Китай, Сингапур, Тайвань, ГонконгВ этой теме речь пойдет не только о
Китае, но и о соседних странах:
Тайвань,
Гонконг,
Сингапур. Эти страны объединяет не только близкое положение, но и общая этика, основанная на традициях конфуцианства.
Информации о методиках воспитания детей в семьях или в школе в русском Интернете очень мало (т.е. для книги о воспитании эта тема вряд ли представляет ценность).
Впрочем, достаточно много удалось найти информации о том, как
Китай и
Сингапур добились выдающихся успехов благодаря реформе системы образования. Особенно интересен опыт Сингапура.
Что касается Гонконга и Тайваня, то тут у меня данных очень мало.
КитайОбществоВсе мы слышали про успехи китайской экономики. Китай считается очень перспективной страной. В последние годы в Китае быстро развивается чувство гордости за свою страну.
Интересно, что до 1949 года
80 процентов (!) 500-миллионного населения Китая было
неграмотными.
Проблему удалось решить за счет открытия большого числа школ. Для них в свою очередь были созданы педагогические вузы. Конечно же, подобная массовость не могла положительно влиять на качество. И все же, работа в этой области была проделана просто титаническая.
К настоящему времени 91 процент районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, который по той или иной причине прервали учебу.
До сих пор в стране огромное число людей составляют сельские жители или выходцы из сельской местности. Эти китайцы в среднем имеют более низкий уровень образования и культуры. Как правило, их дети менее воспитаны.
Такой вот пример: чаще всего сельские жители руководствуются традицией. Жених и невеста вступают в брак не по любви, а по велению родителей. У них может быть очень мало общего. Есть мнение, что это часто становиться причиной взаимного недовольства и насилия в семьях.
Это действительно серьезная проблема. Более 30 % китайцев находящихся в браке, сталкиваются с проблемой насилия внутри семьи, которая является главной причиной самоубийств женщин из сельских мест.
Терпимость и уравновешенность часто помогают китайцам в повседневной жизни.
Семья Китайская семья чаще строилась и строится на основе своеобразной
субординации. Все конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, родителей над детьми, мужа над женой. Единство достигалось не путем компромиссов, а только путем односторонней жертвы младших. Нераздельная семья должна была во всем подчиняться всевластному отцу-патриарху.
Низшую ступень в китайской семейной иерархии традиционно занимает женщина. В детстве она должна была во всем беспрекословно подчиняться отцу; после заключения брака - мужу и свекрови, а после смерти мужа - сыну.
Китайцы очень любят детей. Недаром в древнем Китае страшным оскорблением считалось пожелать человеку бездетности. Иметь много детей, большую семью предписывалось учением Конфуция еще с незапамятных времен.
Согласно существующему законодательству китайская семья имеет право иметь лишь
одного ребенка (исключение допускается для национальных меньшинств).
Единственный ребенок становится предметом всеобщего обожания родителей и родственников. Таких детей теперь называют в Китае
“маленьким императором” (“сяо хуанди”). Естественно, с воспитанием и здоровьем единственного ребенка возникает масса проблем. У него есть все шансы вырасти капризным и избалованным и приобрести излишний вес, поскольку “его закармливают”. В общественных местах можно нередко встретить перекормленных, толстых мальчиков и девочек.
В Китае принято отдавать ребёнка бабушкам и дедушкам на воспитание на пару лет, пока он маленький. Эта традиция связана прежде всего с тем, что взрослым китайцам некогда сидеть с детьми – они должны много работать.
ШколаОбразование в Китае полностью платное – и школьное и ВУЗовское. Результаты социологических исследований показали, что расходы на образование в китайских семьях составляют почти треть семейного бюджета.
Общий уровень развития образования остается сравнительно
невысоким из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны.
Тем не менее, средний уровень вовсе не означает, что отдельные Китайские дети не могут достигать высоких результатов. Например, известно, что Китай - самая мощная из стран школьно-олимпийского движения. Китайцы первыми поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы ее подростков.
Китайцы учатся в школе начиная с 6 лет. Длительность обучения в школе: 9 лет.
У китайского ученика каждый день по 6-7 уроков.
Что же касается
дисциплины, то в китайских школах она жесткая: стоит пропустить без уважительной причины 12 уроков - и ты отчислен. Да, и вот еще одно важное отличие от учебного процесса: за каждым классом закреплена собственная аудитория, - не ученики ходят из кабинета в кабинет, а учителя.
После седьмого класса ученики сдают очень
серьезные экзамены, которые для многих становятся непреодолимой преградой к получению среднего образования высшей ступени и поступлению в университет. Родители прилагают все силы, чтобы ребенок данное испытание выдержал, ибо не сдавший экзамен, не допускается к обучению в школе высшей ступени. А значит поступление в ВУЗ и престижная работа становятся недоступными.
В Китае действует система
единого государственного экзамена, его сдают по всей стране, и в вузы зачисляются самые лучшие. Учитывая огромное количество школ и неравномерный уровнем образования в городах и на селе, экзамен более или менее целесообразен.
Россия позаимствовала эту технологию у Китайских коллег.
ВУЗыКоличество высших учебных заведений в Китае довольно велико - более сотни.
Многие университеты Китая представляют собой
огромные комплексы – небольшие городки (гораздо больше МГУ), в которых есть все необходимое для жизни. Такое обустройство студенческих городков весьма целесообразно, если опять же учесть перенаселенность Китая.
Каждый студент ежегодно платит 300-700 долларов, это много для китайского крестьянина, так что они берут
кредиты у государства. Но если по окончании курса ты едешь агрономом в деревню, кредит возвращать не надо. А хочешь идти в коммерцию и быть богатым — возвращай кредит.
Ссылки на материалhttp://www.edit.muh.ru/newspaper/st_2004/06/st3.htmhttp://vestnik.ulsu.ru/issues/749/14/http://www.hse.ru/pressa/foreigner/20010306.htmhttp://www.asiadata.ru/?lang=ru&path=0:700...:126:141&id=266http://www.abroad.ru/reference/ref_country/china/exp_ch.phphttp://www.zn.ua/3000/3855/37417/http://www.abirus.ru/o/eduxx.htmhttp://www.i-u.ru/biblio/archive/kulikov_neisvestniy/00.aspxhttp://polusharie.com/index.php/topic,2082.150.htmlhttp://www.PHILOSOPHY.ru/iphras/library/burov/china.htmГонконгГонконг долгое время был английской колонией и лишь недавно воссоединился с Китаем. Уровень жизни в стране очень высок. Отношение к женщинам более уважительное отношение, чем в Китае.
К сожалению, данных по образованию или воспитанию в Гонконге я не нашел. Но если судить по международным рейтингам, уровень образования в этой стране очень высок.
ТайваньДанных очень мало. По косвенным данным, система образования напоминает Китайскую, но в целом уровень повыше, т.к. именно в этой стране сосредоточено немало высокотехнологичного производства.
СингапурСтранаСингапур получил независимость в 1965 году и был тогда
одним из самых бедных и проблемных мест в мире. Страна не располагала природными ресурсами. Даже пресную воду поставляла Малайзия, которая не была на тот момент дружественным Сингапуру государством.
Сейчас Сингапур считается одним из
экономических чудес Юго-Восточной Азии. За короткий срок его столица превратилась в азиатский Нью-Йорк. Экономические показатели государства выглядят оптимистично, несмотря на кризисы 1998 и 2001 гг. При этом Сингапур не располагает природными ресурсами.
ОбществоСингапурцы удачно сочетают в себе азиатские и американские черты характера. Усидчивость, бешеная работоспособность, хитрость, деловая хватка, стремление к успеху и при этом послушание.
Главной целью жизни представителей такого общества был и остается высокий уровень заработка и высокая должность в именитой компании. Сингапурцы так настойчивы в достижении этой цели, что финансовый успех превращается в общую социальную манию.
Закон естественного отбора как один из основополагающих законов рынка стал базовым для
воспитания граждан Сингапура.
Концепция воспитанияКонцепцию воспитания разработал премьер-министр Сингапура Ли Куан Йу в 1984 году. Она основана на евгенике, теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Сингапурские ученые-социологи заметили, что множество высокообразованных женщин не выходят замуж и не рожают детей, а множество мужчин женятся на бедных необразованных малайках и индианках. Ли Куан Йу распорядился создать мощную базу для создания нормальных семей, способных
растить и воспитывать здоровых и умных детей.
Под патронажем правительства было создано
два брачных агентства. Их цель - заключение браков между парами сопоставимого социального и интеллектуального уровня. Первое агентство называется так - Отделение социального развития, или ОСР. Оно занимается образованными молодыми людьми. Второе агентство - Служба социального развития, или ССР. Их клиентура - вся остальная молодежь.
Оба агентства работают с привлечением серьезных специалистов: психологов, социологов и врачей. Здесь не только подбирают пару молодому человеку с учетом всех личностных особенностей, но и создают условия для встреч, в том числе и tet-a-tet. При агентствах функционирует сеть спортивных тренажерных залов, кафе, бассейнов, дискотек и кинотеатров.
После заключения брака молодоженам от государства "светит" солидный подарок в виде кредита на приобретение жилья.
Необразованным женщинам предлагается стерилизация после рождения второго ребенка в обмен на решение жилищной проблемы. Интеллектуалок тоже ждет немалое поощрение, но если она родит больше трех детей.
ШколыВсе малыши получают
одинаковые стартовые условия. Детсады и начальные школы не делятся на элитные и неэлитные. Зато раз в год для всех 11-12-летних проводится
глобальное тестирование на IQ. Организуют его англичане - лучшие в мире специалисты по определению уровня интеллекта. Так что сингапурские родители не могут воспользоваться своими родственными и другими связями, чтобы повлиять на результат.
Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения. Школа Raffles - самая крутейшая. Здесь без преувеличения учится будущее руководство страны. Занятия здесь начинаются в 7.30 утра, заканчиваются в 18.00. Обучаются тут и дети неимущих родителей. Их учебу полностью оплачивает государство.
Во всех школах и детсадах очень пристально следят за физическим и нравственным развитием детей. Их с малолетства приручают к спорту, труду, дисциплине. А еще к
культуре поведения. В Сингапуре штраф за выброшенную бумагу составляет сумма, эквивалентная 270 долларам США. 180 платит тот, кто забыл слить унитаз. Так что "культурой" достают и взрослых.
Сингапурская малышня больше времени проводит в детсадах и школах, чем дома. Поэтому при всех детских учреждениях действует разветвленная сеть кружков, секций, клубов по интересам. Дети в итоге практически не смотрят телевизор и всегда заняты чем-то полезным.
ВУЗыПосле окончания школы молодежь поступает в свои или зарубежные вузы. Предпочитает техническое образование. Многие учатся в школах бизнеса.
Молодые сингапурцы внедряют в жизнь ленинский принцип: "Учиться, учиться и учиться". Их головы больше ничем не заняты.
Вопросы создания семьи их не волнуют, потому что после окончания вузов ими займется ОСР. Также их не тревожат вопросы трудоустройства. За каждым умным ребенком с малолетства
следят крупные корпорации, чтобы потом заполучить к себе на работу. Специалистов средней и низкой квалификации в стране даже не хватает. Их завозят из-за рубежа.
РезультатыРезультат работы такой комплексной и учитывающей массу факторов системы воспитания не замедлил сказаться. Страна по темпу развития - одна из передовых в мире. Постоянный приток молодых свежих мозгов в промышленность и бизнес гарантирует дальнейшее процветание. Кстати, преступность там существует в основном за счет иностранцев. Гибнет от рук убийц 150 человек на каждый миллион населения.
Создатель этой системы Ли Куан Йу, к примеру, сказал: «Избыток демократии ведет к недисциплинированности и беспорядку, которые несовместимы с развитием...»
А когда директора агентства ОСР Сюзан Шан спросили: "Не слишком ли сильно государство вмешивается в личную жизнь молодых сингапурцев?", она ответила: "Правительство расходует астрономические суммы на образование. Справедливо, что взамен оно хочет получить потомство, которое обеспечит благополучие острова..."
Ссылки на материалhttp://www.edit.muh.ru/newspaper/st_2004/06/st3.htmhttp://www.sitc.ru/smi/gazeta/yakutia/n29368/31-40.htmhttp://www.companion.ua/Articles/Content/F...8721&Callback=0http://www.examen.ru/db/examine_old/C0E31D...abroad/doc.htmlhttp://skimag.nm.ru/publish/Lib0334.htm Сообщение отредактировал(а) Sergey - 10.05.2007 - 07:36