Долгожитель
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: [+0 | -0 | 334]

|
Андрей
Цитата | Что ты понимаешь под словом "гуманизм"? (Также было бы интересно услышать ответы от всех участников дискуссии).
Моё понимание этого слова: Гуманизм - это система ценностей, в которой высшей ценностью является человек как личность, его права на свободную самореализацию, развитие... |
Определение гладкое, но явно несколько неполное определение. Как из него следует, что обладатель подобных ценностей будет оказывать помощь слабым? А если и будет, то кому и в каких пределах? Всем без разбора? Обделяя самого себя? Или оставит все как есть, чтобы у человека была возможность свободной самореализации? Что касается права на свободное развитие... Есть такие идейные борцы, хотя не уверен, что стоит привязывать их к гуманизму. Идеи на мой взгляд не слишком мудрые по большей части.
Я затрудняюсь сходу дать точное определение, которое удовлетворило бы всех. В данной дискуссии я подразумевал под гуманистами людей, которые добровольно хотят и оказывают помощь людям (или даже животным) без ожидания вознаграждения. Это определение также неполное. Так или иначе, помогают другим многие. Дело действительно в системе ценностей и в активной жизненной позиции. Не просто оказываешь помощь, но и призываешь других делать также. Помощь выражается в материальных и временных затратах. Поскольку человек не получает вознаграждения (кроме, возможно, морального удовлетворения), то его действия не рациональны – вкладывание ресурсов без надежды получить прибыль. Еще важно, что главное не действия, а мотивы человека. Если бизнесмен вкладывает деньги в содержание сиротского дома и зоопарка, поскольку такого рода благотворительность считает правильной – он гуманист. Если же он так делает, чтобы заработать репутацию или получить налоговые льготы – то он просто расчетливый человек. Тут очень тонкая грань. К примеру, считать ли гуманистами тех, кто оказывает помощь, но только перспективным людям? Думаю да. Думаю также, что это самый достойный вариант гуманизма, наиболее близкий к золотой середине между гуманизмом и рационализмом.
На мой взгляд, у гуманизма есть одна очень важная черта. Гуманисты исходят из того, что делают благо для всех, рационалисты же исходят из собственных потребностей.
Цитата | Данная система ценностей [гуманизм] является отличительной чертой Христианского суперэтноса (ему, кстати, чуть более 1500 лет - отсчет примерно с Никейского вселенского собора). Вместе с его пониманием "личности". |
Цитата | "Сожжение ведьм" - важен сам факт, что обвиняли в... "Ведьмовстве" (- от слова "ведать"). Т.е. обвиняли в том, что человек "Сильный" (в Синтоновском понимании). И тексты приговоров напирали именно на это: "...ибо только от дьявола может быть такая сила". Делаю вывод, что прославление слабых и травля "сильных" - давняя традиция Христианского суперэтноса (не путать с учением Христа и не обвинять меня в разжигани религиозной ненависти ), и, в частности, его системы ценностей - Гуманизма. Так? |
Андрей, это явно не совсем так. Хоть я не такой уж начитанный человек, но некоторые факты из истории и литературы говорят не в пользу твоей теории. 1. Христианство, как учение, не стояло на месте, а постоянно развивалось. Очень долгое время церковь обладала монополией на Библию и ее толкование. И церковные верхи могли толковать ее совершенно по-разному. В результате, христианство начало распадаться на несколько конфессий, среди которых всегда шла грызня. 2. Церковь очень долгое время была (да и остается, пожалуй) политической силой. Вспомни тамплиеров или иезуитов. Разве их интересовали ценности гуманизма? В средневековье с монархами отношения складывались по-разному, но церковь, так или иначе, обслуживала их интересы. Иначе она просто не выжила бы, особенно на первых этапах. По сути, церковь была нужна, чтобы иметь рычаг влияния на простых людей. В каком-то смысле ты прав – церковь проповедовала смирение. Но это не значит, что она охотилась на сильных. Охотилась она, в основном, на еретиков (представителей других конфессий). 4. Уровень культуры и гуманности вряд ли так уж сильно отличался у представителей церкви по сравнению с другими людьми. А в те времена гуманизмом и не пахло. Люди думали о том, как выжить. Очень уж примитивным было хозяйство. Когда нет излишков – как можно с кем-то делиться? Об уровне средневековой культуры, могу рассказать такой факт: был такой обычай – пускать новорожденных по доске над водой. Если ребенок падал в воду, считалось, что он должен утонуть, т.к. в нем жила злая душа. Как по-твоему это связано с гуманизмом? 5. Давай вспоминать литеретуру. "Айвенго" - как разбойники под предводительством Робина Гуда ограбили еврея просто потому что он еврей. Т.е. взяли в плен и потребовали выкуп. Причем автор явно ставит в пример самого Робин Гуда - он сжалился и простил еврею свою долю награбленного (не такую уж и большую). Данте Аливьери... Вспомни про устройство рая и ада. По-моему нет ни намека на то, что сильных притесняли сильнее, чем слабых. Более того, просто слабые люди, искупившие свои грехи, оказываются в раю на нижнем уровне, где вынуждены жить, поглащая чужой свет и завися от него. На высоком же уровне оказываются борцы за дело церкви с довольно таки боевым настроем, желающие карать неверных. Это ведь примеры людей из прошлого. Если гуманизм и был в те времена, то это были единичные случаи. Думаю, что само движение начало крепнуть где-то с 18 века, но только в 20-ом стало более или менее распространенным. 6. Насчет сожжения ведьм - важно не то, что они "сильны", а тем что они от дьявола. И этим все сказано. Никакой особой силы у "ведьм" не было и быть не могло, за исключением, быть может, повышенной сексуальности. Некоторые церковники путали свою мужскую реакцию на красивых женщин с воздействием дьявола. Поэтому так разошлись. В результате в Германии, которая пострадала довольно сильно, с красивыми женщинами до сих пор проблема - слишком их мало.
Цитата | Извини, не совсем понятно, как связано ="я тоже не против того, чтобы улучшился человеческий генофонд"= и "Нужно учиться грамотно распределять ". Ведь генофонд и социальный механизм распределения благ - вещи разных плоскостей. Биология и политэкономика. Связь-то конечно есть... |
Да, действительно не очень логично. Я высказвался по поводу сделать, чтобы было меньше слабых. А тебе больше интересен генофонд?  С генофондом у человека конечно не очень хорошо... Но как уже сказали, так было и раньше. Есть такая теория, что человек произошел из обезьян, которые жили в одной радиоактивной местности в Африке. Но вообще говоря, я бы не сказал, что это очень уж серьезная проблема. Отбора может быть и нет как в природе, т.е. больные и слабые люди могут выжить. Но при этом, по сравнению со здоровыми, они изначально в неравных условиях и в жизни имеют больше шансов оказаться внизу и меньше шансов оставить свое потомство. Так что есть другой отбор... Те же пьяные. Плодят неполноценных детей, но эти дети проживут не слишком долго и в свою очередь вряд ли смогут продолжить род. Испорченные гены, так или иначе, будут исчезать. Я думаю, что ухудшение здоровья вызвано не накоплением мутаций. Ответ нужно скорее искать в среде нашего обитания: что мы едим и из чего строим наши дома +воздух и вода. Сообщение отредактировал(а) Sergey - 25.08.2005 - 20:51
|