15:28 Сказка о педагогике. Глава 6 |
6 Уроки прошлого (чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)
Эпиграф: Забывший прошлое обречен его повторить. Какими бы дикими ни казались деяния наших предков, не спешите их осуждать. Да, детям в прошлом приходилось нелегко, но и у взрослых жизнь была не райская. Методы родителей кажутся бессмысленно жестокими. Но наши предки так не думали. Напротив они считали свои методы правильными и полезными. И детей своих они пусть по-своему, но любили. Дикости, к сожалению, хватает и в наше время. Старые предрассудки заметно ослабли, но не исчезли. Да и то, перемены произошли далеко не везде. В некоторых африканских странах учителя в школах используют хлыст, чтобы наказывать детей и загонять их в школу на занятия. В глубинке Китая, где живут крестьяне, до сих пор сильны традиции прошлого. Здесь могут убить ребенка, если родителям не понравится его пол. - Да чего далеко ходить. Разве не дикость то, что происходит в некоторых Российских детских домах?
Каждый народ должен пройти свой собственный путь, прежде чем избавится от дикости и предрассудков. То, что мы сейчас живем в более благополучном обществе – заслуга наших предков, а не наша собственная. Давайте же своими силами в своей стране (или хотя бы семье) поможем изжить хоть часть современной дикости. Тогда и у нас будет повод для гордости. Кстати, один из самых вредных предрассудков прошлого, актуален и в наши дни. В психологии это явление называется проекцией. Проекция – это эмпатия наоборот. Эмпатия к ребенку означает, что взрослый может представить себя на месте ребенка, понять его чувства. Проекция же означает, что взрослый неосознанно воспринимают ребенка как будто он тоже взрослый, приписывает ему свои собственные чувства и желания, наказывает за домыслы. «Посмотрите, как она строит глазки! Как снимает мужчин - она настоящая секс-штучка!» - говорит мать о побитой дочери двух лет. Проекции были обычным явлением в отношениях родителей и детей прошлого. Значительное ослабление проекций произошло лишь в 18 веке. До этого времени, мало кто из родителей мог сблизиться с ребенком, понять его чувства. - По этой причине, я не слишком доверяю авторитету педагогов прошлого. Не случайно, самые выдающиеся педагоги-воспитатели появились уже в 20 веке.
В наши дни, проекции все ещ встречаются достаточно часто. – Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами просит ученик. – И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – отвечает учитель. В этой ситуации учитель, уже домыслил за ученика мотив и вынес приговор. Но и дома в семьях, подобное встречается настолько часто, что впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка. - Разумеется, дети тоже далеко не всегда понимают взрослых. Не удивительно – они же берут пример с нас – взрослых.
|
||
Цитата || || Печать || Комментарии:1 |
09:32 - 24.08.2007 · Весна · Журнал · Профиль |
Цитата | впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка. |
Поэтому ты и рекомендовал почитать Гиппенрейтер (и других "практических педагогов")? |
Цитата | |
|
|
|