TanakaЭто смешно, но три дня назад, когда я выкладывала свой последний пост, все выглядело гораздо проще, чем сегодня
Сейчас мне этот вопрос кажется более глобальным и мировоззренческим.
Я тебе напишу то, что три дня назад думала.
На примере взаимоотношений родителей и детей - ведь в книге коммунары считают себя чем-то вроде опекунов, а жителей планеты - своими подопечными или младшими братьями.
Ну вот представь, что в семье родители относятся к детям так, как Румата относился к жителям планеты. Основные чувства: брезгливость, отвращение, непонимание, в лучшем случае(!) жалость. Основные действия: вредить, мешать, расстраивать планы, бороться с неправильными действиями одних, спасать немногочисленных любимчиков. Какие дети вырастут?

Получается, что этих людей надо во-первых, принимать, относиться если не с любовью, то по крайней мере с приязнью, во-вторых это должно распространяться на всех: помогать, растить, воспитывать тоже надо всех, а не только угодных.
Как Румате полюбить этих людей, если он их терпеть не может? Он похоже не хочет их полюбить. Вообще, не понятно, зачем он туда пришел.
---------
Дальше идет уже сегодняшнее мое размышление. Извиняюсь за путанный стиль изложения.
Прежде всего, хочу уточнить. Я не знаю, как сделать всех счастливыми. Не уверена, что такое вообще возможно.
Я различаю "могу помочь" и "не могу не помочь". Они вроде бы очень похожи, но некоторая разница есть. В случае Руматы это было как раз "не могу не помочь".
Проиллюстрирую разницу на примере кормления апельсинами. Когда у меня есть много, очень много апельсинов, я сама могу съесть несколько. А с остальными я могу сделать все что угодно, они для меня не критичны, ни на что не влияют. Могу накормить еще кого-нибудь, могу просто выбросить. Это случай "могу помочь".
Случай "не могу не помочь" скорее описывается ситуацией, когда апельсин у меня нету вообще, я и сама голодаю, но глядя на другого человека, у меня сердце кровью обливается, как ему есть хочется, и я готова перевернуть небо и землю, чтобы помочь ему. Этот случай характеризуется тем, что у человека есть своя внутренняя проблема, он себя некомфортно чувствует, глядя на страдания другого, и он пытается от этого дискомфорта избавиться, поэтому помогает другому человеку.
Другими словами, у Руматы у самого проблема. Ему с самого начала книги хреново, противно и гадко на этой планете. Ему бы со своей проблемой разобраться. Но дело в том, что он не воспринимает ситуацию как свою проблему. Он ее воспринимает как проблему того общества, в котором он живет. Ну может так и есть, если мы вспомним сталинские репрессии, а книга Стругацких, как мне кажется как раз о них. Тут нужен комплексный подход.
Но давай пока абстрагируемся от сталинских времен. В книге Румата заведома обладает большими возможностями, чем остальные жители планеты, это во-первых. Во-вторых, зачем люди вообще пришли на эту планету? Ведь могли они заниматься зоологией, ботаникой. Звери между прочим тоже друг друга поедают, люди в большинстве своем не льют слезы по каждой погибшей лягушке. Да люди и сами убивают других животных. Почему именно книгочеев и ученых надо было спасать на этой планете людям? Я хочу сказать, что люди в данном случае решали какую-то свою задачу, которая не связана с жителями планеты напрямую.
Конечно, если Румата решит свою проблему, он возможно и не захочет ехать на эту планету и помогать кому-то там. Это похоже на равнодушие. Наверно, это и есть равнодушие. С другой стороны, как я уже говорила, Румата вполне нормально относится к убиванию животных, и совесть его совершенно спокойна на этот счет.
Невозможно помочь всем, поэтому человек выбирает помочь кому-то в чем-то. Но почему именно этому и именно в этом? И почему именно помочь, а не например победить всех на олимпийских играх или почему не шить одежду.
Получается, что надо переводить свое "не могу не помочь" в "могу помочь", т.е заиметь много апельсинов. Тогда голодание других людей перестанет быть для меня проблемой. Как только я вижу, что кто-то голодает - я ему апельсин - и все, проблема для меня решена. А я могу заняться другими делами.
Можно ли решить все свои проблемы?
Например, стать всемогущим, мир сделать идеальным. Малореальный вариант.
Еще вариант: перестать хотеть чего-то, перестать страдать по поводу себя ли, других ли – стать таким просветленным.
При этом, как сказал Бродский,
«
...мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
»
Это то, чего не мог принять Румата. Ну да, равнодушия ему не хватало.