2 Педагогика, которой нет (чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)
Эпиграф: Кто не умеет работать – тот учит, как надо работать. Кто не умеет учить – тот учит, как надо учить. Откроем, для примера, какой-нибудь ВУЗовский учебник по педагогике. «Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. Педагогика представля*ет собой науку о сущ*ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека Пока все здорово. Мне нравится, как звучит «Искусство воспитания». Практически у всех людей есть или будут дети. Почитаем подробнее, что нужно знать об их воспитании. В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима*ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Воспитательные факторы: наследственность, биография, культура и др. По-видимому, эти факторы важно учитывать, когда я занимаюсь воспитанием. Критерии воспитанности: добро, истина, красота. Мда... И как же нам с такими критериями определить, кто воспитан, а кто нет? С тем же успехом можно было сказать: спроси у Господа Бога. Методы воспитания. Наконец-то, дошли до методов! Сейчас расскажут что-то более практичное... Погодите. Еще до того, как упомянуть хоть один метод нам рассказывают о двух классификациях методов - Щукиной и Пидкасистого. Далее перечислены пять методов, для которых, по видимому, и понадобились две классификации. - Напоминает анекдот про украинцев, которые в группе из трех человек создадут четыре группировки.
Итак, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера. - Зачем же автор пытается систематизировать знания, которых в его книге просто нету?
Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата: «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко. Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума. Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов? |