Он её любит, а она его — нет. Он её добивается, а она смотрит на других. Ну или наоборот, — в зависимости о целевой аудитории, — она его любит, а он встречается с её подружками. Потом, в конце, конечно же, он (она) понимают, что настоящее счастье рядом и сливается с этим счастьем в экстазе, попутно даря читателям ощущение: «Ну и дурак же главный герой — с самого начала ведь всё было очевидно».
Этот сюжет, безусловно, один из самых распространённых в культуре, поскольку крайне хорошо соответствует актуальным желаниям большей части читателей. Однако он довольно давно уже стал устаревать. Не в том смысле, что про его писать перестали, а в том, что эмпирически обнаружены гораздо более выигрышные сюжеты.
Самый-самый из них — сюжет о попаданцах. Краткая его суть примерно такая: наш среднестатистический современник, как правило, излагающий происходящее от первого лица (ввиду того, что сюжет отлично соответствует и чаяниям автора тоже), вдруг внезапно попадает в место Икс, расположенное где-то в прошлом, в стране магов и эльфов или, — чуть реже, — в отдалённом космосе. В этом месте ему достаётся вагон плюшек и общественное уважение в любых количествах, ибо он 1) Знает. 2) Умеет. 3) Вообще очень клёвый, а там таких почему-то нет.
Некоторые авторы, впрочем, подозревают, если нашего современника из любого времени перенести на тысячу лет назад, то он продержится там дня где-то так два-три. Языка ведь он не знает, обычаев не знает, приличий не знает, технологий тогдашних не знает, а его, нашего современника, в свою очередь, не знает никто из местных. Поэтому наш современник — сто пудов какой-то непонятный чужак, которого лучше всего сразу уконтрапупить или хотя бы сдать компетентным органам. Кроме того, умение включать люстру и слать е-мэйлы как-то не особо востребовано в том мире, где ни того, ни другого нет и ещё лет эдак с тысячу не будет. Там востребовано умение пахать, ковать и рубить мечом налево и направо, чем янки при дворе короля Артура и все его многочисленные последователи похвастаться не могли.
Ввиду этого сообразительные авторы для правдоподобности добавляют «божественное вмешательство» прямо на первых же страницах своего захватывающего романа. Скажем, герой знал о солнечном затмении, которое будет сразу же через три часа после его попадания в дикие средневековья, колдовья и космосовья. Или, скажем, его избрали, поскольку в нём Есть. Ну, что-то такое в нём Есть, о чём кто-то давно всё предсказал. А раз так, то совершенно нормально выдать попаданцу пропуск везде, анлим денег и ничем не ограниченные полномочия.
После успешного попадания попаданец, — даже если процесс попадания не сопровождался выдачей ему сверхспособностей, по неясной причине не выдающихся никому из местных, — напрягает интеллект и мастерски пользуется знаниями, которыми наградила его в двадцатом или двадцать первого веке ненавистная ему, — а также автору и читателю, — средняя школа, путём чего заруливает в минуса диких туземцев, не видавших этого ненавистного блага цивилизации.
Но, я думаю, если бы авторы были чуточку честнее и чуть менее боялись не вписаться в литературный политес, то вышеупомянутый сюжет рано или поздно бы превратился в неприкрытую версию того, что он есть на самом деле.
Главный герой, хилый студент экономического факультета заборостроительного института, попадает в страну инвалидов. Где сразу же начинает мастерски обыгрывать тех на деньги в футбол, баскетбол и волейбол, правила которых местные жители-инвалиды впервые узнаю́т от этого самого студента. Вдобавок инвалиды не только физически, но и умственно неполноценны. Поэтому они обращаются к студенту за платными советами, как им правильно вести хозяйство. Сил навалять пришельцу у инвалидов нет. И ума тягаться с ним — тоже. Студент поэтому отжимает в свою пользу дворец, построенный инвалидами в нечеловеческих условиях нечеловеческими усилиями, и становится безраздельным властителем. Безраздельным властителем страны тупых инвалидов.
На своих подданных он, конечно, смотрит свысока. Они ведь все от рождения убогие. Это в своём мире он был хилым, еле-еле образованным и ничего особого не умеющим. А в стране инвалидов — другое дело. Тут у него с самого начала огромная фора.
Собственно, самая суть этого шаблона для сюжетов -- в получении огромной форы. Причём зачастую такой, где не ты лучше, а другие хуже. В этом тайная мечта целевой аудитории: стать лучше других, ничего в себе не меняя. Не развивая себя. Не изнуряя тренировками. Стать лучше просто по факту. Но такое возможно лишь в одном случае: если вдруг все остальные разом станут гораздо хуже. В результате приходится попадать в сказочные миры убогих, слабых и тупых. Поскольку же в нашей культуре всё-таки присутствует запрет на избиение людей со врождённой физической и умственной ущербностью, приходится подыскивать такой мир, где все рождены нормальными, просто условия такие, что даже нормальным не удаётся развиться до уровня студента заборостроительного.
Надо отметить, что среднестатистический доброволец мог бы опробовать попаданчество в самом что ни на есть реальном мире — отправиться пожить в какое-нибудь туземное племя. Только по-честному отправиться, а не с грузовиком чудес цивилизации. Нет-нет. Без ничего. В набедренной повязке. И показать туземцам высший класс, о да.
Такая возможность действительно есть, но что-то как-то не наблюдается обилия примеров хилых студентов заборостроительных, ставших вождями племён и выведших эти племена к вершинам цивилизованности. Напротив, говорят, туземцы обидно смеются над заехавшими к ним в поисках просветления туристами. Туристы, говорят, с точки зрения туземцев вообще ни хрена не умеют.
Однако в нашем мире наверняка совершенно неправильные туземцы. В правильных мирах — в средиземьях и средневековьях — туземцы гораздо более правильные. Поскольку ущербны в такой степени, что ни знаниями наших современников не обладают, ни в своём собственном мире ничего не понимают. Любой случайно к ним заскочивший сразу же уделывает их по всем фронтам.
Не совсем сам, правда. Сам — только тогда, когда при попадании ему была дадена вундервафля в виде мега-магии и турбо-ясновидения. В иных случаях попаданец лишь выдаёт гениальные идеи и раскрывает общие принципы. Среди местных же из ниоткуда отыскиваются крайне понятливые и технически одарённые, абсолютно послушные исполнители. Ведь идеи хилого студента из заборостроительного, его знание о существовании мобильной связи, Наполеона Б. и А. Пушкина, — единственное, чего не хватало местным для построения цивилизации. Инженеры, которые по сбивчивым показаниям пришельца отстроят ядерную электростанцию, в наличии. Но вот беда -- своих идей у них по нулям. Как они инженерить натренировались, не ясно, однако такой вот это мир у них. Загадочный.
Специально подстроенный мир. Мир, с нетерпением ожидающий попаданца. Мир, дающий ему фору по всем статьям сразу. Мир, где его мало что любят таким, какой он есть, но ещё и считают его, такого, какой он есть, гораздо лучше всех остальных. Мир, где тех, кто от него не в восторге, мало, и они все — конченые гады.
В любой современности путь к собственному величию тернист, труден, и, самое главное, долог. Даже если богатый папенька выделит тебе своего богатства, окружающие всё равно будут понимать, что причина твоего успеха — богатый папенька. И относиться будут соответствующе. А чтобы самому -- это надо десятилетиями идти к успеху. Изучать, тренироваться, делать попытку за попыткой, переживать постоянные неудачи, но, стиснув зубы, выкарабкиваться к свету. Отдавая себе отчёт, что даже первые вестники успеха прибудут через много лет.
И это страшно злит. Я, такой замечательный, так собой любимый, почему-то воспринимаюсь как среднестатистический такой же как все. Хотелось бы сказать: «я слишком хорош для этого мира», — но на самом деле это мир слишком хорош для меня. Чтобы выделиться, мне нужен мир, который гораздо хуже. Но не по количеству зла (это как раз будет сильно мешать), а по количеству прогресса во всех его проявлениях. Мне бы, с моими среднестатистическими двумя глазами, — в мир, где все одноглазые. Или даже слепые. Но при этом слепые, которые знают о зрячих и никак не адаптировали мир к своей слепоте. Вот я бы там развернулся.
Мне бы мир, где люди не имеют образования, но его уважают. Мир, где все глупые, но ум в цене. Удивительным образом сюжет, вроде бы воспевающий прогресс, в глубине себя прославляет отсталость и дикость. Ведь в только в этой отсталости и дикости так козы́рно смотрится среднестатистический современник.
Запад, например, куда как сильнее засиял после исчезновения СССР. До этого приходилось постоянно противопоставлять. Противопоставлять бесплатному образованию, бесплатному жилью, железному соблюдению трудового кодекса и четырёхнедельным отпускам на курортах за смешную цену изобилие разнообразных товаров и многопартийность.
Да-да, то, что мы до сих пор полагаем обычным делом, поскольку унаследовали это от тоталитарного совка и так и не сумели до конца развалить, и по сей день заставляет многих иностранцев сомневаться в реальности происходящего. На них не действует популярный у нас тезис, что, дескать, бесплатное жильё, образование и медицина были неахтец и всё-такое. На самом деле, они были ахтец, но иностранцам и гипотетический неахтец в среднем пофиг. Многих из них поражает сам факт наличия больницы, куда можно пойти без денег и без страховки. Поражает сам факт того, что забесплатно могут раздавать практически всё жильё в стране, а не только фанерные бараки из расчёта три квадратных метра на человека. Кое-где и у них такое эпизодически было и даже временно есть, но чтобы массово, чтобы как принцип… чтобы две трети зарплаты не уходили на оплату жилья, а оставшаяся треть — на медстраховку для себя и колледж для сына… что-то эти русские лукавят, мне кажется.
Стал ли Запад за последние двадцать лет лучше в плане жизни? Увы, нет. Он стал хуже, и это отмечают жители почти всех стран. Нагрузка на граждан возросла. Уровень жизни понизился. Кризис кучу людей оставил без жилья вообще. Многие миллионы не имели его и до кризиса. Со дня на день ожидается урезание почти всех льгот. Но. Есть одно но. Если двадцать лет назад ещё были сомнения, кто в мире самый лучший, то сейчас их нет. Запад уже не борется за место лидера. Он и есть лидер. Безусловный. С регулярно снижающимся уровнем жизни, но всё равно первый. Поскольку остальным стало ещё хуже. А кому вдруг не стало — того гуманитарными бомбардировками.
Чем вам не аналогия сюжета о попаданцах? Чем вам не творческое развитие всё того же подхода? Чем вам не воплощённая мечта среднестатистического современника из любой эпохи? Американец с чисто номинальным образованием, над которым посмеялся бы любой советский школьник, неожиданно выбивается в мировые интеллектуальные лидеры. Он начинает диктовать другим, как и что делать, не потому что он стал лучше, а потому что вдруг попал в мир, где другие испортились ещё сильнее. Он рассказывает местным, как жить там, где он никогда не жил. Как думать тем, чьих традиций, воззрений и морали он не знает и знать не хочет. Сказка стала реальностью.
Читатель книги о попаданцах спасается от недружелюбной к нему реальности, представляя себя в диком и отсталом вымышленном мире, который ему, пришельцу рукоплещет. Запад при этом заставляет реальность рукоплескать себе по лекалам того же сюжета: провоцируя нарастание дикости и отсталости в мире реальном.
И речь не о том, что вышеописанные книги нельзя читать. И даже не о том, что их нельзя писать. Речь о том, что сие — сублимация. Причём сублимация, скажем так, весьма подленькая. Представлять себя героем, который всех спас, -- вполне нормально. Но вот втайне мечтать, чтобы другим стало хуже, чем тебе, и поэтому ты пробился в герои безо всяких усилий, — путь к моральной деградации. Не говоря уже о том, что первое настраивает человека на саморазвитие и на исправление ситуации (пусть не всегда выливающееся в реальные поступки, но ведь некоторые мечтавшие в детстве стать космонавтами всё-таки ими стали). Второе же, наоборот, развивает пассивность и влечет за собой беспочвенные надежды, что не ты сам поднимешься на пьедестал почёта, а вся Земля вместе с этим пьедесталом вдруг опустится под тебя.
Я могу предложить вам новый шаблон для сюжетов. Наш среднестатистический современник вдруг внезапно остаётся в нашем мире. Он хилый студент, который учится на экономическом факультете заборостроительного института. Его никто особо не ценит, однако он начинает работать над собой, прокачивает силу воли, овладевает знаниями, выходящими далеко за пределы его скудной институтской программы. В процессе он много тренируется, развивает у себя полезные навыки, организует вокруг себя людей, вместе они становятся ещё сильнее, а потом…
Нет, постойте, то, что происходит потом, не исключено, сейчас попадает под статью об экстремизме, надёжно защищающую мир, в том числе от всех позитивных в нём изменений.
Кроме того, сюжет, как я погляжу, не нов. Этим сюжетом изобиловали советские книги, да и, впрочем, история человечества: ведь её как раз писали те, кто вдруг внезапно не сбежал. То есть сюжет, как максимум, позабыт — в пользу сюжетов о специально подученных людях, которые решают проблемы реального мира, куда среднестатистическим людям лучше не соваться, и о людях среднестатистических, которые решают проблемы специально подученных миров.
Великий Один, глава богов Севера, желая получить сокровенные знания о мирах и судьбах всего сущего, пригвоздил себя копьем к Древу Бытия и провисел на нем девять дней и девять ночей вниз головой. Взор Одина был направлен к земле, к корням древа познания, и, естественно, в этом положении открывается неожиданный взгляд на мир. Кроме того, Один пожертвовал свой глаз великану Мимиру за право испить из охраняемого Мимиром Колодца Мудрости. Один — бог-колдун, и его жертва во имя знания — это шаманская инициация-практика. Висеть вниз головой — значит отключить ум и логику, то есть раскрыть путь истинному видению, интуитивному. Один отдал внешнее зрение за возможность получить зрение внутреннее (вспомним слепых мудрецов или слепую Вангу). ====
В общем, ежели вдруг что не так, или не в ту сторону, или.. Надо срочно походить вниз головой - и все образуется!
В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)http://zn.innovaterussia.ru/index/zvorikin
А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета)http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm
И.И. Сикорский (Великий авиаконструктор создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик)http://www.pravmir.ru/article_2402.html
А.М. Понятов (первый в мире видеомагнитофон)http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7911
С.П.Королев (первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли)http://edu4.shebekino.ru/korolev/
А.М.Прохоров и Н.Г. Басов (первый в мире квантовый генератор – мазер)http://biopeoples.ru/nobellaurs/page,5,798-nikolajj-gennadevich-basov-aleksandr.html
С. В.Ковалевская (первая в мире женщина – профессор)http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевская,_Софья_Васильевна
С.М. Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография)http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокудин-Горский,_Сергей_Михайлович
А. А.Алексеев (создатель игольчатого экрана)http://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Александр_Алексеевич_(художник)
Ф.А. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай)http://www.retro.tramway.ru/events/2005-09-03.html
Ф. А.Блинов (первый в мире гусеничный трактор)http://library.istu.edu/hoe/personalia/blinov.pdf
Е.М. Артамонов (изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом),http://izobret19.narod.ru/pg_artamonov.html
О.В. Лосев (первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор)http://makhk.livejournal.com/252896.html
В.П. Мутилин (первый в мире строительный комбайн)http://ru-patent.info/21/30-34/2133667.html
А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин)http://www.towertech.us/static/zernouborochnye_kombainy.html
В.П. Демихов ( первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца)http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Password/journals/12000/demihov.htm
А.Д.Сахаров (первая в мире водородная бомба)http://n-t.ru/tp/it/bs.htm
А.П. Виноградов (создал новое направление в науке – геохимию изотопов)http://ru.wikipedia.org/wiki/Виноградов,_Александр_Павлович
И.И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель)http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/02/pap_02.html
Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/62028/Котельников
И.В. Курчатов (первая в мире АЭС)http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнинская_АЭС
М. О. Доливо – Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор)http://www.electricalmachine.ru/post_articles_and_notes.php?id=5
В. П. Вологдин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/130866/Вологдин
С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель)http://ru.wikipedia.org/wiki/Костович,_Огнеслав_Степанович
В.П.Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель)http://odesskiy.com/g/glushko-valentin-petrovich.html
В. В. Петров (открыл явление дугового разряда)http://www.emc.komi.com/03/15/035.htm
Н. Г. Славянов (дуговая электросварка)http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SLAVYANOV_Nikolay_Gavrilovich/_Slavyanov_N.G..html
И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат)http://www.uctt.ru/version/uctt2/content/page_2217.html
Д.П. Григорович (первый гидросамолёт)http://www.bestreferat.ru/referat-8975.htm l
В.Г.Федоров (первый в мире автомат)http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/MS1/fedorov/
А.К.Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом)http://ru.wikipedia.org/wiki/Нартов,_Андрей_Константинович
М.В.Ломоносов (впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы )http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов
И.П.Кулибин (Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста)http://ru.wikipedia.org/wiki/Кулибин,_Иван_Петрович
В.В.Петров (Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу)http://izobret19.narod.ru/hp_galvanichesky_batareya.html
П.И.Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками)http://ru.wikipedia.org/wiki/Петр_Иванович_Прокопович
Б.О.Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала)http://ru.wikipedia.org/wiki/Якоби,_Борис_Семёнович
П.П.Аносов ( Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов)http://ru.wikipedia.org/wiki/Булат_(металл)
Д.И.Журавский ( впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире)http://ru.wikipedia.org/wiki/Журавский,_Дмитрий_Иванович
Н.И.Пирогов (впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое)http://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Николай_Иванович
И.Р. Германн (впервые в мире составил сводку урановых минералов)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/34332/Германн
А.М.Бутлеров (впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений)http://ru.wikipedia.org/wiki/Бутлеров,_Александр_Михайлович
И.М.Сеченов (создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”)http://ru.wikipedia.org/wiki/Сеченов,_Иван_Михайлович
Д.И.Менделеев (открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы)http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев
М.А.Новинский (Ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/92837/Новинский
Г.Г.Игнатьев (впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю)http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000086/st052.shtml
К.С.Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем)http://library.istu.edu/hoe/personalia/dzevetsky.pdf
Н.И.Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата)http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибальчич,_Николай_Иванович
В.В.Докучаев (заложил основы генетического почвоведения)http://geography.kz/slovar/dokuchaev-vv/
В.И.Срезневский (Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/1684/Аэрофотоаппарат
А.Г.Столетов (Физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте)http://ru.wikipedia.org/wiki/Столетов,_Александр_Григорьевич
П.Д.Кузьминский (построил первую в мире газовую турбину радиального действия)http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=71356
И.В. Болдырев (Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа)http://www.ispu.ru/node/7631
И.А.Тимченко (разработал первый в мире киноаппарат.)http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимченко_Иосиф_Андреевич
С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг (создали первую в мире автоматическую телефонную станцию)http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Филиппович_Фрейденберг
Н.Д.Пильчиков (Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления)http://kharkov.vbelous.net/politex1/pilchikv.htm
В.А.Гассиев ( Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину)http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Книгопечатание/
П.Н.Лебедев (физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Пётр_Николаевич
И.П.Павлов (создатель науки о высшей нервной деятельности)http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Иван_Петрович
В.И.Вернадский (естествоиспытатель, создатель многих научных школ)http://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович
А.Н.Скрябин (Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”)http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрябин,_Александр_Николаевич
С.В.Лебедев (впервые получил искусственный каучук)http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Lebedev.html
Г.А.Тихов (Астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса)http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихов,_Гавриил_Адрианович
Н.Д.Зелинский ( разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз)http://ru.wikipedia.org/wiki/Зелинский,_Николай_Дмитриевич
Н.П. Дубинин (генетик, открыл делимость гена)http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Дубинин%20Николай%20Петрович/
Святослав Н. Федоров – (первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы)http://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Святослав_Николаевич
С.С. Юдин (Впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей)http://ru.wikipedia.org/wiki/Юдин,_Сергей_Сергеевич
А.В. Шубников – (Предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры).http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Шубников%20Алексей%20Васильевич/
Л.В. Шубников (эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)http://ru.wikipedia.org/wiki/Шубников,_Лев_Васильевич
Н.А. Изгарышев (открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/45011/Изгарышев
П.П. Лазарев (создатель ионной теории возбуждения)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарев,_Пётр_Петрович
П.А. Молчанов (метеоролог, создал первый в мире радиозонд)http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Молчанов
Н.А. Умов (физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии, кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности)http://www.peoples.ru/science/physic
Позвали нас в прошлом мае посетить Цифровой маршрут на выставке в Экспоцентре - из сериии = есть возможность уйти с уроков завтра едете?= Пионеры мои, разумеется радостно согласились. И попали мы на выставку =Связь и что-то там еще=, и получили халявных флешек с прочими раздатками, и в игры консольные поиграли, и компы пособирали на время, и на планшетах порисовали, и... Здорово было!
Поэтому в сентябре опять радостно поехали - но выставка уже была другая , =мир и детство=, конкурсы проще - для 5-7 классов, халявных призов меньше(: Мои дети разочаровались, оглянулись и задали резонный вопрос:= а что это вон те бегают в футболках и нам такие=
Цепочка выяснений и сбора информации вывела меня барышню, которая это организует - командные спартакиады, мастер-классы и все такое.. Мы, конечно, тоже все такое захотели, оставили координаты, нам и футболок выделили - самым активным, но на всех-то не хватило))
В ноябре прошла серия лекций =10 дней в цифровом будущем=. Тем, кто ездил - безумно понравилось, хоть и надо было каждый день сразу после уроков мчаться на спортивную ( полтора часа дороги в один конец, а еще же дом работа..). И интересно, и призов навыигрывали, и каждый себе новенькое установил - кто рисовалок хороших, кто планшетами увлекся, кто музыкой, кто роботами.. А я на скачанном материале еще и уроков новых и презентаций сделала.
А вот нынче подошло время спартакиады.. И мы получили список конкурсов. Программа Спартакиады:
• Web-сайт - создать и заполнить, еще и презентацию устроить, и что б посещался • 3D фото - выстроить композицию кадра с макс объемом • Электронная мелодия - создать трек • Администрирование сети - настройка и тестиворание беспроводной сети, подключение камер • Сборка компьютера на время - "ну, это самое легкое" )) ; • Игра-викторина для знатоков русского языка "Издательский дом" - говорят, русс яз проверять станут • Анимация в программе Adobe Flash - создание короткометражек
И были сегодня на первом мастер-классе - в D-Link, по прокладке и налаживанию сети.. Загрузились теорией. С домашним заданием по обжимке кабеля и кросса.
дети в тихом шоке.. Футболочек, понимаешь, захотелось...
Только факты. При этом правителе: - введен суд присяжных - бесплатное начальное образование (церковные школы) - медицинский карантин на границах - местное выборное самоуправление вместо воевод - впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма – у стрельцов) - остановлены набеги с востока - установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за ее аренду – и ничего более. А дети его считались свободными от рождения в любом случае!) - запрещен рабский труд (источник: «Судебник») - государственная монополия на торговлю пушниной, введенная им, отменена всего 10 (десять) лет назад. - территория страны увеличена в 30 раз! - эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились) - рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч (!) процентов - за все время царствования не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от трех, до четырех тысяч. (А времена были лихие – вспомните Варфоломеевскую ночь).
А теперь вспомните, что вам рассказывали об этом человеке в школе? Что он кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе?
..эх, хорошо бы с моими все ограничивалось продранными джинсами да стоптанными тапочками.. Но это не их размерчик.
Только-только заклеили битую об лед Майину виолончель, как Наташа сломала свою. И я даже не могу понять, как, потому что нигде нет следа от удара.
Мастер тоже в удивлении сильном, но открещивается от гарантии, списывает все на =потянули за гриф или упихивали в футляр= и предлагает залить все эпоксидкой и вставить шуруп. (но никто при этом не обещает хорошего звука) А менять гриф - у них такого даже и в прайсе нет..
Насколько больше должно СТАТЬ педофилов, чтобы их вкусы были признаны нормой? А чо, демократия же! И этот, как там бишь его... хуманизьм.
зы Так и представляю себе вопросики в анкетке: Любите ли вы живую природу (козочки, овечки, собачки, или аквариумные рыбки-прилипалы)? Наказания, или поощрения, зачем выбирать (порка, связывание, латекс, или оральное унижение)? Что вас так привлекает в работе педагога (доступ к детям, высокая зарплата, или что-то другое)?
Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось. — Коллеги, — говорит Морковьева, — перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу? — Конечно, — говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: — Мы же это можем? Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает: — Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его специально пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение. — Очень приятно, — говорит Морковьева. — Ну, меня вы все знаете. А это — Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации. Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей. — Так вот, — говорит Морковьева. — Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые — прозрачным. Как вы считаете, это реально? — Нет, — говорит Петров. — Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, — говорит Сидоряхин. — Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал. — Видите ли, — объясняет Петров, — термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии — красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному… — Петров, ну что значит «невозможно»? — спрашивает Сидоряхин. — Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей. — То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем, Петров? — спрашивает Морковьева. Петров осознает, что переборщил с образностью. — Скажем проще, — говорит он. — Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет. — Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно. Петров молча проклинает свою болтливость. — Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда — линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная. Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов. — А что если, — осененный идеей, произносит Недозайцев, — нарисовать их синим цветом? — Все равно не получится, — качает головой Петров. — Если нарисовать синим — получатся синие линии. Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров. — И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета? Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика. — Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»? — Знаю. — И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять? — Нет, не надо. — Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом. Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию. — И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете? — Ну-у-у, Петро-о-ов! — говорит Сидоряхин. — Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы? — Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания… — Ну, а что тут непонятного-то?.. — встревает в разговор Недозайцев. — Вы же знаете, что такое красная линия? — Да, но… — И что такое «прозрачный», вам тоже ясно? — Разумеется, но… — Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте. — Вы же профессионал, — добавляет Сидоряхин. — Ладно, — сдается Петров. — Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?.. — Да, — с готовностью подтверждает Морковьева. — Семь линий, все строго перпендикулярны. — Перпендикулярны чему? — уточняет Петров. Морковьева начинает просматривать свои бумаги. — Э-э-э, — говорит она наконец. — Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, — наконец находится она. — Да конечно знает, — взмахивает руками Сидоряхин. — Профессионалы мы тут, или не профессионалы?.. — Перпендикулярны могут быть две линии, — терпеливо объясняет Петров. — Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс. Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу: — Петров, давайте без вот этого: «6 класс, 6 класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались. — Я тоже так считаю, — говорит Сидоряхин. Петров придвигает к себе листок бумаги. — Хорошо, — говорит он. — Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так? Морковьева утвердительно кивает головой. — Рисуем другую… — говорит Петров. — Она перпендикулярна первой? — Ну-у… — Да, она перпендикулярна. — Ну вот видите! — радостно восклицает Морковьева. — Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?.. Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам: — Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны. Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо. — Ну… — неуверенно произносит она. — Наверное, да. — Вот в этом и дело, — говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. — Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше… — А можно мне ручку? — просит Морковьева. Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий. — А если так?.. Петров вздыхает. — Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь. Морковьева поджимает губы. — А почему они синие? — вдруг спрашивает Недозайцев. — Да, кстати, — поддерживает Сидоряхин. — Сам хотел спросить. Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок. — У меня ручка синяя, — наконец говорит он. — Я же просто чтобы продемонстрировать… — Ну, так может, в этом и дело? — нетерпеливо перебивает его Недозайцев тоном человека, который только что разобрался в сложной концепции и спешит поделиться ею с окружающими, пока мысль не потеряна. — У вас линии синие. Вы нарисуйте красные, и давайте посмотрим, что получится. — Получится то же самое, — уверенно говорит Петров. — Ну, как то же самое? — говорит Недозайцев. — Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим. — У меня нет красной ручки с собой, — признается Петров. — Но я могу совершенно… — А что же вы не подготовились, — укоризненно говорит Сидоряхин. — Знали же, что будет собрание… — Я абсолютно точно могу вам сказать, — в отчаянии говорит Петров, — что красным цветом получится точно то же самое. — Вы же сами нам в прошлый раз говорили, — парирует Сидоряхин, — что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему? — Кстати, да, — замечает Недозайцев. — Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили? Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места. — Мне кажется, я понимаю, — говорит она. — Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там? — Перпендикулярность линий, да, — благодарно отзывается Петров. — Она с цветом линий никак не связана. — Все, вы меня запутали окончательно, — говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. — Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью? Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась. — И с тем, и с другим, — тихо говорит Петров. — Я ничего не могу понять, — говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. — Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно? Морковьева кивает. — И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, — говорит Недозайцев. — Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу? — Геометрия, — со вздохом говорит Петров. — Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева. Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Блять!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы. Устав ждать ответа, Недозайцев произносит: — Петров, вы ответьте просто — вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно — нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению. — Да, — говорит Сидоряхин. — Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал! Петров устало изрекает: — Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные — прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит? — Нас это устроит? — оборачивается Морковьева к Леночке. — Да, нас устроит. — Только еще хотя бы пару — зеленым цветом, — добавляет Леночка. — И еще у меня такой вопрос, можно? — Да, — мертвым голосом разрешает Петров. — Можно одну линию изобразить в виде котенка? Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает: — Что? — Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово… — Нет, — говорит Петров. — А почему? — Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот — разные вещи. — Котенок, — уточняет Морковьева. — Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они… — Да все равно, — качает головой Петров. — Совсем никак, да?.. — разочарованно спрашивает Леночка. — Петров, вы хоть дослушали бы до конца, — раздраженно говорит Недозайцев. — Не дослушали, а уже говорите «Нет». — Я понял мысль, — не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. — Нарисовать линию в виде котенка невозможно. — Ну и не надо тогда, — разрешает Леночка. — А птичку тоже не получится? Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает. — Ну и не надо тогда, — снова повторяет она. Недозайцев хлопает ладонью по столу. — Так на чем мы остановились? Что мы делаем? — Семь красных линий, — говорит Морковьева. — Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла? — Да, — подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот. Недозайцев удовлетворенно кивает. — Вот и отлично… Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?.. — Ой, — вспоминает Леночка. — У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть? — Да, кстати, — говорит Морковьева. — Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться. — Петров, — поворачивается Недозайцев к Петрову. — Мы это можем? — А какое отношение ко мне имеет шарик? — удивленно спрашивает Петров. — Он красный, — поясняет Леночка. Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев. — Петров, — нервно переспрашивает Недозайцев. — Так вы это можете или не можете? Простой же вопрос. — Ну, — осторожно говорит Петров, — в принципе, я конечно могу, но… — Хорошо, — кивает Недозайцев. — Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем. — Завтра можно? — спрашивает Морковьева. — Конечно, — отвечает Недозайцев. — Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас все?.. Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания! Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода Леночка догоняет его. — А можно еще вас попросить? — краснея, говорит Леночка. — Вы когда шарик будете надувать… Вы можете надуть его в форме котенка?.. Петров вздыхает. — Я все могу, — говорит он. — Я могу абсолютно все. Я профессионал.
Профессионалы часто знают правду, вместо того чтобы думать над решением задачи. В итоге задачи решают профаны, а профессионалам остаётся только возмущаться идиотизмом нормальной жизни. За мизерную зарплату, разумеется.
Этот Петров даже не подумал о решении задачи. Он просто работал в академической модели (ровный плоский лист, достаточное ТЗ, непрозрачный цвет, статичная модель, объективная оценка), что в реальной жизни никому не нужно. Я считаю это пороком современной системы образования, когда ученику запрещено пользоваться справочной информацией и помощью других людей, но есть чёткое задание, понятно какой результат надо получить и определены способы решения. В реальной же жизни всё с точностью до наоборот! Можно пользоваться любой помощью, но задание описано противоречиво, нет даже критериев правильного ответа заранее и подходы к решению придётся определять самому из всего многообразия жизни в бесконечной вселенной. А зачастую даже нельзя понять есть ли задача и стоит ли её решать, если она есть.
Отказавшись от автоматики, заводские рабочие смешивали урановый порошок с азотной кислотой в обычных ведрах из нержавеющей стали, используя ложки с длинными ручками, а затем также вручную, а не при помощи насоса, загружали смесь в бак производственного реактора. 30 сентября они по ошибке залили в реактор в восемь раз больше урановой смеси, чем полагалось, что и привело к неконтролируемой цепной реакции. Остановить ее удалось буквально чудом. Следствие также установило, что допустившие ошибку рабочие практически ничего не знали о свойствах урана и не имели личных дозиметров.