Бодрый участник
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: [+0 | -0 | 2]

|
День добрый, Демид!
Наша тема еще несколько перепасовок выдержит. Продолжим.
Очень радует, что в Ваших текстах есть позитивная основа. Я выделяю следующее:
То, что я предложил свести в одну группу качеств и объединить (лидерство – разумность – энергичность – созидание), Вы, учитывая данные этологии, предлагаете развести по нескольким параметрам (условно – по трем, так?). Что ж, для изучения явления такой подход вполне оправдан, и мне легко с ним согласиться.
Например, такой подход может привести к следующему тезису: Лидерам часто недостает разумности и системного видения интересов, а людям разумным – лидерских качеств.
Говоря Вашими терминами, высокопримативным недостает культуры, а низкопримативные чаще всего бессильны свою культуру защитить и распространить.
Культура – понятие относительное и более чем относительное. Если сейчас не принято коллекционировать скальпы поверженных врагов, это принадлежит современной культуре. Например, у майя жрецы, знакомые с тонкостями человеческих жертвоприношений, культурой обладали: были своеобразным образом этически и эстетически воспитаны, для своего времени образованы, соблюдали и хранили национальные традиции. Культурные люди? Да. Пришли невежественные европейцы, наемники – и порушили культуру человеческих жертвоприношений. Варварство? Да. С точки зрения современности больше культуры с жертвоприношениями или без? Скорее всего, все-таки, без жертвоприношений.
Абсолютная ценность культуры очень невелика, так же как и образование полезно только отчасти. Если я способен оценить игру слов у Леконта де Лилля, качество исполнения храмовой музыки кагаку или вклад в живопись Тинторетто, это значит только то, что я потратил на это время и силы, которые мог бы израсходовать и по-другому. Если этически я воспитан в моральном кодексе строителя коммунизма, насколько долговечно это воспитание? Если мое образование включает кварк-глюонную теорию строения вещества, и не включает суперстринговую, если я знаю язык Бэйсик и не знаю среду Дельфи (каковой не было в момент получения образования), - какова цена этому образованию? Если русские национальные традиции предполагают Домострой, - каково будет уважение к женщине?
Заметим, что культура в Вашем понимании этого слова составляет основу школьного образования, которое Вы настойчиво предлагаете оплачивать, и в то же время замечаете, что общий уровень культуры снижается. Насколько справляются с внесением культуры те, кому Вы предлагаете платить деньги? Может быть, есть другой способ сделать то же самое, дешевле? Может быть, стоит рассмотреть все возможные способы повышения культуры, если это для Вас ценность, а уже исходя из этого ставить задачу, и разумно использовать то, что сложилось, а не принимать его как абсолютную данность?
Кстати, продолжительность жизни и смертность – тоже категории именно этой, данной культуры, отнюдь не общечеловеческие. Еще в начале 19 века отношение к смерти было иным.
Все то, что Вы защищаете и считаете ценностями – это самые обычные верования. То, что они принадлежат не лично Вам, а получены в результате воспитания (то есть, полезности Вас для власть имущих), не меняет их относительной ценности. Какие-то верования могут Вам пригодиться, какие-то будут мешать. Я предлагаю рассматривать верования на предмет их полезности для выполнения своих задач. И, если в этой культуре, в которой я действую, принято чтить национальные традиции – я могу ходить в лаптях, если это поможет мне в выполнении моих задач. Отношение к этому будет нейтральным, разница между валенками и туфлями от Гуччи – чисто умозрительная. Я предлагаю эти верования учитывать и использовать.
Может быть, есть смысл подумать над следующим: высокопримативная особь таковой и становится в познании относительности этих этических понятий и вырабатывая свою систему этики (эстетики, традиций, воспитания)?
То, что нравственные нормы – необходимость, это факт. Особенно их необходимость отстаивают те, кому они по каким- то причинам выгодны. Если я войду во власть, я охотно признаю, что содержать социально нижестоящих в подчинении с помощью морали дешевле, чем увеличивать расходы на полицию. Будет ли для Вас открытием то, что мораль бывает разная? С точки зрения англичанки викторианской эпохи почти все живущие ныне – аморальны. Различны мораль рабовладельца и интеллектуала, капиталиста и батрака, воина и монаха. Найти в их основе некую общую мораль – более чем сложно.
Многие тысячи примеров морального поведения, сейчас неприемлемых, опускаю.
Как Вы думаете, есть ли смысл заменить мораль на рациональное поведение? Практика показала, что два разумных ответственных человека, занятые конкретным делом, договориться могут всегда, зная, сколько стоит война. Агрессия направлена на разрушение только у неудачников, тогда как захват пространства, рынка у лидера всегда направлен на созидание, ан установление того, что ему представляется порядком.
Мне видится в Вашей позиции развитие гегелевского тезиса, что все действительное разумно. Как сложилось, так и правильно. Какие моральные нормы выработаны когда-то – те нам и подойдут. Я более критичен, и создаю иную систему моральных ценностей, в центре которых стоит достижение, развитие, экспансия, и, наверное, столь нелюбимая Вами агрессия.
Мой скептицизм по отношению к альтруизму вполне оправдан. На мой взгляд, альтруизм – это именно поведенческая программа, и часто она предполагает неразумные действия. Альтруизм предполагает высшую ценность жертвы, жертвенности, вне зависимости от обстоятельств, и часто – с непредсказуемым результатом.
Очень красиво и благородно, и поощряется моралью пожертвовать собой за какие – то ценности, объявленные высшими – родина, дети, старики. Насколько это разумно? Или разумнее посчитать, что в жертву приносится и какой будет результат? Если результат непредсказуемый, например, как в игре «Подводная лодка» всегда есть хорошее альтруистическое решение – пропустить вперед слабых, или женщин, или… кого угодно, кроме меня. Разумно? Сомневаюсь.
У меня есть гипотеза, что разум как раз и направлен на преодоление поведенческих программ, в том числе, альтруистических.
Замечу также, что альтруизм очень часто используется как оправдание вполне реалистическому получению прибыли в особо крупных размерах или неумелым добрым делам, дающим отрицательный результат.
Как я увидел, Вы придаете большое значение мотивации действий, альтруизм – эгоизм, поведенческая программа, - это все причины действий. Я предпочитаю оценивать результат. Часто люди из самых лучших побуждений делают то, что даже глупостью назвать – большой комплимент, и часто люди, действуя из самых эгоистических соображений, создают вокруг себя большое пространство, в котором окружающим жить – комфортнее, лучше.
Я бы, скорее, предложил заменить критерии альтруизм- эгоизм на критерий системности, и масштаба деятельности человека. Альтруизм имеет много уровней, есть альтруизм на уровне семьи- трудового коллектива- места жительства- человечества. Есть и более широкие способы альтруистического мышления, например, если придать равные права всему живому, то мы должны отказаться от еды, поскольку помидоры тоже живые и им больно, когда их срывают, они гибнут… Всегда есть уровень ценностей, на котором каждый конкретный человек останавливается. Если это «я и мои близкие», - это считается эгоизмом, если «человечество- родина», это считается альтруизмом. Можем даже термин оставить, если хотите.
Я предлагаю признавать ценность мира и многих в нем явлений, и я способен уступить, если результат от предложенных другими проектов будет больше и лучше, чем от моего.
Я предлагаю, оставив любую приемлемую для Вас формулировку мотивов, видеть прежде всего результат действий, масштаб воздействия на окружающее. И если представители криминальный структур, придя к власти, заинтересованы в том, чтобы преступности в отношении управляемых ими больше не было, они имеют возможность воздействовать на это. А пришедший к власти демократ с благими намерениями заинтересован в том же, но средств изменить ситуацию не имеет. Альтруизм – программа замечательная, стоит знать, когда и где она работает, а когда дает сбои.
Кстати, заметили ли Вы одну интересную особенность альтруизма? Он работает на уровне племени, рода. В племенной этике, которая безусловно является поведенческой программой, заложено недоверие к чужакам и их уничтожение, то есть, в современной форме – национализм, этническая и религиозная рознь. До уровня человечества альтруизм не поднимается, являясь программой защиты родной деревни. Я вижу у Вас очень серьезное противоречие между общечеловеческой моралью, которую Вы защищаете, и которая сформировалась в последние 500 лет (европейский гуманизм, и то – с очень большими оговорками) и программами, которые вы считаете безусловно действующими и которые формировались у приматов сотни тысяч лет. Одно из определений человека гласит «Человек – тот, кто убивает не только ради еды». Программа «Убей чужака и защищай своих» работает у столь большой части населения, что, может быть, есть смысл и ей объяснять агрессию, возрастающую как ответ на повышение социальной динамики российского общества? Если раньше чужие были за советской границей, сейчас чужие – это иммигранты и диаспоры, капиталисты и секс- меньшинства, и традиционно – евреи. Программы альтруизма на все человечество не существует, наоборот, чужеземцы всегда понимались как пришедшие из потустороннего мира, не- люди. Отсюда – вврность своим, чувство долга, забота о племени, внутриплеменная этика. Кто оказывается чужими сейчас? И примем ли мы эту программу войны или будем действовать разумно?
Зачем придавать столь большое значение причинам действий? У меня есть гипотеза, что человеческое поведение целесообразно, и причина каждый раз выбирается из многих произвольно, имея за собой какую-то цель, желаемое состояние. Ну объясним мы поведение программой или разумным выбором, и что? Если важен результат деятельности, именно он и может стать критерием ее оценки.
Поиск причин напоминает мне представление о мироздании в Средневековье – геоцентрическая картина мира не давала полного объяснения движению светил, и приходилось представлять, что каждое из круговых движений дополняется движением по меньшему кругу. Число таких кругов доходило до 70 для некоторых светил, схема казалась работающей – и рухнула. Вы предлагаете довольно убедительное объяснение деятельности человека на основе программ – для научной дискуссии вполне приемлемо, с этим легко согласиться, концепция вызывает уважение. Смогу ли на практике руководствоваться анализом врожденных программ? Вряд ли. Я предпочту построить свою модель, в которой вопросы «почему он так делает?» отступают на второй план, а на первый план выходят вопросы «чего он хочет?», «чего ему надо?». Во всех случаях, когда речь не идет о деньгах, этологией можно пользоваться, и довольно успешно.
По поводу размера текста- Демид, есть и другие люди, которые читают наши сообщения, и их жанр отличается от частной переписки. Меня очень занимает, как сделать сообщения более доступными и привлекательными. Для этого я опускаю многие темы, представляющиеся мне малосущественными, и хочу писать короче. Если для меня это позиция эгоистическая, проявите, пожалуйста, альтруизм, подумайте о людях!
Два вопроса представляются мне важными, и я предлагаю Вам ответить на них:
1.Кто же все-таки должен платить пенсионерам и иным потребителям?
2. Как наша дискуссия соотносится с темой, заявленной в заголовке? Мне представляется, что мы должны держаться ближе к данной теме, которую я бы, скорее, переформулировал как «Мужчина, женщина и деньги». Вы наблюдаете, что дискуссия разворачивается в других темах, и не в последнюю очередь потому, что у нас с Вами происходит беседа обо всем.
Конечно, сказал не все, если есть вопросы, которые Вы хотите рассмотреть особо, милости прошу.
--------------------
Гордость есть признание того факта, что вы сами - высшая ценность, и, подобно всем человеческим ценностям, эту ценность тоже нужно заработать
|