
Долгожитель
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: Мастер общения [+65 | -0 | 467]

|
Кто заказывал про жертвоприношение Исаака? В нашей версии оно называется акеда - связывание. Жертвоприношение все-таки подразумевает несколько другой финал. Есть такое выражение "играть на нервах". Так вот, история с Ицхаком - это та музыка, которая при этом получается. Я нигде больше не встречала такого накала страстей как в этой короткой главе. Всесильный испытал Авраама. Зачем?! Неужели и так было непонятно, что Авраам хороший человек? Понятно, конечно понятно, только этого было мало. Авраам играл особую роль в истории мира, и на эту роль не подходил просто хороший или теоретически преданный человек. Нужно было настоящее сокровище - человек в высшей мере наделенный чуть ли не всеми мыслимыми достоинствами, да при этом еще и всем сердцем преданный Господу. "Я отдал бы Всевышнему самое дорогое, что у меня есть" или "Я отдал Всевышнему самое дорогое, что у меня есть" - что называется, почувствуйте разницу. Зачем это нужно - не знаю. Знаю только что без такого Авраама мир был бы существенно другим, он ключевая фигура Торы, звезда, символ и ключ, и без него дальше идти некуда и незачем, потому что со всех сторон будет тупик. Нелегко быть царем у Господа... (с) Шмуэль, кажется.  Так вот, однажды, где-то в трех днях пути от будущего Иерусалима произошел такой диалог: "Авраам!" "Вот я!" "Возьми своего сына" "У меня два сына" "Единственного твоего" "Каждый сын у своей матери единственный" "Которого ты любишь" "Я люблю обоих" "Ицхака." ...Дальше ничего, молчание, ни пенья птиц, ни разговоров, только тихо звенят натянутые нервы. Ицхака? Моего Ицхака? | Цитата | | /2/ И ОН СКАЗАЛ: "ВОЗЬМИ СЫНА ТВОЕГО, ЕДИНСТВЕННОГО ТВОЕГО, КОТОРОГО ТЫ ЛЮБИШЬ, ИЦХАКА, И ПОЙДИ В СТРАНУ МОРИЯ, И ПРИНЕСИ ЕГО ТАМ ВО ВСЕСОЖЖЕНИЕ НА ОДНОЙ ИЗ ГОР, О КОТОРОЙ СКАЖУ ТЕБЕ". |
(О как! В страну Мория! Нефиговое место гномы для своей норки выбрали )"Он сказал" не кому-нибудь, а Аврааму, который всю жизнь боролся против человеческих жертвоприношений, чье милосердие заходит за все рамки, который до хрипоты выторговывал шанс на спасение для чужих ему городов в долине. Аврааму, у которого на старости лет наконец появился единственный и любимый сын от единственной и любимой жены. Любой нормальный любящий отец на этом месте сказал бы "Знаешь что, Господи, иди ты..." Ну, в приличной, конечно, форме, со всеми поклонами и реверансами типа "я только пыль и пепел". А может и без них. Но Авраам не был нормальный и не был любой, иначе сейчас, спустя тысячи лет, полмира не отстаивало бы право считать его своим (хотя бы духовным) предком. Однажды решив для себя вопрос касательно смысла и цели жизни, он не считал возможным "передумать", а придумывать отговорки и оправдания не умел. Он всегда был "вот я", открытая душа на ладони - смотри, если не страшно! На следующий день Авраам встал рано утром, оседлал осла, наколол дров (а вдруг там не будет топлива), взял сына и двух помощников (а вдруг дикие звери, или дикие люди, или осел подвернет ногу) и пошел в указанное место. | Цитата | | /4/ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОДНЯЛ АВРАhАМ ГЛАЗА СВОИ И УВИДЕЛ ЭТО МЕСТО ИЗДАЛИ. |
На третий день поднял глаза... Так он что, два дня шел, не поднимая глаз?! "Ты обезумел! Неужели такой человек, как ты, в старости пойдет и погубит своего сына, который дан был ему в сто лет?" "Завтра скажут тебе: ты убийца, ты пролил его кровь!" "Сын твой, единственный твой, которого ты любишь!" "Ицхак!" А потом он увидел "это место" и время снова наполнилось подробностями. Спутникам велено оставаться "при осле" (на эту тему есть обалденный комментарий, но так и быть, не буду перегружать текст  ) а Авраам с сыном берут все необходимое для жертвы и поднимаются на гору. "Отец мой!" "Вот я, сын мой!" "Вот огонь и дрова, где же ягненок для жертвы всесожжения?" "Всесильный усмотрит себе ягненка для жертвы всесожжения, сын мой." Перед мысленным взором привычно возникает 7-12 летний мальчик с испуганными глазами. "Отец!" И суровый папа, могучей дланью поправляющий на хрупкой детской спине вязанку дров. Жуть!  Маленькое отступление. Мать Ицхака, Сара, была необыкновенной женщиной. Обыкновенная не могла бы стать достойной женой, второй половинкой такого человека как Авраам. В сто лет Сара была прекрасна как в двадцать, а в двадцать чиста как в семь. Но она была матерью, и когда она поняла (а может подсказал кто), что это может значить, что муж взял в пустыню ее единственного мальчика, нож и дрова, она умерла. Ей было 127 лет. Напомню, когда она родила Ицхака ей было 90. А теперь приготовили калькуляторы - кто первый, тому конфета! - сколько лет было малышу, когда он спрашивал у отца насчет ягненка?  А нет, народ, сорри, конфету я в прошлый раз слопала. Картинка меняется. Вместо испуганного ребенка на гору с вязанкой дров поднимается 37-летний мужик, который, кстати, не может не понимать что происходит и кто будет ягненком. И его 137-летний отец. Который физически не справится с вознесением "малыша" на жертвенник, если тот не будет ему помогать. "И пошли они оба вместе" - в тексте повторяется дважды. | Цитата | | /9/ И ПРИШЛИ НА МЕСТО, О КОТОРОМ СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ. И ПОСТРОИЛ ТАМ АВРАhАМ ЖЕРТВЕННИК, И РАЗЛОЖИЛ ДРОВА, И СВЯЗАЛ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, И ПОЛОЖИЛ ЕГО НА ЖЕРТВЕННИК, ПОВЕРХ ДРОВ. |
А в Мидраше так: "Авраам и Ицхак вместе построили жертвенник. И Ицхак сказал: "Когда ты будешь рассказывать об этом матери, то смотри, чтобы она не стояла у края крыши или возле ямы, а то она может упасть. А теперь свяжи меня, ведь я, может быть, шевельнусь в момент заклания, твоя рука дрогнет, и жертва будет испорчена". Ненормальные, оба, один другого стоит. Можно подумать, что происходит что-то вполне естественное. Сын помогает отцу построить жертвенник, сложить дрова и предусмотрительно предлагает связать себя, чтобы случайно не дернуться, когда отец перережет ему горло... Ребята, вы психи, оба, вам лечиться надо! С другой стороны, для этих двоих самая естественная на свете вещь - отдать все, ради того чтобы выполнить просьбу Господа. Я же говорю - ненормальные. Нормальные дома сидят, телевизор смотрят. Дальше в мидраше очень красиво. Про то как этим двоим открылись небеса, про слезы ангелов, которые обожгли Ицхаку глаза, про то как Авраам выронил нож и снова его поднял... | Цитата | | /11/ НО АНГЕЛ БОГА ВОЗЗВАЛ К НЕМУ С НЕБА И СКАЗАЛ: "АВРАhАМ! АВРАhАМ!". И ОН СКАЗАЛ: "ВОТ Я!". |
"Не поднимай на него руки, не делай ему ничего." "Но как же..." "Ты все сделал правильно. А теперь помоги своему сыну снять путы и посмотри во-он в те кусты" Второй раз за этот день Авраам поднял глаза и увидел барашка, зацепившегося рогами за ветки. Мидраш говорит, что это был необычный баран, что он был создан в первые дни творения специально для этой минуты. Но по мне барашек мог быть и вполне обыкновенным. Необычным его делало то, что на охваченную огнем тушку, механически потирая запястья, смотрел Ицхак, в глазах которого все еще отражались открытые небеса. Так что же, Всевышний пошутил насчет всесожжения? Конечно нет. В тексте везде идет слово "всесожжение", но это не буквальный перевод, а смысловой. Буквальный перевод - вознесение, подъем, жертва становится дымом, дым поднимается вверх. То есть буквально Всевышний просит Авраама "поднять" Исаака. На гору. На жертвенник. К небесам.
| Цитата | | /14/ И НАРЕК АВРАhАМ ИМЯ МЕСТУ ТОМУ: "БОГ УСМОТРИТ"; А НЫНЕ О НЕМ ГОВОРЯТ: "НА ЭТОЙ ГОРЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ". |
"Я же говорил - Он усмотрит!" "Да," - соглашается Ицхак. "Говорил,"- соглашается Ицхак. Он почти не слышит отца, перед его глазами небеса, плачущие ангелы и Всевышний... сколько может увидеть человек.
| Цитата | /15/ И ВОЗЗВАЛ АНГЕЛ БОГА ВТОРИЧНО К АВРАhАМУ С НЕБА, /16/ И СКАЗАЛ: "КЛЯНУСЬ СОБОЙ, СКАЗАНО БОГОМ, ЧТО, ТАК КАК ТЫ СОВЕРШИЛ ЭТО ДЕЛО И НЕ ЩАДИЛ ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ЕДИНСТВЕННОГО, /17/ ТО Я БЛАГОСЛОВЛЯТЬ БУДУ ТЕБЯ, И ВЕСЬМА УМНОЖУ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ЗВЕЗДЫ НЕБА И КАК ПЕСОК НА БЕРЕГУ МОРЯ, И ОВЛАДЕЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ ВРАТАМИ СВОИХ ВРАГОВ. /18/ И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ ЗА ТО, ЧТО СЛУШАЛСЯ ТЫ МЕНЯ!". |
Круто! "Клянусь Собой..." Не каждый день Всевышний клянется, да еще Собой. И не каждое тысячелетие. Наверное на это надо сказать что-нибудь такое же значительное!.. Авраам повернулся и начал спуск с горы. Те, двое, которые с ослом, все еще дожидались их. И они пошли вместе в Беер-Шеву. С ослом. После открытых небес, и клятвы Всевышнего. Ведь величие человека состоит вовсе не в том, чтобы брезговать недостаточно возвышенными материями или людьми. Зуб даю, что когда тем же вечером один из спутников, раб Авраама Элиэзер, покормив осла обратился к своему господину за какой-нибудь надобностью, Авраам ответил: "Вот я!"
--------------------
- Интересно, куда смотрит правительство? Эй, правительство! - Тетенька, не надо никого звать! Вы удовлетворите мое детское любопытство, и я сразу улечу. - Сначала встаньте на ноги! Стоять на голове для девочки ваших лет в высшей степени неприлично!
|