Раз уж речь о частных случаях... Маленький сеанс душевного стриптиза. Я изо всех сил постаралась выкинуть из памяти этот кошмар, но сейчас всплыло.
Год 1994-й, конец декабря месяца, ветер и гололёд. На рынке, возле лотков, в суете, глаз выцепляет какую-то странную фигуру. Она делает некое движение и падает. Я подбегаю к ней, поднимаю. Это старуха, -- не бабка, а совсем старуха, -- высохшие ручки-ножки палочки, негнущаяся прямая спина. Она кое-как обвязана ветхим платком поверх чёрного самодельного (шов на плече помню) пальто, даже скорее
салопа.
У наших ног валяется картонная коробка, в ней ёлочные игрушки, наполовину перебитые.
Она вынесла их продавать. Хотела поставить коробку на землю, не удержалась и упала.
От голода. Теперь плачет, всё разбилось, и последняя надежда на деньги тоже разбита. Хотела она за них, какие-то жалкие, по тем временам, копейки. Я резко "покупаю" у неё всю коробку, уверяя, что "целеньких полно!", пихаю ей в карман все купюры, какие были (было порядочно, я на рынок шла закупиться продуктами на НГ). Она видит это, пытается протестовать, приходится её "забалтывать". Спрашиваю, почему она оказалась одна, на этом ветру, и далеко от дома. Выясняется.
Она живёт одна. Несколько лет назад умерла незамужняя дочь.
И самое главное.
Ей 96 лет.
У меня хватило сил посадить её в маршрутку до её дома, договориться с кондукторшей и водителем, чтоб проследили. Кондуктор прониклась при виде неё, и обещала высадить и перевести через дорогу, где нужно.
Потом мне хватило сил дотащиться до лавки и плюхнуться. Собссно, случилась истерика. Думала, в таком виде сама до дому не доберусь.
Я, человек малоэмоциональный по жизни,
потеряла лицо.
То, что следовало бы поехать с ней, выяснить точно, где живёт, и как-то помочь, -- дошло уже задним числом.

У нас в начале проклятых 90-х пенсии не платили месяцами. Давали какие-то сраные соцталоны, на гнилую картошку. Собес проворачивал махинации... Мама с подругой ходили выбивать перерасчёт одной женщине знакомой, -- робкий, не умеющий за себя постоять человек, больная эпилепсией... Ей не доплачивали
более 60%, как выяснилось. А сколько тех, за кого вообще некому было заступиться.
P.

Ёлочные игрушки, какие были целы, -- живы до сих пор.