| Алексей Клименко - 17:00 Пушкин сказал, если кто не помнит... |
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:5 |
| Нарцисс - 20:17 Всех с днем Святого Николая!!! |
Праздник святого Николая (19 декабря)

На Новый Год мы с радостным нетерпением ждем не дождемся, когда постучит в дверь Дед Мороз и принесет нам подарки, верно? В разных странах его называют по-разному: Санта-Клаус или святой Николай. А вот и легенда, которая положила начало рождественской традиции дарить детям подарки…
В глубокой древности в городе Мира (на юго-западе Малой Азии) жил юноша по имени Николай. Он был единственный сын богатых родителей, но рано осиротел. Николай жил оторванный от всех, погруженный в мир науки, из дома выходил редко.
Однажды от старого слуги юноша узнал, что одна бедная девушка, жившая на окраине города, не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданного. «У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди», - подумал Николай. Постепенно в его голове созрел план. Николай, взял из сокровищницы нужную сумму и под покровом ночи, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, юноша пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно. На утро по городу прошел слух, что это ангел небесный помог влюбленным. Родители парня согласились на свадьбу. Николай первый раз в жизни почувствовал себя счастливым.
Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным и приводя в замешательство весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных. Однажды ночью люди выследили Николая. Вот уж они никак не ожидали, что этот замкнутый, застенчивый юноша имел такое доброе сердце. И тогда горожане выбрали Николая своим епископом.
С тех пор каждый год в декабре святой Николай приходит на землю и приносит детям подарки... |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Алексей Клименко - 19:03 Плюс год. |
Подвожу итоги потихоньку.
В этом году я стал большим конформистом и меньшим душой компании. В этом году я стал больше думать о друзьях и меньше бегать за девчонками. В этом году я стал больше пользоваться жж и меньше писать в форумы. В этом году я стал больше работать на себя лично и меньше работать в компаниях. В этом году я стал больше думать о будущем и меньше спорить о планах. В этом году я стал больше приносить пользы людям и меньше оставаться в их памяти. В этом году я стал больше кушать и меньше читать. В этом году я стал больше тратить и меньше тусовать. В этом году я стал больше делать наработок на развитие и меньше говорить о своих планах. В этом году я стал больше решать и меньше советоваться. В этом году я стал больше любить и меньше обижаться. В этом году я стал больше просто ходить и меньше пользоваться метро. В этом году я стал старше.
|
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:3 |
| Александр Давыдов (Ярго) - 16:42 Одесса на проводе)) |
Вот уже два месяца я в Одессе. Город, во многих отношениях просто замечательный, в отношении Интернета пока значительно отстает, поэтому вылезаю в Инет чаще с клубов. Классно здесь. тепло (снега еще почти не было), море рядом, люди приятные и спокойные, девушек красивых много, вот только очень все медленнннннноооооо Прямо как в Питере родном. Моментами чувствую. что начинаю засыпать, приходится периодически взбадриваться
Успел соскучиться по многим замечательным москвичам, поэтому в начале года приеду на Мастерскую Ведущих и постараюсь повидать максимальное количество
Или приезжайте к нам в Одессу на празднование Нового Года на Черном Море! на форуме есть об этом объявление и на сайте Синтона на Украине - syntone.org.ua
Тут хорошо, тепло, дешево и классно! Если бы еще чуть побыстрее было |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:4 |
| Алексей Клименко - 13:34 Русские против расизма |
чень важным типом отношения к людям является расизм. В основе его лежит представление о том, что человеческий род не един, а делится на подвиды– высшие и низшие. Расизм – часть мировоззрения, и потому влияет и на отношения внутри каждого народа. Например, на Западе социальный расизм в отношении к бедным, а затем к пролетариям («расе рабочих»), прямо вытекал из расизма этнического. Впрочем, какой из видов расизма возник раньше – предмет дискуссии. Социолог из США Ч. Томпсон, изучавший связь между расовыми и социальными отношениями, писал: «В Англии, где промышленная революция протекала быстрее, чем в остальной Европе, социальный хаос, порожденный драконовской перестройкой экономики, превратил обнищавших детей в пушечное мясо, которым позже стали африканские негры. Аргументы, которыми в тот момент оправдывали такое обращение с детьми, были абсолютно теми же, которыми впоследствии оправдывали обращение с рабами».
Современный этнический расизм возник на Западе в период Великих географических открытий под действием нарождающегося капитализма с присущей ему необходимостью экспансии в иные земли и культуры (ради серебра, земли, сырья, рынков сбыта, рабочей силы). Историк капитализма Фернан Бродель сформулировал это таким образом: «Капитализм вовсе не мог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда». В середине XVIII века Англия только из Индии извлекала ежегодно доход, равный трети всех инвестиций в Великобритании. Если учесть доход от всех ее обширных колоний, то выйдет, что за их счет делались практически все инвестиции и поддерживался уровень жизни англичан, включая образование, культуру, науку, спорт и т.д. Как мы знаем, Россия всегда развивалась «без услужливой помощи чужого труда», хотя для этого самим жителям России приходилось много и тяжело трудиться (беда в том, что не все у нас это понимают и на трудящихся своей страны кое-кто смотрит свысока).
На интенсивность расизма сильно повлиял кальвинизм с его учением о делении людей на избранных и отверженных. Католики, близко познакомившись с индейцами в ходе завоевания Америки после ее открытия в 1492 г., быстро убедились, что это полноценные люди («Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости»), и в 1537 г. Папа Римский формально признал индейцев людьми («имеющими душу»). Напротив, пуритане в Северной Америке даже в ХIХ веке вели геноцид индейцев в полной уверенности, что не нарушают прав человека. Основатель теории гражданского общества английский философ Джон Локк помогал составлять конституции рабовладельческих штатов США и вложил все свои сбережения в работорговлю. Даже великий Кант писал, что «у африканских негров по природе отсутствуют чувства, за исключением самых незначительных».
Мы недооцениваем того влияния, которое рабство в Новое время оказывало на западное общество в целом, сводим дело к рабству в США. Колонии были частью европейских государств, и работорговлей занимались европейцы. В 1730 г. Ливерпуль использовал для торговли рабами 15 кораблей, в 1751 г. — 53 корабля, в 1760 г. — 74, в 1770 г. — 96 и в 1792 г. — 132 корабля. Вот данные из доклада 1803 года: В 1790 г. в английской Вест-Индии (штаты США, бывшие английской колонией) на 1 свободного приходилось 10 рабов, во французской — 14, в голландской — 23. Да и в европейских столицах присутствовало рабство. В Лиссабоне в 1633 г. при общей численности населения около 100 тыс. человек только черных рабов насчитывалось более 15 тысяч.
Заметим, что гражданское общество выходцев из Европы триста лет использовало рабство в США без всяких моральных проблем, считаясь оплотом демократии - но в то же время с Запада осыпали проклятьями «деспотическую Россию» за крепостное право, просуществовавшее очень недолго и лишь в центральных областях. Кстати, надо помнить, что наше восприятие истории России искажено литературой. Прочитав в школе «Муму», мы создаем в воображении страшный образ крепостного права. Так и должно быть, но нельзя и забывать, что среди крестьян России доля крепостных лишь на короткий срок достигла половины, а уже в 1830 г. составляла лишь 37%. Право помещиков продавать крестьян без земли просуществовало всего 35 лет и было отменено в 1802 г.
Русский экономист Александр Васильевич Чаянов в важном для нас сегодня труде «К вопросу о теории некапиталистических систем хозяйства» (1924) показывает, что капиталистическое хозяйство Запада в политэкономическом смысле генетически родственно рабовладельческому хозяйству Древнего Рима. Напротив, крепостное русское хозяйство было организовано в обычной для трудового хозяйства форме, хотя и отдавало владельцу определенную часть продукта как крепостную ренту. Народное хозяйство России начиная с первобытно-общинного строя пошло по иному пути развития («без рабства»), чем хозяйство Римской империи и затем Западной Европы.
Для русских проблема этнического расизма была неактуальна – в зонах интенсивных межэтнических контактов казаки везде вступали с местными этносами в обмен культурными навыками и достижениями (достаточно сравнить облик и промыслы казаков Дона, Кубани, Урала, Семиречья и Амура). Таким же было отношение землепроходцев к народам Сибири и Севера. Сложившийся в российском обществе тип межэтнического общежития – отдельная тема, которая здесь не затрагивается. Другое дело – социальный расизм, которым сопровождались и в России вспышки социальных противоречий.
На Западе социальный расизм в период формирования капитализма стал частью культуры, даже вошел в культурное ядро общества. Им был проникнут и либерализм как основное идеологическое учение. Адам Смит писал: «Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо… Но в каждом развитом цивилизованном обществе в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т. е. основная масса народа». Это ложное суждение - продукт идеологии, опровергнутый наукой.
В Средние века социальный расизм, свойственный рабовладельческому Риму, ослабевал под влиянием христианства. Но уже в ХVI веке («Возрождение») Запад стал осознавать себя как наследника Рима и восстанавливать в правах рабство. Через Турцию поступали в Европу угнанные крымскими татарами славяне, возродили работорговлю фризы. Фризы - народность, родственная саксам - жили на побережье Северного моря в районе устья Рейна (занятая ими территория называлась Фрисландией). Потом они заселяли Англию. Это был народ фермеров, которые в то же время были торговцами и мореходами. В Средние века главным товаром в их торговле стали рабы, которых они скупали у норманнов. Хозяйственный уклад фризов позже был воспроизведен как современный капитализм.
Социальный расизм – один из корней мальтузианства, учения о необходимости воспрепятствовать «размножению бедных», которые подспудно воспринимались как отверженные. Рикардо писал, что первая задача рынка - через зарплату регулировать численность «расы рабочих». Все теории рынка были предельно жестоки: рынок должен был убивать лишних, как бездушный механизм. Это выразил Томас-Роберт Мальтус, который в начале XIX века был в Англии одним из наиболее читаемых авторов и выражал «стиль мышления» того времени: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».
У Мальтуса Дарвин взял метафору борьбы за существование и перенес ее из человеческого общества, к которому прилагал ее Мальтус, в дикую природу. Оттуда эта метафора, уже с авторитетом научной теории, вернулась в сферу социальных отношений. Так возник социал-дарвинизм- учение, переносящее животный принцип борьбы за существование в об щество людей. Это придает неравенству видимость «естественного» закона. Английский философ Герберт Спенсер писал: «Бед ность бездарных, несчастья, обрушивающиеся на неблагора зум ных, го лод, изнуряющий бездельников, и то, что сильные оттесня ют сла бых, оставляя многих на мели и в нищете - все это воля му дрого и всеблагого провидения».
Фридрих Ницше говорит еще более жестко: «Состpадание, позволяющее сла бым и угнетенным выживать и иметь потомство, затpудняет дей ст вие пpиpодных законов эволюции. Оно ускоpяет выpождение, pазpушает вид, отpицает жизнь. Почему дpугие биологические виды жи вот ных остаются здоpовыми? Потому что они не знают состpа да ния». Василий Васильевич Розанов заметил: «Ницше почтили потому, что он был немец, и притом – страдающий (болезнь). Но если бы русский и от себя заговорил бы в духе: «Падающего еще толкни», - его бы назвали мерзавцем и вовсе не стали бы читать».
Известно, что мальтузианства не было в русской культуре ХIХ века (оно внедряется только сегодня, впрочем, уже не в русской, а искусственной «рыночной» культуре, порожденной нынешним кризисом). Социальные механизмы, препятствующие распространению мальтузианских взглядов, были издавна выработаны крестьянской общиной (наделение землей «по едокам»). Предупреждения против социал-дарвинизма регулярно «произносились» в летописях и «поучениях» князей и царей. Еще в «Русской правде» Ярослава Мудрого сказано: «Не позволяйте сильным погубить человека».
При восприятии дарвинизма в русской науке произошло его очищение от мальтузианской компоненты, что является заслуживающим самого пристального внимания феноменом культуры. В своих комментариях русские ученые предупреждали, что дарвинизм - английская теория, которая вдохновляется политэкономическими концепциями либеральной буржуазии. Произошла адаптация дарвинизма к русской культурной среде («Дарвин без Мальтуса»), так что концепция межвидовой борьбы за существование была дополнена теорией межвидовой взаимопомощи.
Н.А. Бердяев писал в 1946 г.: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство… Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше».
Всплески социал-дарвинизма — необычное явление в русской культуре. Один Россия пережила в начале ХХ века в момент назревания катастрофического социального конфликта. Другой переживает сегодня.
В начале ХХ века, по мере наступления капитализма западного типа, подрывались социально-философские основы сословного общества России, менялись ценности и «привилегированных классов», и трудящихся - представления о человеке и его правах. Изменения в системе ценностей сразу приводили к очевидным для всех изменениям в жизнеустройстве - совершался отход от патерналистских установок помещиков, владельцев предприятий и царского правительства. В культуру правящих классов просачивался и социал-дарвинизм, идеология западной буржуазии.
Та небольшая часть капиталистов России, которая смогла войти в симбиоз с «импортированным» западным капитализмом, после 1905 г. заняла столь радикальную социал-дарвинистскую позицию, что вступила в конфликт с культурными нормами подавляющего большинства населения. Так, группа московских миллионеров, выступив в 1906 г. в поддержку столыпинской реформы, заявила в беседе с корреспондентом журнала «Экономист России»: «Мы почти все за закон 9 ноября… Дифференциации мы нисколько не боимся... Из 100 полуголодных будет 20 хороших хозяев, а 80 батраков. Мы сентиментальностью не страдаем. Наши идеалы - англосаксонские. Помогать в первую очередь нужно сильным людям. А слабеньких да нытиков мы жалеть не умеем».
Нарастание революционных настроений в крестьянстве вызвало резкий сдвиг социальной философии элиты вправо. Социальный расизм стал характерен даже для умеренно левых философов. Например, Н.А. Бердяев в тот момент излагал определенно расистские представления: «Культура существует в нашей крови. Культура - дело расы и расового подбора... «Просветительное» и «революционное» сознание... затемнило для научного познания значение расы. Но объективная незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование «белой кости» есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт».
Социальный расизм элиты сопровождался всплеском русофобии – разновидности расизма этнического, направленного против русского простонародья, а затем и вообще против русских. После крестьянских волнений 1902-1907 гг. либеральная элита качнулась от «народопоклонства» к «народоненавистничеству». Кадет и известный культуролог Михаил Осипович Гершензон писал в книге «Вехи»: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться мы его должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Видный историк академик Веселовский пишет в дневнике: «Еще в 1904-1906 гг. я удивлялся, как и на чем держится такое историческое недоразумение, как Российская империя. Теперь мое мнение о народе не изменилось. Быдло осталось быдлом… Последние ветви славянской расы оказались столь же неспособными усвоить и развивать дальше европейскую культуру и выработать прочное государство, как и другие ветви, раньше впавшие в рабство». В другом месте он говорит определеннее: «Годами, мало-помалу, у меня складывалось убеждение, что русские не только культурно отсталая, но и низшая раса… Повседневное наблюдение постоянно приводило к выводу, что иностранцы и русские смешанного происхождения даровитее, культурнее и значительно выше, как материал для культуры».
Понятно, что все это сплачивало русское простонародье ответной ненавистью и порождало в нем ответный социальный расизм, что и проявилось во взаимной жестокости Гражданской войны.
(с) Сергей Кара-Мурза 13 декабря 2007 |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
| Алексей Клименко - 22:52 Классика |
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях, иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали; Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах - попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?.. Так высылайте ж нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов.
(с) Пушкин, если кто не знал, Александр Сергеевич. |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Алексей Клименко - 15:34 Интервью с Александром Бушковым |
- Что это вы - небедный, наверное, человек, а ходите в тельняшке, ботинках солдатских?
- Просто человечество не придумало ничего удобнее армейской одежды. Рубашку же надо застегивать, гладить. Тельняшку не надо. Я всегда на зиму покупаю армейские ботинки, они служат две зимы и, как положено, разваливаются... Зато удобно, прочно, не скользишь. И интеллигентов пугать можно. Очень они всего армейского боятся.
- А вы не боитесь, что наша интеллигенция сочтет вашу книжку за подхалимство перед властью?
- Да чихал я на интеллигенцию.
- Позвольте уточнить, именно на российскую интеллигенцию?
- А на какую еще! Только в России и есть эта межумочная прослойка непонятно чего. Вы кто? Мы интеллигенция! А что это такое? Ну, мы храним духовность, светочи мы. А каких философов читаете? Да никаких. А что вообще читаете? Да демократическую прессу и модные романы...
У Льва Гумилева спрашивали: вы себя к интеллигенции относите? Гумилев взлетал в кресле и кричал: да боже упаси, вашу мать. Я не интеллигент, у меня профессия есть. |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
| Nusa - 03:03 ... |
Это как шагаешь по большой широкой дороге - и позади уже пройдено много разных, странных, интересных, разгаданных и неразгаданных мест, и понятых и непонятных вещей.. И впереди - дорога стремится куда-то вдаль и вперёд, в неизведанные пространства...
А ты шагаешь то бодро! резво! энергично!, то мееедлеееенноооо и задумчивоооо..........
И рядом с тобой идут такие же, как ты - другие ходят в каких-то других пространствах - похожие и непохожие на тебя, люди.. Кого-то ты догоняешь и вы идёте вместе какое-то время, с кем-то вы бежите наперегонки, а кто-то исчезает и вновь появляется, чтобы снова идти рядом... Иногда около тебя появляются какие-то совсем новые и незнакомые человечки, и ты смотришь на них осторожно и с доверием, и вдруг однажды видишь, что они тебе и близки, и дороги, чем-то важны...
И вы все идёте... и можно оглянуться и помахать рукой идущему где-то недалеко от тебя хорошему человеку или улыбнуться, и снова - вперёд, вперёд, вперёд!..
И иногда ты оглядываешься - и видишь, что кто-то остановился. Все идут, кто быстро, кто медленно - а он остановился. Тебе кажется, что ты кричишь всем вокруг - "Подождите, он же остался!", но с удивлением наблюдаешь, что сам тоже уходишь вперёд.. И вы все рядом, здесь.. Все, кроме него.. А он там. Один. Стоит на дороге.. Кажется, что машет вам рукой и улыбается! .. и становится всё меньше и меньше, превращаясь в маленькую точку, пока совсем не исчезнет..
И ты знаешь, что много всего ещё будет на этой неожиданной дороге впереди - чУдные люди, интересные встречи, какие-то радости и какие-то переживания. Но ему уже не улыбнешься в пути и не обнимешь искренне. Его можешь только помнить...
Помню
|
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:4 |
| Алексей Клименко - 15:38 Интересная максима |
Всем людям надо верить.ВСЕМ.БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. ВЕДЬ ИМЕННО Н Е В Е Р И Е и порождает ложь... Если мне не верят,то КАКАЯ РАЗНИЦА, говорю я правду или вру. Выполню ли то,в чем клянусь и что обещаю... |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Алексей Клименко - 20:33 Психоанализ |
- Так что вы говорите: вы можете переговариваться с людьми, не видя их, и даже не выходя из дома? - Да, я это делаю. - Мы поняли. Прошу Вас, садись в нашу медицинскую карету, уважаемый мистер Белл.
***
- Любезнейший, расскажите нам как вы вышли из Египта. - Я слышал Глас Господний. - О, батенька, это шизофрения. - Весь мой народ слышал Глас Господний. - Это, дорогой вы наш, - массовая истерия. - Но мы видели как расступилось море! - Не оправдывайтесь, милейший. Могу вас утешить, - вы не единственный, кто повторяет этот бред.
***
- Повторите ещё раз: кто вы? - Я - Наполеон. - Простите, нам нужно уточнение: Вы торт "наполеон"? - Я не торт. Я великий полководец! - Скажите ещё, что вы завоевали весь мир. - Не весь, но я много преуспел в этом, и... - Ты лучше признай, что у тебя обычная мания величия. Вот оглянись, и скажи: где ты. - Я - в ссылке. - А точнее - в закрытом учреждении, на закрытом острове Эльба... И тебя фиг отсюда выпустят, если ты не прекратишь свои бредни.
***
- Так что вы им сказали? - Я им сказал прямо, что земля круглая! - И даже когда все, общими усилиями, так сказать, вам ясно доказали, что это не так, вы продолжали настаивать на своей маньякальной идее? - Да, ибо я уверен, что я один и прав. - ... Что только не придумают эти безумцы ради удовольствия взойти на костёр! |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Древний - 23:53 Лев Толстой |
| Цитата | Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья. История с отлучением Толстого по-своему уникальна. Ни один из русских писателей, сравнимых с ним по силе художественного дарования, не враждовал с Православием. Ни юношеское фрондерство Пушкина, ни мрачный байронизм и нелепая смерть на дуэли Лермонтова не вынудили Церковь перестать считать их своими детьми. Достоевский, прошедший в своем духовном становлении путь от участия в подпольной организации до пророческого осмысления грядущих судеб России; Гоголь, с его “Избранными местами из переписки с друзьями” и “ Объяснением Божественной литургии”; Островский, которого по праву называют русским Шекспиром, Алексей Константинович Толстой, Аксаков, Лесков, Тургенев, Гончаров... В сущности, вся русская классическая литература XIX века создана православными христианами. [more] На этом фоне конфликт Льва Толстого с Русской Православной Церковью выглядит особенно угнетающе. Наверное, поэтому любой интеллигентный русский человек вот уже более ста лет пытается найти для себя объяснение противоречию: как же так, величайший из отечественных писателей, непревзойденный мастер слова, обладавший потрясающей художественной интуицией, автор, при жизни ставший классиком... И в то же время – единственный из наших литераторов, отлученный от Церкви. Вообще русскому человеку свойственно становиться на защиту гонимых и осужденных. Причем неважно, за что именно их осудили, почему и откуда гонят. Пожалуй, главная черта нашего национального характера – сострадание. А пострадавшей стороной в истории с отлучением в глазах большинства людей, безусловно, выглядит Толстой. Его отношения с Церковью часто воспринимаются как неравный бой героя-одиночки с государственным учреждением, бездушной чиновничьей машиной. Пожалуй, наиболее полно эту точку зрения выразил замечательный писатель Александр Куприн в своем рассказе “Анафема”. Сюжет рассказа прост: протодиакон кафедрального собора отец Олимпий на богослужении вынужден провозглашать анафематствование своему любимому писателю Льву Толстому. Читая по требнику XVII века чудовищные проклятия, “которые мог выдумать только узкий ум иноков первых веков христианства”, протодиакон вспоминает прекрасные строки Толстого, прочитанные накануне ночью, и делает свой выбор – вместо “анафемы” он провозглашает графу Толстому “многая лета”. Протодиакона можно понять. Вот небольшой отрывок из рассказа, где автор описывает процедуру анафематствования Толстого: “Архиепископ был большой формалист, педант и капризник. Он никогда не позволял пропускать ни одного текста ни из канона преблаженного отца и пастыря Андрея Критского, ни из чина погребения, ни из других служб. И отец Олимпий, равнодушно сотрясая своим львиным ревом собор и заставляя тонким дребезжащим звуком звенеть стеклышки на люстрах, проклял, анафематствовал и отлучил от церкви: … магометан, богомилов, жидовствующих, проклял хулящих праздник благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников: Гришку Отрепьева, Тимошку Акундинова, Стеньку Разина, Ивашку Мазепу, Емельку Пугачева, а также всех принимающих учение, противное православной вере...” Далее у Куприна следует описание проклятий, адресованных персонально Льву Николаевичу Толстому. “...Хотя искусити дух господень по Симону волхву и по Ананию и Сапфире, яко пес возвращаяся на свои блевотины, да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет в десных его и да изыдет осужден, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его... И да приидет проклятство, а анафема не точию сугубо и трегубо, но многогубо... Да будут ему каиново трясение, гиезиево прокажение, иудино удавление, Симона волхва погибель, ариево тресиовение, Анании и Сапфири внезапное издохновение… да будет отлучен и анафемствован и по смерти не прощен, и тело его да не рассыплется и земля его да не приимет, и да будет часть его в геене вечной и мучен будет день и нощь”. Такие вот ужасные слова в адрес великого писателя. Но не спешите ужасаться. Дело в том, что весь этот кошмар, приписываемый Куприным “узкому уму иноков первых веков христианства”, является от начала и до конца его собственным вымыслом. И дело даже не в том, что ну никак не могло появиться в требнике семнадцатого века имя Емельяна Пугачева, который родился и жил в восемнадцатом столетии. И не в том, что, начиная с 1869 года, анафематствование отдельных лиц в России было прекращено вовсе. Просто ни в одном из многочисленных печатных и рукописных чинов анафематствования, составленных Русской Православной Церковью за несколько веков, нет ничего даже отдаленно похожего на проклятья, которые Куприн извергает на Льва Николаевича от лица Церкви. Все эти жуткие заклинания не более чем плод буйного воображения расцерковленного российского интеллигента начала двадцатого столетия. Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода. Вот его полный текст: Божией милостью Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися. Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Римл. 16:17). Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь. Подлинное подписали: Смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.–Петербургский и Ладожский.Смиренный ФЕОГНОСТ, митрополит Киевский и Галицкий.Смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский.Смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский.Смиренный ИАКОВ, епископ Кишиневский и Хотинский.Смиренный ИАКОВ, епископ.Смиренный БОРИС, епископ.Смиренный МАРКЕЛ, епископ. 2 февраля 1901. Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит. Русская Православная Церковь просто с горечью констатировала факт: великий русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой перестал быть членом Православной Церкви. Причем отнюдь не в силу определения вынесенного Синодом. Все произошло гораздо раньше. В ответ на возмущенное письмо супруги Льва Николаевича Софьи Андреевны Толстой, написанное ею по поводу публикации определения Синода в газетах, Санкт-Петербургский митрополит Антоний писал: “Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной”. Сострадание гонимым и сочувствие обиженным – это, конечно, благороднейшие порывы души. Льва Николаевича, безусловно, жалко. Но прежде, чем сочувствовать Толстому, необходимо ответить на один очень важный вопрос: насколько сам Толстой страдал по поводу своего отлучения от Церкви? Ведь сострадать можно только тому, кто страдает. Но воспринял ли Толстой отлучение как некую ощутимую для себя потерю? Тут самое время обратиться к его знаменитому ответу на определение Священного Синода, который был также опубликован во всех русских газетах. Вот некоторые выдержки из этого послания: «...То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо. ...И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. ...Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым. ...То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. ...Еще сказано: “Не признает загробной жизни и мздовоздаяния”. Если разумеют жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями/дьяволами и рая – постоянного блаженства, – совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни... ...Сказано также, что я отвергаю все таинства... Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия...» Достаточно для того, чтобы стало ясно: по существу дела у Льва Николаевича к определению Синода претензий не было. Были претензии к формальной стороне. Толстой сомневался в каноничности этого определения с точки зрения церковного права. Проще говоря, Лев Николаевич был уязвлен именно тем, что о его отлучении не было громогласно объявлено со всех кафедр Русской Православной Церкви. То есть он жалел о том, что не произошло процедуры, которую описал Куприн в своем рассказе. Его отношение к Определению показывает случай, рассказанный секретарем Толстого, В. Ф. Булгаковым: «Лев Николаевич, зашедший в “ремингтонную”, стал просматривать лежавшую на столе брошюру, его “Ответ Синоду”. Когда я вернулся, он спросил: – А что, мне анафему провозглашали? – Кажется, нет. – Почему же нет? Надо было провозглашать... Ведь как будто это нужно? – Возможно, что и провозглашали. Не знаю. А Вы чувствовали это, Лев Николаевич? – Нет, – ответил он и засмеялся».
Не вдаваясь в подробности и оценку религиозных воззрений Льва Толстого, можно, тем не менее, ясно увидеть, что эти воззрения не совпадали с Православным вероучением. Со стороны Церкви он получил всего лишь подтверждение этого различия. Напрашивается такое сравнение: мужчина много лет как оставил свою семью. Живет с другой женщиной. И вот, когда первая жена подала на развод и получила его, этот мужчина начинает возмущаться юридическими огрехами в процедуре развода. По-человечески все понятно – чего в жизни не бывает... Но сочувствовать такому человеку, по меньшей мере, странно. Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь. Кроме него самого... Журнал "Фома" | №9/32 | декабрь 2005 Источник ФОМА-Центр
|
|
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Нарцисс - 19:56 Привет Злобному... |
- Штопор - это фаллический объект, его острие символизирует силу проникновения. Пробка же - символ девственности и целомудрия; но вот сталь проникает в мягкую древесину, совершается возвратно-посупательное движение, и пробка обагряется кроваво-красным вином. Таким образом мы снова наблюдаем преобладание мужского над женским и...
 - Так, Фрейду больше не наливать! |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
| Древний - 12:58 Стих |
…А кого-то время не лечит, А кому-то – прижаться б к кому-то. Кто-то скажет: за утром - вечер, Кто-то скажет: за ночью – утро.
А кому-то обрыдли вина, А кому-то и пиво в радость. Кто-то ищет горечь в калине, Кто-то в ней же находит сладость.
А кому-то – греться на печке, А кому-то – тонуть в сугробах. Кто-то бьет чужие сердечки, Кто-то любит до крышки гроба.
А кому-то благ не хватает, А кому-то – вернуть бы маму… Кто-то клад откопать мечтает, Кто-то машет киркой упрямо.
Кто-то учит - а кто-то судит, Кто-то верит- а кто-то спорит, До чего ж мы смешные, люди… До чего ж мы дурные - вдвое… © http://volha.livejournal.com/249627.html |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:0 |
| Древний - 00:27 Тренинги |
Вопрос тем, кто меня знает лично. Хоть немного. Есть возможность устроить в хорошем месте недорогой (до халявы включительно) тренинг. Мне предоставили необычное в моей жизни явление - карт-бланш. Могу поставить хоть тренинг сексуальности, хоть семинар по росту пшеницы, хоть практикум по мотивации коров на дойку. То, в чём я силён - я знаю и так. Преподавать незнакомое не стану пока не научусь хорошо сам. И вопрос мой другой: На какой тренинг вы бы ко мне пошли? |
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:10 |
|
|
|