яхтенный инструктор
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: Лидер обсуждения [+48 | -0 | 378]

|
QUOTE | Первое: обсуждая эту тему, я предлагаю не делать из единомышленников — врагов. |
Хороший призыв. Я постараюсь вести себя именно так.
QUOTE | Второе: настоящая проблема, на мой взгляд, не в том, какая формулировка основного закона нравственности: синтоновская или «золотое правило». Главная проблема в том, что большому числу людей вообще тематика нравственности не близка и не интересна. И я предложил бы нам в большей степени не спорить между собой, у кого формулировка лучшая, а что нам вместе делать, чтобы хоть какая-то формулировка большему числу людей оказалась близка. Может быть, это не так увлекательно, но если думать о количестве добра в мире, то, наверное, более правильно. |
А как вы предлагаете это обсудить? Проблема эта весьма общая, на мой взгляд, и о ней трудно сказать что-то дельное.
Но, если хотите, можем попробовать. Только вы начинайте первым - покажите, как это делать.
(Я написал большой кусок текста на эту тему, но потому решил его убрать – потому что там получился сильный наезд на Синтон, а у меня нет уверенности, что это именно то, что сейчас нужно. Вообще, не хочу критиковать Синтон, потому что вижу, у вас и без меня достаточно гонителей. Но я сохранил этот текст и, если хотите, могу его здесь выставить. Мне кажется, я там полезные для синтоновцев вещи говорю. Но неприятные).
QUOTE | В большом числе ситуаций, Серый Ангел прав, «золотое правило» как нравственный ориентир понимается людьми лучше, чем синтоновская формулировка. |
Я хочу еще добавить, что «золотое правило» сформулировано так, что имеет лучшую, чем синтоновская максима, «защиту от дурака». Его труднее истолковать неправильно.
QUOTE | Конкретность — хорошо, но за нее приходится платить: ограниченностью использования. Синтоновская формула более абстрактна, но именно поэтому универсально пригодна, а эталон «золотого правила» именно в силу своей конкретности — иногда подводит. За эталон берется конкретный товарищ — а это всегда оправдано? Ну, товарищ чудик. Или просто еще ребенок. Или психически больной. И тогда ему по себе судить о том, как относиться к взрослым и здоровым? Едва ли проходит. Соответственно, нужно оговаривать эти ограничения. |
Я лично полагаю, что «золотое правило» не нуждается в ограничениях. И ниже я высказался по поводу конкретики ограничений, которые сформулировал Николай Иванович.
Но прежде я хочу сказать, что, в общем-то, наш спор на эту тему большого смысла не имеет. Если кому удобнее считать, что «золотое правило» имеет ограничения, пусть считает. Это не важно. Ведь все ограничения «золотого правила» имеют смысл только для человека, который принимает это правило.
Мне кажется, это очень важно, чтобы синтоновцы приняли это правило.
Почему я считаю это таким важным? Вот почему.
На мой взгляд, синтоновская этика, основанная на единственном правиле: «чтобы я ни делал, количество добра должно увеличиваться», очень уязвима в плане спекуляций. Например, Гитлеру вполне можно дать значок почетного синтоновца. Ведь он сильный, успешный, эффективный. И если бы победил, то всё, что он сделал, считалось бы добром.
Поэтому ОДНОГО правила мало. Даже геометрия Евклида основана на трех аксиомах. И христианская этика основывается не только на «золотом правиле нравственности», но и на других заповедях («возлюби ближнего своего», «не суди, да не судим будешь» и др.) Система, основанная только на одной точке опоры, не может быть устойчивой.
Поэтому я предлагаю добавить «золотое правило нравственности» в «этический кодекс строителя Желтого Дома». И это, кроме того, приблизит Синтон «к народу». Я уже давал ссылку на опрос, который я затеял по поводу «золотого правила». Большинство людей считают это правило верным. И если вы «присоединитесь к ним по ценностям» , они будут охотнее вас слушать.
Итак, кто согласен принять «золотое правило нравственности»?
Теперь мои замечания по поводу ограничений «золотого правила». Повторю, что я не считаю наши расхождения по этому поводу принципиальными.
QUOTE | Пятое: конкретика ограничений. Я предложил бы следующую формулировку: в той мере, в какой конкретный человек является носителем общечеловеческого начала, родовых характеристик человека — его за эталон брать можно. |
Звучит хорошо, но несколько туманно. Поэтому воздержусь от комментария.
QUOTE | Там же, где я субъект взаимодействия или мой партнер (мое окружение) имеют значимую специфику, это правило работать перестает: точнее, нуждается в корректировке. |
Я бы сказал не «нуждается в корректировке», а «нуждается в уточнении».
Тут можно провести аналогию с Конституцией.
Конституция – основной закон страны. По чтобы применять нормы этого закона на практике, разработано огромное количество других законов, которые конкретизируют положения Конституции. И все эти законы не должны противоречить Конституции - за этим следит Конституционный суд.
QUOTE | Возрастные особенности. Я хочу, чтобы мой ребенок не перебегал дорогу перед близко идущим транспортом, а держал меня за руку — но едва ли это значит, что я должен делать его контролером себе и мне нельзя переходить дорогу самостоятельно. Я взрослый, а ему три года. |
ЗП: «Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Какой вопрос мне нужно задать, чтобы проверить свои действия на соответствие «золотому правилу» в данном случае? «Хочу ли я, чтобы ребенок водил меня за руку через дорогу?» Нет, не этот вопрос. Ведь я вожу ребенка за руку потому, что не хочу, чтобы он попал машину. Потому мне следует задать другой вопрос: «Хочу ли я, чтобы в опасных ситуациях мне приходили на помощь?» Ответ на этот вопрос: «Да, хочу».
QUOTE | Половые особенности. Девушки хотят, чтобы молодые люди дарили им цветы, но из этого вовсе не следует, что они сами должны покупать цветы молодым людям: ритуалы предполагают другое. |
Каждый человек имеет право на свои собственные вкусы и предпочтения. Хотел ли бы я, чтобы другие люди уважали мои вкусы и предпочтения? Да, хотел бы. Поэтому и я должен уважать их вкусы. Нравятся девушкам цветы? Значит, следует их им принести. А они, в свою очередь, пусть подарят мне не цветы (зная, что я к ним равнодушен), а что-нибудь другое. Что – они знают.
QUOTE | Я хочу, чтобы жена ко мне относилась как к защите, опоре, добытчику денег и носильщику тяжестей — но очевидно (вроде как), что я жену тяжелой картошкой нагружать не буду: у нас разные роли и просто физиологические особенности. |
Каждый человек обладает какими-то умениями и способностями. Людей, которые умеют и могут ВСЁ, в природе не существует. Думаю, каждый человек с большей охотой будет заниматься теми делами, которые легче даются, чем теми, которые у него плохо получаются. Поэтому, в полном соответствии с «золотым» правилом я беру на себя носку картошки, а жена – рожает детей.
QUOTE | Личностные особенности, Кто-то ценит в людях сдержанность и держится на дистанции: едва ли будет правильно эту его личностную особенность делать правилом в отношении к людям вообще. Или: я люблю приколы, и мне нравятся, когда прикалываются ко мне. Но это еще не значит, что мои приколы обязательно порадуют соседку-старушку. |
Хочу ли я, чтобы меня обижали? Нет, не хочу. Значит, я не должен обижать и других людей. Поэтому если я замечаю, что мои шутки не радуют человека, а задевают его, мне нужно тут же это прекратить, извиниться и уверить его, что я ничего плохого в отношении его не хотел, просто так случайно получилось.
QUOTE | Социальные роли и функции. Я воспитан так, что мне естественнее к людям относиться «на равных». Неправильно, объясняют мне знающие люди, прислуга это не понимает или понимает неправильно, перестает уважать и садится на шею. Присматриваюсь: выводы делать пока рано, но что-то в этом есть, и некоторая позиция сверху в отношении прислуги, похоже, является социальной нормой. |
Сначала рассуждение вообще о прислуге.
Хочу ли я кому-нибудь прислуживать? Нет, не хочу. Значит ли я, что я не должен нанимать прислугу? Нет, не значит. Почему? Потому что, задавая себе вопрос: «Готов ли я в стесненных обстоятельствах пойти работать домработником?», я отвечаю: «Да, готов».
Если бы я ответил: «Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах я не стал бы так унижаться!!», тогда бы я не имел морального права нанимать другого человека себе в прислугу. Ведь раз я считаю, что это унизительно, как я могу унизить этим другого человека?
Теперь рассуждение о позиции «сверху» по отношении к прислуге.
Представляю себя слугой. Хочу ли я, чтобы хозяин был мне «как друг родной»? Нет, не хочу. Почему? Потому что я пришёл прислуживать хозяину и хочу, чтобы хозяин помогал мне в этом. Что мне нужно от хозяина? Чтобы он был справедлив, вежлив, относился ко мне с уважением и не держал себя запанибрата. Меня устроила бы такая система отношений: он вежливо и твердо приказал, я сделал. Без всяких ненужных вольностей и нарушения субординации.
Вот так же я готов относиться и к своей прислуге.
QUOTE | Если я пришел служить в армию, то вроде как теперь мои отношения с сержантом определяются не «золотым правилом нравственности», а конкретным уставом, а устав взаимности отношений между солдатом и вышестоящими обычно не предусматривает. И вообще, я хочу, чтобы меня утром не будили и согласен не будить сержанта, но в армии это не волнует никого: там правила другие. |
Допустим, что я солдат-контрактник, который добровольно пошёл на воинскую службу (если «не добровольно», то ситуация изначально не нравственная).
Итак, я хочу, чтобы сержант меня не будил. Но хочу ли я ТОЛЬКО это? Нет. Помимо этого, я хочу, чтобы мне платили жалованье. Хочу ли я, чтобы мне платили жалованье просто так, за то, что я лежу на кровати? Ну… в принципе, хочу. Но тогда мне придется признать, что мне тоже следует содержать какого-нибудь нахлебника. Этого я, разумеется, НЕ ХОЧУ. Поэтому, как ни печально, но придется мне согласиться с тем, что если я хочу получать жалование, то мне нужно что-то делать для этого, в частности – вскакивать с постели по команде сержанта. Если я буду это делать, значит – я веду себя нравственно. Если не буду – это означает, что я веду себя не нравственно и, следовательно, разрешаю применять по отношении к себе не очень нравственные средства воспитания. Будет ли сержант их применять – это уже вопрос его совести, но в любом случае мне нужно признать справедливым возможность их применения.
Вообще, если человек хочет, чтобы по отношению к нему вели себя нравственно, то и он должен вести себя нравственно.
Это прямой вывод из «золотого правила».
QUOTE | Поэтому в Синтоне одно из важных направлений работы — донести до людей, что вокруг — тоже люди. Что они живые, что они тоже хотят быть счастливыми, что они тоже устают и тоже ошибаются. И когда кто-то из синтоновцев начинает это не просто понимать головой, а еще и постоянно чувствовать (мое любимое упражнение, которое я передаю всегда — «Вчувствование»), то, думается мне, это оказывается реальным вкладом в то, что люди чаще оказываются людьми. |
Очень красивые и хорошие слова. Поддерживаю.
|