09:42 Гена |
Продолжение о той же семье. Я писала, что Светочка органически не переваривала своего брата. В школе презрительно отворачивалась от него. Не в первый раз наблюдаю. Если мама позволяет себе быть в унынии, быть в постоянной депрессии, не пытаясь выйти из нее, на детей разного пола действие разное. Если Светочка стала просто повторять маму и ее жизнь от дикого восторга до вселенской печали, то Гена просто стал нервным, дерганным ребенком. Частая улыбка на лице не к месту бывает у детей, которые непроизвольно растягивают в ней рот, потому что хотят скрыть свое нервное состояние. Часто наблюдала тик глаз, а позже, к классу 7 добавился тик плеча. Марина с первого класса делала уроки вместо с Геной, лишала его самостоятельности. Иногда делала за него что-то. В конце концов Гена привык, что можно на уроке не особо напрягаться, потому что мама дома будет объяснять (попутно ругая плохих учителей). Мама сложит портфель, мама не забудет заполнить ребенку дневник, мама подпишет тетради. Мама позвонит учителям, чтобы решить проблемы за мальчика. Нервность Гены выходила еще и из-за того, что развод родителей приходлся на его дошкольный период. К слову сказать, отец не устранился полностью. Обеспечивал деньгами (вплоть до того, что позднее купил двухкомнатную квартиру, сделал ремонт, давал деньги и на репетиторов Свете), приходил по очереди с Мариной на родительские собрания, как-то ходил в поход с нами. Может, он и стал бы помощником в воспитании Гены (не устранялся, общался часто с мальчиком), но влияние Марины и тут перевешивало. Так что рос инфантильный, нервный мальчик. |
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
23:38 хех, выступила.... |
Хех, не удержалась и выступила сегодня в конце педсовета. Сказала, что тренинг не проводится, когда в группе больше 40 человек. Сказала, что если требовалось от докладчиков пройти упражнение из тренинга уверенности, рассказывая о своей работе от своего имени, то не нужно было их все время во время выступления поправлять и редактировать, как это делала директор. Сказала, что вторая часть педсовета - был антитренинг уверенности, потому что происходило обратное: понижение уверенности учителей в своих силах. На что получила ответ в стиле "молчи - сам дурак": а я за вами наблюдала, вы не стали докладчиком и не захотели стать "солнцем". Мдя, что-то меня за высказывание своего мнения ждет впереди. Хотя.. не впервой! Хвалю себя: выступила без эмоций и спокойно (закаленная в спорах в ЖЖ) |
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
17:41 Продолжение: Светочка |
По окончании 9 класса кто-то из детей решил поступать в лицеи, колледжи, кто-то - продолжать обучение в 10 классе. По написанным заявлениям у меня получился 10б класс, в который влились ученики моего 9а и 9б, в котором я ранее не работала. Первое время шли притирки, знакомства. И вскоре часть класса перемешалась, часть осталась своими микрогруппками. В классе учился талантливый Димчик (потрясающий голос, пишет музыку, стихи, отлично играет на гитаре и пианино, способности в математике, физике, с компом - на "ты", владение в совершенстве английским и немецким языками). В него влюбилась Светочка. Димчик сам был в некоторой изоляции ранее, до 9 класса (история о нем - отдельная), но тут он первое время обрел "поклонниц" его талантов. Дима выбрал Аню. Необходимые пояснения. У нас рядом две конкурирующие школы. Просто два сообщающихся сосуда. Учителя переходят работать, дети - учиться из одной школы в другую. Аня пришла ко мне в 8 классе вместе с мамой, учителем математики из соседней школы. Как я поняла, Аня в классе в той школе испытывала дискомфорт, была в изгоях. Мой класс ее тогда принял отлично! Она быстро влилась в коллектив, быстро передружилась со всеми. Я увидела в ней лидерские способности. Но, видимо, это чувство беспомощности, когда ты в коллективе находишься в вакууме, сохранилось в душе Ани, потому она решила подружиться со Светочкой. Итак, образовалась троица: Светочка, Аня и Димчик. К сожалению, я стала замечать, что не Аня влияла на Свету, а наоборот. Аня стала отгораживаться от всех, эта тройка стала носить черную одежду. Димчик, как поклонник тяжелого рока, "заразил" им Светочку и Аню. Хотя, Света скорее всего "мимикрировала", чтобы быть ближе к Диме. В 10 и 11 классе я начала по субботам заниматься физикой дополнительно с небольшой группой учеников. (Вообще-то эти дети привыкли получать мою помощь. Часто приходили ко мне с просьбой объяснить непонятую тему по алгебре, геометрии, иногда я даже помогала по химии). В эту группу входили Дима и Светочка. Эти дети решили поступать в радиотехнический университет, ходили на подкурсы. Наши занятия проходили в течение 4 часов в таком режиме: я объясняла материал, который не входит в школьный курс, показывала типичные приемы решения задач, а потом они решали задачи по сборнику задач с подкурсов. Каждый решал в своем режиме. А я оказывала помощь в наводке, в анализе условия задачи, помощи в отыскании ошибок при решении. Через 2 часа занятий мы устраивали перерыв на кофе. В те времена я могла не задумываться о деньгах, поэтому покупала что-нибудь сладкое к столу, кофе, сахар и кормила детей. Эти минуты отдыха были интересными, мы общались на всякие темы, я узнавала своих детей намного ближе. Светочка в первое время очень нервничала, психовала, что мало что получается самостоятельно. В 11 классе она решила пойти заниматься с репетитором из радика, но субботних занятий не прекращала. Я видела, как Светочка упорно целенаправленно много занималась, как становилась уверенней в своих силах, как значительно выросла по математике и физике (правда, не она одна). Но в этот период появлось критическое отношение к учителям (да и ко мне тоже), вроде бы: ничему вы тут в школе меня не научили, ничего не дали. Но тем не менее субботних занятий (а потом и ежедневных на каникулах) она посещать не прекращала. ЕГЭ по матемитике, русскому языку и физике она сдала на отлично, количество баллов было довольно большим, что позволило ей (кажется, единственной из класса) поступить на бюджет в радик. На выпускной вечер Света идти отказалась. Сказала, что школа ей ничего не дала, никого видеть она не хочет, не видит смысла покупать дорогой наряд на один вечер. Я попыталась ее поуговаривать. Но, честно сказать, не очень старалась. Потому что меня задел ее нелестный отзыв о школе. Я уже исчерпала все силы по отношению к Свете, появилось облачко раздражения. С Мариной к тому времени мои отношения из-за Гены немного испортились. "Гуру" для Марины и Светочки перестал существовать. В сентябре я была на курсах в радике. И в коридорах во время перемен встречала своих детей. Столько радости, столько впечатлений! А вот Света меня огорчила. Увидела ее и удивилась переменам. Выглядело как "оно", в черной футболке, джинсах, без косметики, с неаккуратной прической. Девочки с класса сказали, что Света - единственная девочка в группе среди мальчишек, но с ней никто особо не общается. Со своими бывшими одноклассниками не здоровается. В первый год приходила ко мне в гости вместе с Аней и Димой. Но вскоре закрутился роман у этой пары, Света "отпала" от них. Увы, думаю, что Света попала в тот разряд учеников, которые через несколько лет скажут: "Я в школу - ни ногой!" |
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
17:21 Продолжение: Светочка и Гена |
Глядя на Марину, я понимала, что Светочка идет точно по ее стопам. Часто девочка сидела в унынии. Ее любимые слова "скууууууууууучно", " не хочу ничего". Когда я проводила на классном часе в 6 класс тестирование на уровень тревожности, Светочка снова вызвала во мне тревогу за ее часто депрессивное состояние, ее ответы на темы суицида. Так что чаще, чем с другими детьми я беседовала с ней на разные-разные околошкольные темы. Всякий раз, когда мы шли в поход, или на библиотечный урок, или на экскурсию, Светочка была рядом. То мне вроде бы удавалось изменить ее взгляд, то снова нужно была начинать сначала. Девочка нуждалась в постоянной поддержке. То она не могла ходить на русский язык и литературу из-за того, что болезненно воспринимала насмешки литератора (пришлось разговарить с ним, пытаться настроить Свету на умение противодействовать, то объяснять маме, что нужно меньше охать и ахать по любому поводу). То Света начала грустно произносить: "Хочу собаку!" (после знакомства с моим доберманом). Я объясняла Светочке, что собака требует ответственности и много заботы (идти гулять с ней, когда хочется спать, когда холодно, когда идет дождь, когда идет любимый фильм и т.д.), что собаки болеют и очень больно смотреть на мучения маленьких беззащитных животных. Марина все ж купила собаку - кокер-спаниеля, хотя они и жили втроем в однокомнатной квартире. Через небольшой промежуток времени собакой полностью занялась Марина: кормила, выгуливала. Светочке и Гене было уже некогда, не до собаки. Отвлекаясь, мысли на эту тему: родители, которые поддались на уговоры детей приобрести домашнего питомца, должны оставаться последовательными, не перекладывать на себя обязанности за животное, приобретенное для ребенка и по его просьбе. Классные вечера у нас всегда проходила здорово. интересно! У меня было много сил. видя желание детей, я сама загоралась и загоралась разными идеями. Дети ждали этих вечеров, этих разных игр. Уходили всегда домой с неохотой, умели устраивать себе праздник. И только одна Светочка каждый раз уходила с поджатыми губками и сдавленным "скуууууууууучно, неинтересно!". Хотя, только раз она ушла необычно оживленной: мальчик Илюшка, в которого она несколько лет была влюблена, пригласил ее на танец. Хм, а тут произошло почти как с собакой. Илюшка после этого перестал быть предметом влюбленности. По мере перехода из класса в класс вокруг Светочки стал все больше и больше образовываться вакуум. Кому интересно общаться с человеком с вечно унылым лицом и презрительно поджатыми губками? Я как могла, рассеивала этот вакуум, вовлекая Светочку в разные мероприятия, выступления (то агитбригада, то городской КВН по физике), но недолгое свечение ее глаз снова сменялось этим "скууууууууучно!". Одна подружка была у нее, тоже Света. Но подход у Светочки к дружбе какой-то эгоистично-собственнический: ты моя подружка и, значит, общаешься только со мной. Так у них периоды дружбы сменялись периодами, когда Света отходила к общению с Наташей, Машуней или Анюткой и одиночеству Светочки. При проведении классных часов я часто использовала разные виды дискуссий. Очень нравилось детям обсуждения отдельных частей из книг Козлова, "Детского учебника по жизни" Светланы Ермаковой и Леонида Жарова. О, такие дискуссии заводились!!! И в те моменты Светочка оживала. Но снова ненадолго. Марина все же выигрывала у меня. |
Цитата || || Печать || Комментарии:3 |
09:08 Вчера писали городской пробный ЕГЭ по |
Вчера писали городской пробный ЕГЭ по математике. Сравнивая ЕГЭ в 2004 году, когда у меня был 11 класс, могу только воскликнуть: ну ё моё!!! С этого года новая начальница ЦОКО, поэтому новые площадки, новый набор тестологов. И будто нет уже накопленного опыта ошибок! Вчера передала завучу кучу недоработок. Бардак начался с самого начала. Нет бы вывесить списки с указанием аудиторий и мест на улице! Дети бы спокойно находили себя и ждали бы начала входа в школу. А получился кошмар и нервотрепка. Школы входили по очереди, дети переобувались, шли в гардероб, потом началось столпотворение возле двух досок со списками. Да еще списки написаны мелким шрифтом. 40 минут было потрачено на эту процедуру!!!! Далее нарушения выявлялись, когда начали выходить те, кто написал пробник. Несколько аудиторий - в начальной школе!! Малишки высоченного роста вынуждены были втискиваться за низенькие столы для 4-го класса. Наблюдала по ходу: не было сопровождающих с детьми, которые шли в туалет. Пару раз наблюдала даже выход ученика из школы (ранее даже сопровождающие учителя не могли выходить). Обалдела, когда встретила Олежку, выходящего с листом задания, тестологи разрешили (!!) взять с собой. А Антошка вообще сфотографировал на мобильный, хотя наличие мобильных телефонов запрещено. Детям, находящимся в аудиториях на первом этаже, не было создано условий для спокойной работы. Мимо кабинетов постоянно проходили в гардероб те, кто уже окончил работу. Боюсь, что ученики расслабятся и будут рассчитывать на что-то подобное на основном экзамене. И самое-самое, но это как обычно: городской пробник по математике составляет таганрогский Клова, как обычно с завышением. Все без исключения выходящие дети говорили: очень трудно, даже в части А. |
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
19:50 День сегодняшний |
День сегодняшний принес и радости, и огорчения. Мои дети написали пробный ЕГЭ по русскому языку без двоек! 6 человек получили оценку выше, чем за полугодие, никто не написал на оценку ниже! Перед продленкой заметила, что Надюшка очень расстроена. Оказывается, что у нее проблемы с одноклассницами. Поговорила с ней по душам, помогла справиться. В благодарность Надя принесла на продленку листы цветной ксероксной бумаги и решила научить меня делать красивые оригами. Оказывается, у нас в детском магазине "Катюша" для всех желающих детей девушки предлагают бесплатное обучение простейшим оригами. Под чутким руководством Надюшки, я сделала разноцветный шарик, тюльпан и лилию! Огорчил Темчик (Ирмиш, молчи, не говори, я сама всё знаю ). Темке предложили сменить место работы - обсуживание банкоматов сбербанка. Плюсы: премии, "белая" зарплата, 13 зарплата, выходные в субботу и воскресенье, а также праздники. Но сегодня позвонили и сказали: не могут принять, т.к. у него нет ВО. Про это он рассказал мне, когда пришел сегодня в школу. Но я могла и погордиться сынкой. В школе уже неделю не работает инет. В службе поддержки говорят, что их аппаратура исправна. Темка в 10 минут разобрался с проблемой. Оказывается, причина все же в КМ, которые стоит на другом ай-пи. В выходные пытался долго разобраться работник ТУЭС, но причины так и не нашел. Эх, умница мой сынулька! И дурак, что не слушался нас с отцом, не получил образования хотя бы ради корочки. |
Цитата || || Печать || Комментарии:6 |
19:07 Мысли по дороге в школу |
Да, нападки на школу правильные. Понимаю, что учить по-старому нельзя, а по-новому не умеем. Но хочется научиться. А где и как? 1. Книги. А учителя получают в месяц 100 рублей "книжных". Но надо учебники, методики, дидактику покупать. Книги стоят больше, чем 100 рублей. 2. Интернет. Из около 50 учителей нашей школы только я имею возможность иметь инет и искать, читать. 3. Курсы повышения квалификации. Часто это тяжкая обязанность - каждые 5 лет посещать курсы, чтобы иметь возможность повысить категорию. На курсах, которые я посещала осенью, полезного было около 50%. Общаясь с учителем из-за рубежа, узнала, что у них учителя часто и много посещают разных курсов. Во-первых, они проводятся после уроков или в свободный день. В-вторых, каждые курсы дают прибавку к зарплате 100-200 долларов. И главное, они ведутся не формально, как у нас. В 144 обязательных часа втискивают всякого и всяческого. |
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
09:22 Светочка и Гена |
Светочка и Гена - брат и сестра. Так получилось, что когда Света была в моем 7 классе, родители 5-го класса (нынешнего моего 11) упросили взять второе классное руководство. Так я стала классным руководителем и Гены. Светочка. Красивая девочка со светлыми кудряшками, огромными, широко распахнутыми голубыми глазами, в которых постоянно плескались или восторг, или всемирная печаль. С Мариной, мамой детей, общалась больше, чем с другими родителями. Часовые разговоры по телефону (ой, мои домашние уже перестали подходить к телефону, зная, что звонки в основном только мне от родителей и учеников. Некоторые учителя не разрешают родителям звонить домой, считая, что их свободное время - священно. Я не могла перестать чувствовать себя учителем своих детей по звонку). Иногда мы встречались с Мариной, подолгу гуляли и разговаривали. Мне иногда было даже страшно, что она чуть ли не в гуру превращаля меня. Ее реакции были такими же как у Светочки: или восторг-восторг-восторг! или катастрофа!! Марина только пережила развод с мужем (и вот, снова развод), не работала (как! я не могу оставить детей!!), но бывший муж полностью обеспечивал жену и своих детей. Марина не любила свою мать за то, что она часто приезжала воспитывать свою непутевую дочь, постоянно жаловалась на бывшего мужа и свою бывшую свекровь. Сама пыталась оградить своих детей от всего, чутко реагировала на малейшие смены настроения детей, впадая в панику при каждом случае. Как-то, когда Светочка была в класе 7 или 8, я поехала а Марине на день рождения. Хотелось сделать ей какой-то символический (именно с символом, значением) подарок. Муж как раз вернулся из Иерусалима и привез 33 свечи из храма гроба господнего. Я взяла три свечи для Марины, Светы и Гены. Когда вошла в дом, то очень удивилась, что в такой день Марина не сделала самого простого, что делает женщина в такой день (помыть волосы, красиво уложить, нанести макияж). Марина в унынии. Мы долго говорили тогда, мне иногда удавалось выводить ее из депрессивного состояния. И еще приходилось попутно воспитывать ее. Уговорила сесть, успокоиться и позволить Светочке самой сделать чай, разрезать торт. Марина просто порывалась делать все только сама. Но я вернусь в 5 класс. Светочка не любила бабушку (мать Марины), ненавидела Гену. На первый вечер детей разделила на группы и предложила красиво накрыть столы, договорившись, кто что приносит. Была поражена, что Катюшка принесла пирог собственного изготовления. Это удивление на фоне того, что Светочке еще не разрешено пользоваться газовой плитой! К следующему празднику решила предложить девочкам сделать сладости своими руками. Разбила их на группы, каждой группе дала рецепт и предложила принести каждому в этой группе необходимые ингридиенты. Ой, во что превратилась моя квартира!!! Четыре группы девочек делали разные сорта теста, делали разные вкусности. Перые пробы были не всегда удачными. Со смехом эти "неудачи" съедались. Как было здорово наблюдать на лицах девочек радость от самостоятельно приготовленных сладостей! Светочка делала "пальчики с вареньем". И часто спрашивала: а можно я съем этот неудавшийся кусочек? а можно я доем это варенье? И она записала себе рецепт, чтобы сделать такое же дома. Вечером позвонила бабушка Светочки. И стала просить поговорить с девочкой о том, что Светочка такая худенькая, совсем ничего не хочет есть. Я удивилась и сказала, что только сегодня наблюдала, какой прекрасный аппетит у ребенка. И бабушка пришла в полное недоумение: что вы! Светочка никогда не ест варенье! Позже я узнала, что Света просто не желает есть то, что ей дает бабушка. На следующий день Светочка принесла мне в салфеточке несколько штук "пальчиков", которые испекла дома сама. Но что-то я не заметила в ее глазах той радости и того восторга. Позже узнала от мамы, что пришла бабушка и отстранила девочку от плиты и от кухни и додела все сама. Эх, ну что за взрослые! Лишить ребенка такой радости! |
Цитата || || Печать || Комментарии:7 |
00:10 :( |
Набираю курсовую работу. Она посвящена детям с задержкой психического развития. Цифры статистики: Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы за последние годы возросло в 2-2,5 раза, достигнув свыше 30%. |
Цитата || || Печать || Комментарии:12 |
11:52 Разрозненные и грустные мысли |
Разрозненные и грустные мысли бродят по голове. Сначала пыталась не подпускать к себе эмоции по поводу высказываний о школе и учителях. Но потом не смогла остаться безучастной. И, может, надо выплескивать эти эмоции? Я стараюсь при возможности не сообщать, что работаю учителем. Потому что у каждого собеседника была школа и были учителя. И часто мне чувствуется так: " я должна отвечать за тех плохих учителей, которые попались на пути собеседников? Я не хочу быть чужой проекцией на меня". И еще потому, что "то, что позволено Юпитеру, не позволено быку". Когда приходили жаловаться чужие мамы или бабушки со двора на моего сына, разговор начинался всегда со слов "А еще учительница!!". Когда в сердцах в ссорах посылала мужа, то слышала: "И это учительница!". Мне упорно насаждают, что я не человек, я - учительница. Любой поступок, любое слово можно трактовать так, как удобно (наподобие "щедрая - значит, транжира" как в "Собаке на сене"). Зная, что человек работает учителем, его тон можно трактовать как менторский. А может ли учитель не говорить убедительным тоном? Пример моего разговора с детьми по поводу конфликта с учителем математики. Одна из их жалоб: она говорит монотонным и неинтересным тоном. То ли дело наша Ирина Викторовна по русскому языку! Она убедительна, ее аргументы всегда весомы. И правда, я люблю бывать на ее уроках. Ее так интересно всегда слушать! Забрела недавно на урок, посвященный "Белой гвардии" Булгакова. Просто влилась сама в этот диспут, это обсуждение (правда, мысленно ) Таким - убежденным, оптимистичесным должен быть учитель. Это состояние я шутя называю "жизнерадостный рахит". Наблюдаю свою школу (о других не берусь судить). Она тихо умирает. Раньше в параллели было по 5-6 классов, потом 4, 3. И сейчас 2 и изредка 3. Классы неполные, в редких - по 25 и больше учаников. И в преспективе: 1-2 класса в параллели. Мало стало детей. Средний возраст учителей в нашей школе - 48 лет. Самой молодой - 28 лет. Через 5-7 лет начнут и эти учителя уходить на пенсии. Кто-то останется, но ясно же, что работать в полную силу очень трудно. Начали болеть. Перебираю в уме учителей своей школы, как если бы я отдавала своего ребенка. Учитель русского языка из 4 - один хороший, математиков 4, двоим я бы доверила ребенка. Хорошего историка нет. Географ так себе. Хороший химик. Из 5 учителей английского - двое хороших. Не очень большой выбор. В городе есть пед.институт, но выпускники не придут в школу. Зарплата мала. Приходящие на практику студенты не напрягаются, не пытаются учиться. Все чаще и чаще просто просят проставить липовую практику, потому что в школу все равно работать не пойдут. Идут только юноши в сельские школы, чтобы перекантоваться до 27 лет, чтобы не попасть в армию. Один такой случай вспоминается: начала общаться в асе с таганрогским парнишкой лет 23-24. Работает в каком-то компьютерном зале и в сельской школе. Обратился ко мне за помощью, нет у него программы по информатике (а ведет именно ее). Предложила встретиться, отксерила ему программы, экзаменационные билеты. Разговор завел меня в шок. Я говорю, что по программе должны быть: устройство и принцип работы ЭВМ, алгебра логики, теория информации, алгоритмизация, практическое применение прикладных программ. И слышу в ответ: - с алгоритмами я еще в институте ничего не понимал, какие там условные алгоритмы, циклы, массивы? - алгбре логики - это жуткая непонятка. - какое там практическое применение? Это ж ученики за урок три строчки текста наберут. Я спрашиваю: а что же ты делаешь на уроках? Его ответ: а, включаю компы, пусть сидят играются. Занавес. Не представляю, что будет со школой через 5-7 лет. |
Цитата || || Печать || Комментарии:6 |
|
|
|