Цитата (Н.И.Козлов @ 4.10.2007 - 12:40) | И если какой-нибудь студент-психолог на экзамене начнет рассказывать, что самооценка личности должна быть низкой, что душу свою надо ненавидеть, то диплома по специальности от не получит. Потому что такого «профессионала» по современным меркам ни к детям, ни ко взрослым людям подпускать нельзя. Это и есть фон современной культуры, в том числе, культуры психолого-педагогической. Итого: Алексей, в светских образовательных учреждениях понятия этики доносят, и по возможности «вживляют». |
Уважаемый Николай Иванович, а, вот, интересно... Ну, просто, может, это оффтоп (поставьте мне минус тогда за это), но всё же.
Вот, Вы что-то там когда-то преподавали каким-то студентам. Этику, философию, психологию, или что-то ещё... Ну, короче, внутреннюю кухню учпроцесса в светском образовательном учреждении Вы знаете. Так вот, если студенту, положим, попался вопрос касаемо именно религиозной этики. Ну, понятное дело, в светской образовательной системе это может иметь отношение не столько к самой религии, сколько к истории оной, а в Истории - что было, - то было. Из песни слов не выкинешь. А в курс Этики и Философии, наверное, входит и исторический обзор: откуда что взялось, и всё такое... Ну, вот, по этой теме, как раз, билет, положим, и попался. Так вот, положим, этот студент на экзамене (не на семинаре или ещё каком-то там диспуте, а на прямо госэкзамене) станет говорить, скажем, что христианство (или даже более конкретно: православие, там, католичество, что-то ещё, про что был вопрос в том конкретном билете) утверждает, что надо ненавидеть свою душу, умерщвлять свою плоть, усмирять гордыню и т.д. и т.п. Разумеется со ссылками на известные и даже малоизвестные места в Священном Писании... Ну, короче, будет выкладывать факты (действительно факты, исторические, имеющие документальное подтверждение), что христианская вера учит (вернее, учила тогда-то и тогда-то, хотя и сейчас не отреклась от этого) тому-то и тому-то, что, скажем так, выставляет её, мягко говоря, не в самом выгодном свете. Ну, если надо, подберёт конкретные факты, примеры... Даже не особо заботясь о репрезентативности этой выборки. И сделает он (студент) это так, что даже не озвучивая вслух своей личной оценки, подведёт к достаточно однозначным и определённым выводам. Положим, преподаватель (или член экзаменационной комиссии) задаст ему наводящий вопрос, а знает ли он, этот студент, чего-нибудь хорошее про религиозную (христианскую, православную, католическую, какую-то там ещё) этику? Ну, не может же того быть, чтобы всё так плохо было! Ну, тогда, положим, этот студент тогда скривит довольно кислую мину и скажет, что да, конечно, ему известны и такие-то сведения, и сякие-то, и тоже со ссылкой на первоисточники, но вот тут он достаточно убедительно докажет, что вот там были только пустые декларации о добрых намерениях, вот здесь - откровенное враньё, ну, короче, положим, он покажет, что знать-то он знает, и отбарабанить может, хоть разбуди его посреди ночи и спроси, но личное отношение у него ко всему этому... Ну, короче, понятно какое. И даже расходящееся с официально принятыми формулировками, где острые углы более-менее сглажены, и политкорректность более-менее соблюдена. Конечно, этот студент знает (наизусть) и все эти политкорректные-сглаженные формулировки, но произносит он их с таким нескрываемым сарказмом, с такой издевательской полуулыбочкой, что тоже становится всё ясно. Что в профессиональной своей деятельности (будучи дипломированным психологом или педагогом) руководствоваться даже этими формулировками он не будет. Так вот, вопрос. Дадут ли ему диплом о высшем образовании (положим, психологическом или педагогическом)? Или тоже сочтут, что его такого нельзя подпускать к людям? Или это зависит от системы взглядов (читай - вероисповедания) конкретного преподавателя? Короче, есть ли какой-то достаточно формальный алкогоритм, которого преподаватель ОБЯЗАН придерживаться при оценке знаний студента? То есть, если знать-то он знает но, вот, его личное отношение к этому... Скажем так, расходится с отношением преподавателя. И может ли преподаватель только на этом основании поставить ему "неуд"? Ну, я понимаю, он всегда может придраться к какой-нибудь мелочи и формально даже правомерно снизить оценку на один балл. Ну, на два... Но если человек, положем, сам материал знает на отлично и даже лучше того, то даже снизив на два балла, ниже тройки ему не поставишь. А значит, права на диплом - не отберёшь.
Это к вопросу о "вживлении" системы ценностей, моральных и нравственных принципов и т.п. Ведь в принципе никто не мешает, скажем, неверующему (или верующему, скажем, православному) хоть наизусть выучить вероучения не только своей, но и других религий (даже с которыми он сам лично в корне не согласен), и их моральные и нравственные принципы... И даже знать много вероучений, которые друг с другом никак не стыкуются. Знать-то можно. А, вот, лично для себя принимать - не обязательно. А руководствоваться ими в своей жизни или профессиональной деятельности... Ну, сами понимаете.
А тепеь возвращаюсь к он-топу. Про культуру.
А что такое - "современная культура"? А что такое "культура" вообще? (невольно вспоминается бородатый анекдот: - Аллё, здравствуйте, извините пожалуйста, а это прачечная? - @#&чечная! Министерство культуры, $% твою!). Ну, чисто по-житейски, по-бытовому считается, что культурный человек ест с вилкой и ножом... Что сморкается он в платок, а не на землю... Но я, всё же полагаю, что речь здесь не о ТАКОЙ культуре.
Когда-то в школе (в советские времена) мы проходили, что культура бывает "материальная" и "духовная". К "материальной" культуре относят всё, что материальное и создано руками человека. Ручные рубила, палки-копалки, костяные гарпуны, каменные топоры... Потом были глинянные горшки, тканевая одежда, бронзовые и железные мечи, копья, стрелы-луки... Короче, всё, чем работали, воевали, во что одевались, в чём жили... Потом приметами этой (материальной) культуры стали танки-самолёты, пушки-пулемёты, атомные бомбы, космические ракеты, лазеры-мазеры, компьютеры-транспьютеры... Всё это тоже материальная культура. Но уже - современная. Точно так же как когда-то ручные рубила и каменные топоры.
Но кроме материальной культуры различалась ещё духовная культура. Это вся совокупность накопленных знаний, литература, поэзия, музыка, короче, искусство. Кстати, лозунг "ИСКУССТВУ - ИСКУССТВЕННОЕ" - он ещё актуален в философии Синтона? Или уже устарел? А, Николай Иванович?
Ах, да, какие ещё бывают "культуры"? Ну, скажем, сельскохозяйственные культуры (растений). Или культуры бифидобактерий, кисломолочной палочки, кефирного грибка... Что их всех объединяет? А то, что это ИСКУССТВЕННО ВЫВЕДЕННЫЕ сорта, штаммы, породы...
Ах, да, есть ещё такое понятие "культурный слой". Ну, это когда проводятся земляные работы, и культурный слой составляют те пласты грунта, которые содержат в себе следы человеческой деятельности. Которые когда-то уже перекапывались, где могут встретиться предметы и их следы, являющиеся продуктами человеческой деятельности. Раскапывая кулютурный слой можно наткнуться на клад золотых монет, черепки каких-то сосудов, кладку кирпичей, свалку мусора или древний сортир... Видел я археологические раскопки, и древние сортиры там тоже были. Тоже культура, однако...
Таким образом, в самом широком смысле "культура" (включая атомные бомбы, литературные произведения и кефирный грибок) - это то, что искусственно создано руками человеческими и разумом человеческим. Короче, - ВСЁ ИСКУССТВЕННОЕ. Искусство - это тоже часть культуры, ибо искусству - искусственное. Противоположность культуре - Дикость. Дикие животные, дикорастущие растения, первозданные ландшафты... Короче, всё - естественное, природное. Хорошо это или плохо? По-моему, вопрос риторический.
А теперь подбираемся к религии. Если мы признаём, что религия - это неотъемлемая часть нашей культуры, то мы тем самым автоматически признаём, что она - ИСКУССТВЕННАЯ. То есть, придумана людьми. Если же придерживаться той точки зрения, что религия - сверхестественна (ниспослана непосредственно Богом, высшими силами), то она тогда, по идее, должна считаться вне-культурной. По определению. Тогда и такие понятия как "религиозная культура" получаются абсурдными и нелогичными - прмерно как "дикое искусство"... Ну, может быть намеренно-парадоксальное для хохмы или чтобы специально подчеркнуть уродливость, химеричность такого понятия.
|