На главную страницу



    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

> Мастер и Маргарита   [ русский экзистенциализм ]
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 26.01.2006 - 01:33
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


После прошедшего осенью по телевизору сериала по "Мастеру и Маргарите", захотелось мне сей роман перечитать. Посему положил я его в очередь книг на прочтение, и очередь, наконец, дошла. Так что сегодня я его таки доперечитал.

Вспомнил про сериал, еще больше, чем тогда не понравилась мне сериальная Маргарита, какая-то она все-таки там была сумасшедшая. Но не в ней суть. Остановил я сейчас внимание на фигуре Воланда.

Интересная вещь, раньше я об этом не задумывался. Ведь Воланд - сатана, повелитель теней. Если судить по привычной логике, ему бы полагалось быть причиной зла в мире, его источником, тем, кто сбивает людей с пути истинного. Что же мы имеем? Не знаю как всем, а мне Воланд безусловно симпатичен. Разве зло он приносит? Скорей, баланс, равновесие, наказание тем, кто действительно сделал что-то заслуживающее наазания. "Все будет правильно, на этом построен мир," - говорит он Маргарите, когда та начинает просить за Пилата. Сцены в Москве. По сути, люди расплачиваются за свою алчность, двуличие, желание легкой наживы. Кого из его жертв жалко? Может быть, разве Бездомный нам симпатичен, но он и отделался легко. "Положительным" же персонжам посреди этого кавардака он приносит как раз добро.

Так кто такой Воланд? Почему сатана изображен таким судьей, блюстителем равновесия. И что же тогда такое добро? И есть ли Бог? Нет, Бог, наверное есть. В смысле, в рамках преподнесенного нам мира. Только он ни разу не проявляет себя. Просто даже как-то отчаянно ни разу себя не проявляет. Случайность? Сомневаюсь. Иешуа? Ну, нет, Иешуа в этой модели - обычный человек. То есть, человек-то он необычный, но он - не Бог. Тем не менее, у нас есть указание, что есть какой-то "свет", место после смерти для людей вроде Иешуа и Левия Матвея. Что это такое, рай? А черт его знает, то есть черт то все здесь знает, но нам от этого понятней не становится.

Поэтому такого "пассивного" Бога, на мой взгляд, приходится определять как делали многие, как природу, закон мира, весь мир, что-то запустившее миропорядок и не влияющее на его события непосредственно. И в этом мире живет Воланд, сатана, блюститель порядка. Существо, которого боятся те, кто не без грехов, потому, что для них он - палач, но безопасный и даже полезный для других. Что тогда есть этот свет? Сообщество, созданное людьми после смерти, теми, кто свободен. Там главный Иешуа? Может быть. А почему Мастер не заслужил света? А что вообще значит, заслужил. Заслужил - значит, его согласны туда принять. А это уже решают те же люди.

А люди небеспристрастны. Особенно, "глупые" люди, вроди Левия Матвея. Что он глуп, сказал Воланд. А он, видимо, и есть глуп, потому как ненавидит Воланда, в то время как Воланд и есть тот, кто соблюдает баланс в мире. Как будто, зло исходит откуда-то извне. Действительно, глупо. Зло - оно в людях. И оно никуда не исчезает. И никто в этом не виноват, ни Бог, ни Воланд. В то же время, во всех людях есть добро, все люди добрые, в это искренне верит Иешуа и считает, что любого можно исправить.

Так что, все в нас. В нас потенциал развития в ту или иную сторону. "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - говорит Воланд. Действительно, если бы у человека не было возможности развития в сторону зла, это было бы не добро, а предопределенность. ПОэтому, Иешуа мудр, а Левий Матвей глуп. Поэтому, роман - в том числе, о свободном выборе человека и ответственности за свои поступки. Как говорится, "я принимаю вину на себя."


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Весна
Дата 26.01.2006 - 10:25
Цитировать сообщение


Вечная Весна

Группа: Пользователи
Сообщений: 1887
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 417]


Сандер, отличная тема - давайте теперь поговорим и собственно о романе, о его персонажах icon_smile.gif
Только должна предупредить, что у меня, например, другие взгляды на бога и сатану и, следовательно, другое восприятие того же самого. icon_wink.gif

Цитата
По сути, люди расплачиваются за свою алчность, двуличие, желание легкой наживы. Кого из его жертв жалко?
Вспомнила буфетчика -- который пришел к Воланду и открыто пожаловался на свою беду -- и даже был выслушан! "ай-яй-яй, да не может быть, чтобы люди так хотели вас обамануть".
А таксисты чем были виноваты - тоже своей алчностью? icon_rolleyes.gif

Цитата
"Положительным" же персонжам посреди этого кавардака он приносит как раз добро.
Это ты кого имеешь ввиду?

Цитата
Нет, Бог, наверное есть. В смысле, в рамках преподнесенного нам мира. Только он ни разу не проявляет себя. Просто даже как-то отчаянно ни разу себя не проявляет.
Не совсем согласна. Я думаю, что проявление Бога было в любви, которую нашли и Мастер, и Маргарита (это был Его дар).

Что касается Его "невмешательства" в события (в Москве), то у меня напрашивается мысль об Иове -- когда Господь вроде бы оставил своего праведника -- но для этого были определенные причины (о которых Иов не знал). Может быть, здесь тоже "невмешательство" - и было проявлением воли Бога?

Цитата
Тем не менее, у нас есть указание, что есть какой-то "свет", место после смерти для людей вроде Иешуа и Левия Матвея. Что это такое, рай?
Скорее всего, да.
Надо сказать, что Михаил Булгаков был до какого-то времени достаточно религиозен (если можно так выразиться). Его отец преподавал в семинарии, и надо полагать, что его дети очень хорошо знали евангелие (хотя бы) и были воспитываемы с помощью христианского мировоззрения.
Поэтому мне кажется, что Булгаков в данном случае не может далеко уйти от первоисточника - евангелия - и просто о чем-то не договаривает, или называет по-другому то, на что достаточно ясно указывалось в христианстве.

Цитата
Существо, которого боятся те, кто не без грехов, потому, что для них он - палач, но безопасный и даже полезный для других.
Извиняюсь, если кем-то это будет воспринято как провокация, но у меня напрашивается вопрос: "А кто здесь без греха?" По-моему, все люди грешны. И почему тогда одни Воланда боятся, а вот Маргарита, например, - нет? Или она безгрешна (по понятиям Воланда, например)?

Цитата
Что тогда есть этот свет? Сообщество, созданное людьми после смерти, теми, кто свободен. Там главный Иешуа? Может быть. А почему Мастер не заслужил света? А что вообще значит, заслужил. Заслужил - значит, его согласны туда принять. А это уже решают те же люди.
Очень много вопросов icon_smile.gif Если отвечать с позиций христанства (как я уже вышеупомянула Булгаков очень хорошо был с ними знаком и вряд ли мог далеко от них уйти), то все объясняется... А вот так просто не могу ответить. Особенно странным в романе выглядит именно тот факт, что Мастер не заслужил света...

Цитата
Так что, все в нас. В нас потенциал развития в ту или иную сторону.
С этим согласна.
Цитата
"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - говорит Воланд.
А вот с этим - не согласна. Если разворачивать эту мысль, то уйдем в дебри христианства icon_smile.gif

Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 1.02.2006 - 02:03
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


Ну вот, наконец, добрался ответить. Цитата
Чтобы не удлиннять лишними цитатами, буду просто отвечать на твои слова последовательно.

Про буфетчика - буфетчик "наказан за жадность" - он на этом буфете хорошо успел нажиться и сбережения имел.
Таксисты - ну да, но это, так сказать, побочный продукт.
Кому приносит добро - ну в общем, Мастеру и Маргарите icon_smile.gif а ты тут вообще видишь положительных персонажей в Москве?
"проявление Бога было в любви" - ну, извини, конечно, но это - не проявление, особенно если сравнить с проявлением Воланда. Воланд тут и властвует. Любовь же могла возникнуть как от Бога, так и не от Бога. И вообще, их любовь вполне естественна в их ситуации.
Мне кажется, что по мнению Воланда Маргарита безгрешна. А уж судит тут он один. Поэтому и не боится.

Цитата

// "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - говорит Воланд.
А вот с этим - не согласна. Если разворачивать эту мысль, то уйдем в дебри христианства 

С чем именно не согласна? Он это говорит, можешь проверить icon_wink.gif


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Весна
Дата 1.02.2006 - 10:23
Цитировать сообщение


Вечная Весна

Группа: Пользователи
Сообщений: 1887
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 417]


Сандер, а я все-таки порекомендовала бы воспользоваться цитатами - чтобы не прокручивать туда-сюда в поисках нужного отрывка - можешь в цитате обозначать хотя бы первое предложение, на которое ты будешь ссылаться icon_smile.gif

Цитата
Кому приносит добро - ну в общем, Мастеру и Маргарите  а ты тут вообще видишь положительных персонажей в Москве?
Хорошо, понимаю, что встреча с Воландом для Мастера и Маргариты была почти необходима, с его помощью они снова смогли быть вместе.
И поэтому наверное тоже - Воланд кажется положительным персонажем...

Знаешь, вообще у меня двойственное отношение к героям романа:
--- если смотреть на них с обывательской (не отягченной религиозностью) точки зрения, то получается, что Воланд действительно супер-герой, который наказывает виновных, а "хорошим" - приносит благо.
Положительными в данном случае предстают: Воланд со своей командой, Мастер, Маргарита и в какой-то степени Бездомный.
--- если все-таки принять во внимание то, что Маргарита была замужней женщиной и фактически постоянно изменяла мужу, а потом еще и ведьмой стала (устроила дебош, "соблазнила"(свела с пути истинного icon_wink.gif ) Наташу) -- то не такой уж очевидной становится ее "безгрешность" и "хорошесть". Безгрешна она - только в глазах Воланда (а не Бога, например).

Да, кстати, Иешуа - в любом случае - положительный персонаж icon_smile.gif

Цитата
"проявление Бога было в любви" - ну, извини, конечно, но это - не проявление, особенно если сравнить с проявлением Воланда.
Что конкретно ты имеешь ввиду под словами "проявление Воланда"? То, что он организовал (тем или иным образом) события в Москве? То бишь не заметить чертовщины было невозможно - это ты хочешь сказать?

Цитата
Любовь же могла возникнуть как от Бога, так и не от Бога.
Категорично и неоднозначно, но все-таки: Любовь - от Бога, страсть - от дьявола icon_cool.gif Имхо.
Цитата
И вообще, их любовь вполне естественна в их ситуации.
Почему естественна? "Встретились два одиночества"?

Цитата
Мне кажется, что по мнению Воланда Маргарита безгрешна. А уж судит тут он один. Поэтому и не боится.
Понимаю. А кто еще-то не боится? Только Мастер?.. Все остальные либо не понимают, с кем имеют дело, либо боятся...
А судии бывают разные, кстати говоря...

Цитата
Цитата
Цитата
// "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - говорит Воланд.
А вот с этим - не согласна. Если разворачивать эту мысль, то уйдем в дебри христианства
С чем именно не согласна? Он это говорит, можешь проверить


Я не сомневаюсь, что он это говорит в романе icon_smile.gif Я просто не согласна с такой позицией, представленной в этих словах.

Просто потому, что я верю, что добро без зла может существовать. Может иметь место. И для того, чтобы оно было - не нужно появление и разрастание зла. Добро все равно останется добром. Свет все равно останется светом даже когда исчезнет тьма...

И именно поэтому я думаю, что зло не обязательно должно быть, чтобы было и добро. И с Воландом я в этом не согласна icon_biggrin.gif

ps.gif Чем больше думаю о любви Маргариты и Мастера, тем больше запутываюсь -- непонятно мне чей это дар... И "плоды" этого дара какие-то неоднозначные icon_rolleyes.gif
(это если вспомнить слова Иисуса: "По плодам их - узнаете их")

Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 1.02.2006 - 12:16
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


Цитата
--- если все-таки принять во внимание то, что Маргарита была замужней женщиной и фактически постоянно изменяла мужу............

Похоже, что Воланд это не считает грехом. И, как мне кажется, Н.И. тоже icon_smile.gif
Цитата
Что конкретно ты имеешь ввиду под словами "проявление Воланда"?

Ну он же явно предстает, и нет сомнения, что эти события - его рук дело. В отличии от Бога.
Цитата

//Любовь же могла возникнуть как от Бога, так и не от Бога. 
Категорично и неоднозначно, но все-таки: Любовь - от Бога, страсть - от дьявола  Имхо.

Ну так мы все-таки роман обсуждаем. Разве у нас там есть хоть какой-то намек на то, что что-то происходит от Бога?
Цитата

//И вообще, их любовь вполне естественна в их ситуации.
Почему естественна? "Встретились два одиночества"?

Что-то в этом роде. И потом, это в фильме она произносит при встрече, что если бы сейчас его не встретила, то умерла бы. В романе этого нет. Но она была несчастна и искала.
Цитата
Я не сомневаюсь, что он это говорит в романе  Я просто не согласна с такой позицией, представленной в этих словах.

Так я то пытался проанализировать его слова, понять их как-то. Все-таки они не были просто так сказаны, Булгаков зачем-то дал их Воланду. Моя интерпритация - в конце первого поста.


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Весна
Дата 1.02.2006 - 13:25
Цитировать сообщение


Вечная Весна

Группа: Пользователи
Сообщений: 1887
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 417]


Цитата (Sander @ 1.02.2006 - 12:16)
Похоже, что Воланд это не считает грехом. И, как мне кажется, Н.И. тоже icon_smile.gif
Прости, а причем тут НИ? icon_insane.gif

Цитата
Ну он же явно предстает, и нет сомнения, что эти события - его рук дело. В отличии от Бога.
А как тебе "явное представление" Иешуа? И прекращение головной боли - тоже его рук дело icon_wink.gif Как тебе эта параллель? (ведь в романе два романа!)

Цитата
Ну так мы все-таки роман обсуждаем. Разве у нас там есть хоть какой-то намек на то, что что-то происходит от Бога?
Прямого упоминания нет, но это же не значит, что бога вообще нет, правда? icon_wink.gif
Впрочем, я с тобой соглашусь, что Булгаков по каким-то причинам нивелировал присутствие бога до образа Иешуа...

Цитата
Что-то в этом роде. И потом, это в фильме она произносит при встрече, что если бы сейчас его не встретила, то умерла бы. В романе этого нет. Но она была несчастна и искала.
Если бы на нее обратил внимание не Мастер, а Иван Иваныч какой-нибудь, она полюбила бы его? Так получается? (по логике) Мда...

Цитата
Так я то пытался проанализировать его слова, понять их как-то. Все-таки они не были просто так сказаны, Булгаков зачем-то дал их Воланду. Моя интерпритация - в конце первого поста.
Я тебя поняла. И в целом, согласна, что в человеке есть и добро, и зло -- и он сам выбирает, чему следовать...

Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 1.02.2006 - 14:57
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


Цитата
Прости, а причем тут НИ?

Так, подумал, а вообще, наверное, Маргарита "безгрешна" не только с позиции Воланда.

Цитата
А как тебе "явное представление" Иешуа? И прекращение головной боли - тоже его рук дело

Все-таки Иешуа в романе - человек. Это подчеркнуто. Излечение головной боли - единственное его "чудо",
что не требует того, чтобы он выступал Богом, а может и человек сделать.

Цитата
Прямого упоминания нет, но это же не значит, что бога вообще нет, правда?

Ммм, а как же бритва Оккама? И вообще, я же не говорил, что в романе Бога нет. Просто он выступает как что-то пассивное.

Сообщение отредактировал(а) Sander - 1.02.2006 - 20:55


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Весна
Дата 1.02.2006 - 15:56
Цитировать сообщение


Вечная Весна

Группа: Пользователи
Сообщений: 1887
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 417]


Sander
А это то, что я писала в ответ на твое последнее сообщение:
Цитата
Но он же человек, это явно показано. Особенный, да, но человек...
Правильно ли я понимаю, что ты воспринимаешь Иешуа просто как человека? (особенного человека icon_smile.gif )
А как же явные "проблески" (не знаю как точнее назвать) Евангелия? А как же все эти "ссылки" и параллели?!
Для меня все, что говорил и делал Иешуа неразрывно связано с тем, что я читала в Евангелии -- Булгаков что-то опустил, что-то спрятал или изменил, но ведь история-то остается (прототипы, персонажи...). Поэтому для меня слова и дела Иешуа - это слова богочеловека Иисуса, а не просто одного из распятых преступников.
Конечно, можно воспринимать роман и без этого контекста, но он просто напрашивается сам собой icon_smile.gif

Цитата
раз нет вмешательства на протяжении романа - это, наверное, не просто так, и Булгаков хотел сказать, что вмешательства вообще нет.
Возможно, это и так icon_yes.gif Я вижу это как то, что проявления бога очень незаметны на земле для большинства людей. И скорее мы видим "бесовские чудеса" -- параллель с современным миром тоже достаточно очевидна.


Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 1.02.2006 - 20:58
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


Цитата
Правильно ли я понимаю, что ты воспринимаешь Иешуа просто как человека? (особенного человека  )
А как же явные "проблески" (не знаю как точнее назвать) Евангелия?


Ну это как раз проще всего, на мой взгляд. Иешуа же говорит, что всю историю переврут, и как его слова неправильно понимают. Да и уже в его время такие слухи ходят о нем.
Я не буду искать цитаты, у меня сил нет, но тут по-моему просто очевидно, что в романе подразумевается, что весь Новый Завет получился как неверное трактование истории про человека Иешуа.


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Весна
Дата 2.02.2006 - 09:24
Цитировать сообщение


Вечная Весна

Группа: Пользователи
Сообщений: 1887
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 417]


Sander
Ну почему же проще всего?
Мне так не кажется, потому что я прочитала пару книг о жизни Булгакова. И ему "переврать" (то есть переписать) эту историю (по-новому) -- было не так уж просто... В том смысле, что он был настолько хорошо знаком с евангельской историей, как ты с арифметикой icon_wink.gif
И в романе, пожалуй, он переосмысляет все то, что он знал, чему его учили в детстве...

Цитата
в романе подразумевается, что весь Новый Завет получился как неверное трактование истории про человека Иешуа.
К сожалению, роман Булгакова я совсем не могу воспринимать как "верное" трактование icon_confused.gif

Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Sander
Дата 2.02.2006 - 11:56
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 40]


Цитата
Ну почему же проще всего?

Не проще всего написать Булгакову было, а, кажется, при прочтении романа бросается в глаза, что вся история про Иешуа - другая трактовка Нового Завета, тем самым представляющая Иешуа как человека.

Цитата
К сожалению, роман Булгакова я совсем не могу воспринимать как "верное" трактование

Ну это да, но это - ведь другой вопрос. И писал только что роман воспринимается как такая трактовка.


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяОтправить сообщение на ICQЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме citicat
Дата 10.02.2006 - 14:15
Цитировать сообщение


Местный житель

Группа: Пользователи
Сообщений: 168
Профиль

Отзывы: [+0 | -0 | 65]


Мое впечатление от книги - Сатана - это не Воланд. Сатана воплотился в тысячи советских чиновников.

А дело Мастера продолжил Иван Понырев (ех-Бездомный). Он - то и заслужит не покой, а Рай.

Кстати, в Евангелиях Христос при общении с чиновниками тоже показал себя как человек, а не как Сын Божий. Сын Божий может этой своей ипостаси не афишировать - а зачем?

В фильме то, что Сатана воплотился в советских чиновников, еще заметнее. К сожалению, нет времени искать цитату Берлиоза, "Показать, что Иисуса ВООБЩЕ НЕ БЫЛО" - это «социальный» заказ настоящего Сатаны. Он хочет исподволь править миром, как кукловод.

Сообщение отредактировал(а) citicat - 10.02.2006 - 14:16


--------------------
Если другому повезло сегодня, значит, тебе повезет завтра!
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса