Долгожитель
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: Уважаемый собеседник [+12 | -0 | 433]

|
Отчетливо понимая, что Ли Куан Ю в моей защите ни разу не нуждается, я все же рискну замолвить за него словечко...  'Сингапурский путь', при всей его подчеркнутой уникальности, представляется мне очень похожим на 'американский путь': в нужное время, в нужном месте (посередь сидящей в задни глубоких политико-экономических трудностях нации, реально готовой к тому, чтобы 'начать жизнь сначала') появляется маааааленький коллектив единомышленников, который 'придумывает' нации новую линию развития. Члены этого коллектива инвентаризуют сильные и слабые стороны нации, инвентаризуют теоретические и практические достижения современной политико-экономической культуры и, исходя из первого и выбирая подходящее из второго, выкраивают 'костюмчик', сшитый специально 'по фигуре' этой нации. Если 'костюмчик' этот сидит хорошо и красиво, то окружающие народы (в частности народ одной большой, но малонаселенной страны...), со временем, начинают его на себя бездумно примерять...И с возмущением понимают, что на них он сидит кривоватенько. Из чего делают естественный вывод, что костюмчик - плох. Забывая, что 'кроился' он не под них... Мои дальнейшие размышлизмы базируются на книге Ли Куан Ю "Сингапурская история: из 'третьего мира' в 'первый' (1965 - 2000)", которая является одной из моих любимых книжек (см. также про эту книгу здесь). Про 'роботов'.Я очень уважаю роль личности Ли Куан Ю в истории, но превратить свою нацию в нацию 'роботов' (а тем более - 'умных роботов') ему было бы не под силу. Сингапур был 'патерналистским' изначально. В 1819 г. на этом острове жили 120 рыбаков, потом туда пришли англичане, устроили там ключевой форпост воего присутствия в юго-восточной Азии, заселили его, в основном, китайцами (хотя территориально Сингапур находится посередь Малайзии, в состав которой он, изначально, входил) и вообще скроили, ясное дело, все под себя. Потом англичане стали оттуда уходить, Сингапур оказался во враждебном малайском окружении (эта-то враждебность и стала поводом к его отделению от Малайзии), а место на вершине 'властной пирамиды' осталось вакантным. Эти люди изначально привыкли жить как часть политико-экономической 'машины' Британской империи. Они привыкли к наличию властей, устанавливающих 'правила игры'. Таковы были начальные условия. В них были свои плюсы (управляемость) и свои минусы (ощущался недостаток 'инициативы на местах', кроме того, за место 'у руля' с правительством конкурировали коммунисты-маоисты, профсоюзы и т.д.). Правительство Ли Куана Ю, на мой взгляд, блестяще справилось с управлением в этих условиях. Те 'инициативы сверху', которые можно провести в 'приказном порядке' - таки да, проводятся в приказном порядке. Почему бы и да, в конце концов? Тем более, что при всей 'недемократичности' (в американском смысле слова) и 'патерналистичности' Сингапура, правитeльство в нем все-таки выборное, и окромя коммунистов, запрещенных партий в Сингапуре, вроде бы, нет. Однако, среди этих 'приказных инициатив' имеются и такие, которые направлены именно на развитие инициативы на местах. Так, довольно большая часть зарплаты подлежит обязательному отчислению на именные счета в фонды, деньги из которых можно тратить лишь на пенсию, покупку жилья и лечение. Это, с одной стороны, сняло с государства нелепое бремя социального обеспечения, а с другой стороны приучило обзаведшихся жильем граждан бережно относиться к чужой собственности (не мочиться в подъездах и т.п.) и дало возможность гражданам более-менее самостоятельно планировать свою жизнь. За сингапурцами, получившими образование за рубежом, специальное государственное агентство ведет целенаправленную 'охоту', побуждая их (чисто экономическими методами, ессно) вернуться работать в Сингапур. Наверное поэтому оттуда народ и не бежит... Ну а с 'конкурентами', сингапурские власти борются патерналистски-жОстко. Коммунистов запретили (коммунист? В изгнание или в тюрьму!). Профсоюзам с самого начала (когда, после ухода англичан денег в стране не стало и делить было нечего) выкрутили руки. С местными и иностранными печатными изданиями (которым народ, с трогательной советской наивностью, склонен верить), бездоказательно критикующими сингапурское правительство, правительство судится и, выиграв дело, применяет суровые санкции... О, кстати о прессе. Характерная цитата: Цитата (Ли Куан Ю. "Сингапурская история: из 'третьего мира' в 'первый' (1965 - 2000)" @ Глава 27) | У Горбачева не было уверенности в том, какие шаги следовало предпринять, чтобы решить почти неразрешимые проблемы. Я подумал, что он совершил фатальную ошибку, начав кампанию гласности до перестройки экономики, и что Дэн Сяопин проявил куда большую мудрость, поступив в Китае наоборот. |
В общем, на мой взгляд, правительство Сингапура, своих граждан не зомбирует а, наоборот, 'раззомбировывает'. Постепенно. Очень постепенно. Процитирую, на сей раз, моего любимого Александра Городницкого: Ненавистники знати, вы хотели того ли? Не сумели понять вы Народа и Воли. Он в подобной заботе нуждался едва ли, - Вас и на эшафоте мужики проклинали.
Бросьте браунинг ржавый, было б знать до поры вам: Не разрушить державы неожиданным взрывом. Может снег этот сонный лишь медленно таять. Не спешите же, Соня, метальщиков ставить.Про 'тра"№;%ся с тем, с кем "надо"' © PorcelainDollДля начала - (пространная  ) цитата из Ли Куан Ю: Цитата (Ли Куан Ю. "Сингапурская история: из 'третьего мира' в 'первый' (1965 - 2000)" @ Глава 10) | Вечером 14 октября 1983 года, в выступлении по телевидению по поводу Национального праздника Сингапура, я сделал заявление, которое произвело впечатление разорвавшейся бомбы. ... я заявил: если наши мужчины-выпускники высших учебных заведений хотят, чтобы их дети преуспевали в жизни как и они, то было бы очень глупо с их стороны выбирать себе в жены менее образованных и менее интеллектуально развитых жен. ... Как я и ожидал, моя речь расшевелила осиное гнездо. ...Эта полемика повлекла за собой сокращение числа избирателей, проголосовавших за ПНД на выборах следующего года, на 12 пунктов, - урон был больше, чем я ожидал. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны. А для маленького, бедного ресурсами Сингапура, население которого в момент обретения независимости в 1965 году составляло 2 миллиона человек, это был просто определяющий фактор. ... ... К тому, чтобы выступить со своей речью, положившей начало "великим брачным дебатам", меня подтолкнул отчет, анализировавший результаты переписи населения 1980 года. Отчет показывал, что наши наиболее способные женщины не выходили замуж и, следовательно, не воспроизводили себя в следующем поколении. Это вело к серьезным последствиям. Наши лучшие женщины не воспроизводили себя, потому что мужчины их образовательного уровня не хотели на них жениться. Женщины составляли примерно половину выпускников университетов, и почти две трети из них были незамужними. Азиатский мужчина, будь-то китаец, индус или малаец, предпочитает жену с более низким уровнем образования, чем у него самого. В 1983 году только 30% мужчин с высшим образованием были женаты на женщинах с высшим образованием. Продолжать и дальше закрывать глаза на эту проблему было нельзя. Я решил шокировать наших молодых мужчин, чтобы помочь им избавиться от глупых, старомодных предрассудков, наносивших ущерб обществу. Я привел в качестве примера результаты исследования близнецов, выполненного в Миннесоте (Minnesota), в США, в 80-ых годах, которые доказывали, что эти близнецы были сходны во многих отношениях. Несмотря на то, что они выросли порознь в разных странах, примерно 80% их словарного запаса, их привычки, пристрастия и антипатии в отношении еды, черты характера, коэффициент развития интеллекта (IQ), - были идентичными. Другими словами, почти 80% личности человека закладывается природой, а примерно 20% - является результатом воспитания. Большинство детей обладает такими же способностями, как и их родители, и лишь немногие дети отличаются по уровню развития интеллекта от своих родителей. Таким образом, мужчины - выпускники высших учебных заведений, которые женились на менее образованных женщинах, не увеличивали шансов на то, что их дети также закончат университет. Я убеждал их жениться на женщинах с равным уровнем образования, и поощрял образованных женщин иметь двух и более детей. Женщины, окончившие высшие учебные заведения, были недовольны, что я выставил напоказ их семейную неустроенность. Женщины без высшего образования и их родители были рассержены на меня за то, что я отговаривал мужчин с высшим образованием жениться на них. На меня обрушился целый поток комментариев и писем в газеты с обвинениями в элитизме, ибо я верил, что способности передаются по наследству, а не являются результатом образования, питания и подготовки. ... Я обосновывал свои взгляды путем обнародования анализа статистических данных за последние несколько лет об образовательном уровне родителей учеников в возрасте 12, 16 и 18 лет, которые входили в число 10% лучших студентов по результатам экзаменов. Эти цифры не оставляли никакого сомнения в том, что решающим фактором, определявшим успехи детей в учебе, было наличие высокообразованных родителей. ... ... На самом же деле, родители были обеспокоены все возраставшим числом незамужних дочерей, окончивших высшие учебные заведения. Они отчаянно нуждались в помощи. Однажды вечером, в 1995 году, после приема в Истане, Чу сказала мне, что женщины ее поколения обсуждали на приеме тяжелое положение их дочерей, получивших образование, и сочувствовали друг другу. Они оплакивали те времена, когда родители устраивали браки своих дочерей с помощью профессиональных свах. В то время образовательный уровень женщин был невысок, и очень способные и менее способные женщины имели приблизительно одинаковые шансы выйти замуж, ибо никто не классифицировал их по наличию диплома о среднем или высшем образовании. Но для современных женщин, получивших образование, подобная практика заключения брака стала неприемлемой. Это было ошибкой и мужчин, получивших образование, и их матерей. Не получившие образования матери предпочитали невесток без высшего образования, с которыми, как они считали, им было бы легче поладить. Наиболее трудно было стереть предубеждение, согласно которому мужчина, который не был главным кормильцем семьи и главой домашнего хозяйства, был достоин сожаления и осмеяния. Этот предрассудок бытовал среди китайцев, еще больше - среди индусов, а больше всего - среди малайцев. Эта тенденция прослеживалась на всех образовательных уровнях. Значительное число женщин, закончивших колледж, не могли найти себе пару среди мужчин, закончивших колледж. То же самое происходило и с женщинами, окончившими общеобразовательную школу. Женщины хотели выйти замуж за высокообразованных мужчин, мужчины хотели жениться на менее образованных женщинах. В результате, мужчины с более низким уровнем образования не могли жениться, потому что женщины, которые оставались незамужними, были более образованы и не хотели выходить за них замуж. Чтобы дополнить деятельность АСР, я попросил исполнительного директора Народной Ассоциации сформировать "Секцию социального развития" (ССР - Social Development Section) для работы с людьми со средним образованием. Количество членов ССР быстро росло, и к 1995 году организация насчитывала 97,000 членов. 31% членов ССР, которые повстречались в результате ее деятельности, вступили в брак. Поскольку традиционные методы поиска партнеров для вступления в брак были разрушены системой всеобщего образования, правительству пришлось создать альтернативу свахам прошлого. ... Данные переписи населения 1980 года также показали, что высокообразованные женщины усугубляли наши проблемы, рожая намного меньше детей, чем менее образованные женщины. На каждую женщину с высшим образованием приходилось, в среднем, по 1.6 ребенка; со средним образованием - также по 1.6 ребенка; с начальным образованием - по 2.3 ребенка; без начального образования - по 4.3 ребенка. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы в каждой семье было в среднем 2.1 ребенка. В результате, мы более чем удваивали наше малообразованное население, но даже не воспроизводили наших наиболее образованных людей. |
Согласитесь, уважаемые поборники и поборницы всяческих свобод, ситуация в Сингапуре несколько отличается от ситуации в некоей большой и богатой нефтью, газом и боеголовками стране... Ну нет в этой (большой) стране проблемы у студентки выйти замуж за студента. Да и, по большому счету, не нужны эти студентки и студенты этой самой (большой) стране, пока у нее есть нефть железо, лес, вода и, опять же, боеголовки... Эта некая большая страна, как мне представляется, вполне может, при желании, обойтись без выпускниц своих ВУЗ-ов. А Сингапур - не может! Потому что выпускники и выпускницы вузов - это единственный имеющийся в его распоряжении 'природный ресурс'.
Ну и к вопросу о стерилизации в обмен на жилье. Тут ведь тоже надо учитывать, что вовсе не все население Сингапура размножается так же плохо, как интеллигенция:
Цитата (Ли Куан Ю. "Сингапурская история: из 'третьего мира' в 'первый' (1965 - 2000)" @ Глава 7) | Приспособление к новым условиям давалось нелегко и зачастую вело к комичным, даже абсурдным результатам. Несколько фермеров, разводивших свиней, не могли расстаться со своими животными и забрали их в многоэтажные дома. Надо было видеть, как некоторые из них гоняли свиней по лестницам многоэтажных зданий. Одна семья, в которой насчитывалось 12 детей, переезжая из хижины в новую квартиру УЖГР на Олд эйрпорт роуд (Old Airport Road), взяла с собой десяток курей и уток, чтобы держать их на кухне. Мать семейства построила деревянную загородку, чтобы птицы не могли попасть в жилые помещения. По вечерам дети искали червяков и насекомых на газонах, чтобы кормить ими птиц. Они занимались этим на протяжении следующих 10 лет, пока не переехали в другую квартиру. Малайцы предпочитали жить поближе к земле. Они разводили овощи вокруг многоэтажных домов, - как привыкли в своих деревнях. На протяжении еще долгого времени многие китайцы, малайцы и индусы не пользовались лифтами, а ходили по лестницам, и не из желания поразмяться, а из боязни к лифтам. Находились люди, которые пользовались керосиновыми лампами вместо электрического света; другие продолжали заниматься своим старым бизнесом, продавая сигареты, сладости и всякую мелочь из окон квартир первого этажа, выходивших на улицу. Все эти люди страдали от культурного шока. |
Так что, на мой взгляд, довольно нелепо примерять эту чисто сингапурскую государственную меру по семейному планированию на нашу совсем даже другую действительность. А вот смелость и адекватность этого хода, на мой взгляд, достойна самой положительной оценки. Про образованиеВ конфуциански-ориентированных культурах образование традиционно обладает высокой ценностью. Тут, однако, имеется несколько важных особенностей. Во-первых, существенную часть население Сингапура составляют малайцы, отнюдь не принадлежащие к конфуцианской культуре. А поскольку Сингапуру нужны образованные люди и поскольку уровень жизни в Сингапуре жестко связан с образованностью, то, для блага экономики и во избежание социальных волнений на расовой почве, этих самых малайцев к образованию приходится... эээээ... принуждать. Ну а если кого к чему в Сингапуре принуждают, то принуждают жОстко - это у них традиция такая, национальная... Во-вторых, другой основополагающей ценностью конфуцианской культуре является семья. В результате, покуситься на, скажем, власть отца для 'правоверного' конфуцианца - дело немыслимое, а вот потырить чего-нибудь у государства, работодателя, клиента и т.п. - от нефига делать. Недоработочка такая вот у Конфуция получилась... Там где это пущено на самотек (в Китае, в китайских общинах в Америке) - таки тырят. Ну и еще одна проблема (это уже из моего скромного личного опыта) - с 'правоверным конфуцианцем' очень тяжело общаться 'чужаку' (скажем - мне). 'Чужак' для него либо авторитет (с которым не спорят), либо 'никто', мнение которого (при всех конфуцианских 'китайских церемониях') несущественно. Понятие 'общение на равных' как-то очень не из конфуцианской культуры... Так вот, школа, делающая упор на спорте, кружках и дисциплине - это, на мой взгляд, очень важный и нужный противовес этим негатив несовременным аспектам конфуцианской культуры. Ну и, наконец, про IQА мона я об этом в сто первый раз напишу? Я коротенько-коротенько... - Предлагаю не судить об IQ по тестам Айзенка (или по еще более сомнительным тестам). Моим любимым источником информации на эту тему является книга "The Bell Curve". Она не предлагает тестов по IQ, но зато всерьез и подробно обьясняет, что такое IQ.
- IQ есть объективно измеримая величина, после 6 лет она практически не меняется с возрастом (в отличие от результатов тестов Айзенка), она существенно коррелирует с IQ биологических родителей ('на роду написано' - это про IQ), она существенно кореллирует с этнической принадлежностью (этот вопиюще неполиткорректный факт вплотную граничит с фашизмом и потому достоин запрета своего упоминания), она существенно (лучше резюме, интервью и отзывов с предыдущего места работы) кореллирует с производственным потенциалом человека и, следовательно, с его грядущей зарплатой (это, в сочетании с корелляцией IQ родителей и детей приводит к тому, что 'бедность плодит бедность' и наоборот).
- IQ есть величина статистическая. Т.е. можно привести сколько угодно конкретных примеров успешных людей с низким IQ (типа Форреста Гампа) и наоборот, однако в статистическом смысле (т.е. при рассмотрении больших групп людей) IQ и профессиональная успешность являются величинами очень сильно кореллированными.
- IQ - штука полезная, но не универсальная. Так, IQ евреев на 15 (кажется) пунктов (т.е. на одну сигму - IQ нормирован под нормальное распределение) выше чем в среднем по белым людям, но пример государства Израиль, сумевшего восстановить против себя ну очень много других государств (а заодно, пример государства Шри-Ланка, где аналогичная фигня случилась с народом тамилов) показывает, что кроме IQ граждан, государству, для успешного развития, много чего еще нужно. Но и IQ нужен тоже.
Сообщение отредактировал(а) fns - 18.05.2007 - 12:38
|