может быть только лишь внешний "фасад" Системы, но за ним, за фасадом - обязательно должны стоять и "стены" и "фундамент". Без них - никуда. Но в повседневной жизни мы не имеем дело с "фундаментом" (хотя, он - есть), а "фасад" - видим непосредственно.
Ну, или вот ещё что. Всякие "принципы", "нормы" и "правила" формулируются в каких-то ПОНЯТИЯХ. Ну, скажем, вот, была такая заповедь (из декалога Моисея) "Не укради!". Или (всё-таки, "Не убий", "Не укради" - это, скорее, даже уже не мораль-нравственность, а уже конкретно уголовно-законодательные нормы) более мягкие нормы: "Не пожелай жену ближнего своего, ни дома его, ни осла его". То есть, тут даже "не пожелай" (а не "не завладей", не "не отними" и даже не "не выкупи или не выменяй" у него на что-то другое по обоюдному согласию, а просто "не пожелай", - даже в мыслях, это ближе к области применения именно морали и нравственности, а не силы Закона). Всё это неявно предполагает наличие понятий о собственности (что такое "кража" как не тайное незаконное завладение чужой собственностью...)... Ну, "ни дома его, ни осла его" - это тоже имеет отношение к понятию собственности. А, вот, насчёт "жены" - это отсылает к понятиям института семьи и брака. Отнюдь не во всех культурах вообще бытовало такое понятие как "жена", "муж"... Это я всё к тому, что таким, вот, чисто иллюстративным примером хотел показать, что любые подобные "нормы" и "правила" - просто не имеют смысла вне контекста некоторых других понятий... А последние касаются отнюдь не только морали и нравственности. И требуют обеспечения реальной Силой. Короче, "мораль и нравственность" - это некое искусственно выделенное подмножество общей Системы (человеческих отношений), которое само по себе не обладает полнотой определимости, и даже не претендует на неё. То есть, по большому счёту, она годится только для того, чтобы строить отмазы и переводить стрелки. На уровне бла-бла-бла. Удалось на этот раз как-то отбрехаться - чего ещё надо?
Ах, да, иногда - надо. Надо для того чтобы строить наезды и бычить на ближнего своего по поводу (якобы) нарушения уже им каких-то морально-нравственных норм. Ну и чинать эти морали другим, и выносить им моск, короче, грузить по полной. Если по отношению к кому-то это ещё как-то работает... С какого спиридона, скажите, следует отказываться от такого, вполне работающего механизма? Другое дело, - сделать его абсолютно неэффективным. То есть, не только самому не вестьсь, но и сделать так, чтобы все кругом (прежде всего - свои дети, внуки, друзья, родные-близкие, сподвижники и единомышленники) - стали бы грамотными и ушлыми, и не велись бы на все эти морали-заморали. Тогда, гдядишь, и те самое моралисты-заморалисты просто вымрут как класс. Или просто перестанут ими быть. То есть, выбросят это "оружие" (или "механизм") на свалку истории как абсолютно неэффективное и неработающее. Ну, туда ему и дорога. А отношения мы будем выстраивать на другой основе. И поддерживать их другими средствами-механизмами. Более достойными, щадящими, и в то же время более эффективными, чем мораль-замораль. Называться они могут как угодно. Но слова типа "мораль" , "вера" , "преданность" - вряд ли прокатят в качестве названий для основ новых отношений. Уж больго уж они были дискредитированы чисто исторически. Ну, может быть "справедливость" ещё не так покоцана... Хотя... Впрочем, поживём - увидим.
Сообщение отредактировал(а) andrrog - 7.08.2010 - 14:41
|