яхтенный инструктор
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: Лидер обсуждения [+48 | -0 | 378]

|
QUOTE | Правильно ли я тебя понял, что польза от нравственности зависит от \"высшего смысла жизни\", и может варьироваться от нуля и выше? |
Да, конечно. Попробуй поговорить о нравственности с каким-нибудь «отморозком» из подворотни – он тебя на смех поднимет, а потом даст в зубы. Нравственность – это одна из высших духовных потребностей. До неё надо дорасти.
QUOTE | Пока я вижу только пользу от повышения самооценки (типа \"я нравственный человек\"... \"я не животное\" и т.п. = \"я становлюсь (остаюсь) лучше чем кто-то(в том числе и - чем я был раньше)\"). Я не умаляю пользы от самооценки, правда хочу заметить что существуют и другие способы поднять самооценку, быть может даже более эффективные чем нравственность. |
Быть нравственным ради поднятия самооценки – это взращивать свою гордыню. И вообще, если человек считает себя нравственным, скорее всего, он таким не является. К себе нужно относиться критически и ни в коем случае не полагать себя образцом для подражания. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки).
Кроме того, стоит ли вообще думать о какой-то пользе для себя? Такая польза есть, но даже если бы её и не было – разве не стоило бы следовать правилам нравственности просто так?
Кант (опять Кант ) утверждает, что следовать нравственному закону нужно из чувства долга. И что это чувство долга является мерой разумности человека – чем оно больше, тем человек разумнее. Но это долго объяснять.
Я вот задумался над своими причинами следовать правилам нравственности… Оказалось, у меня их три:
1) Следование нравственным нормам позволяет выбрать эффективную линию поведения. 2) Осознание своей нравственной правоты дает ощущение душевного комфорта.
3) Нравственные поступки – всегда красивы.
QUOTE | Я мало читал Канта. Мне ближе практическая психология. ИМХО От неё больше пользы - практической. |
Кант вовсе не противоречит «практической психологии». Просто Кант идет намного дальше, чем это делает психология. Психология скользит по поверхности, философия же добирается до самой сути.
Вот, к примеру, в Синтоне активно провозглашается лозунг: каждый человек должен взять на себя ответственность за свою жизнь. Да и не только за свою – НИК, помню, в какой-то книге писал о «кругах ответственности»: самый малый из них включает в себя только самого человека; второй, побольше – самого человека и его ближайшее окружение и т.д, а самый большой включает человека и весь мир.
Так вот Кант проводит свои рассуждения именно с позиции человека, который ощущает себя ответственным за весь мир. Отсюда и вытекает его знаменитая формулировка: «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».
Кант задает верхний уровень, показывает идеал, конечную цель, к которой человек, в процессе своего духовного развития, должен прийти. Конечно, следование принципам кантовской философии требует душевной силы. Не у всякого человека её хватает на это.
QUOTE | ЗП ставит лишь ограничения и придумывает лишние критерии оценки, что гибкость уменьшает, а так же заодно может и самооценку порядочно опустить - зачем это мне? |
Следовать правилам всегда сложнее, чем жить по своей воле. Но если правила хорошие и верные – почему бы им не последовать? Или хотя бы не считать их глупыми и бессмысленными?
QUOTE | Нравственность для меня не входит в приоритетные цели, да и в цели второго эшелона тоже. Пожалуй у меня место нравственности занимает понятие комфорта как моего так и близких для меня людей. У меня нет цели типа \"Облагородить все человечество\". |
Ну, и бог с тобой. Если ты не творишь зла, живи как хочешь. И вообще, лучше быть нравственным, чем знать, как быть нравственным. У Гончарова в романе «Обрыв» есть такой эпизод: «Я бьюсь, - размышлял он, - чтобы быть гуманным и добрым: бабушка не подумала об этом никогда, а гуманна и добра. Я недоверчив, холоден к людям и горяч только к созданиям моей фантазии, бабушка горяча к ближнему и верит во всё. Я вижу, где обман, знаю, что всё – иллюзия, и не могу ни к чему привязаться, не нахожу ни в чём примирения: бабушка не подозревает обмана ни в чём и ни в ком, кроме купцов, и любовь её, снисхождение, доброта покоятся на тёплом чувстве доверия к добру и людям…»
Но всё же, я думаю, настанет время, когда ты вернешься к этим вопросам. Это общие вопросы, которыми задаются все развитые люди.
QUOTE | Ага. Схемы не хватает. Фактический отсюда и все вопросы. |
Тебя, однако, не смущает отсутствие такой схемы для синтоновской максимы?
К тому же ты уже придумал схему (см.внизу). Так что теперь, как честный и ответственный изобретатель, ты должен провести её испытания и доложить о результатах.
QUOTE | Я бы предложил несколько другую схемку.
1) подумай чего ты хочешь, и что ты будешь для этого делать.
а дальше: I. пассивная нравственность:
2) Делай свое дело
3) Если тебя критикуют - договорись о компромисе
II. активная нравственность:
2) представь себя на месте другого человека и подумай, как он отнесется к твоим действиям
3) проверь свои предположения - непосредственно спросив другого, и если возникли разногласия - договорись о компромисе. |
Годится. Особенно по пути активной нравственности.
QUOTE | 4) делай свое дело и с гордостью считай себя нравственным. :-) |
А вот это не годится.
QUOTE | Поэтому я верю в то что все относительно, в то что нет смысла сравнивать идеалы одного человека и идеалы другого. |
Ну, сравнивать смысл-то есть. Чтобы лишний раз убедиться, что твои идеалы – самые правильные.
Я – за толерантность. Каждый человек может быть таким, каким хочет быть. Но только до тех пор, пока это не начинает мешать другим людям! «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Это правило, кстати, отлично вписывается в «золотое правило».
QUOTE | На мой взгляд именно воспитательные моменты в Синтоне больше всего раздражают РПЦ и прочих, и именно из за них идет обзывание Синтона сектой. |
А почему раздражают, ты задумывался? Не может же быть, чтобы их раздражало воспитание само по себе?
QUOTE | «Золотое правило» не утопия. Только благодаря ему осуществляется гуманитарный прогресс человечества. |
QUOTE | У меня вопросы почти что к каждому слову в этом утверждении. Вопросы типа \"А что ты имел в виду говоря...\" Что бы не раздувать тему, просто скажу что твое высказывание вызывает у меня определенные сомнения. Хочешь подробней, пиши в ЛС или мылом. |
Ну, спрашивай, если уж так хочется.
QUOTE | 1) что, по вашему мнению, самое большое Зло в мире? |
QUOTE | Для меня таких вещей нет. В общем нет, а в каждой конкретной ситуации в этих ролях выступают совершенно разные моменты. |
Ну вот если взять, к примеру, насилие. При каких условиях ты считаешь его злом?
|