Версия для печати
Журналы: Sergey -> Воронье гнездо
22 августа 2007
 08:05   Сказка о педагогике. Глава 5
5 Правдивая история детства
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: о чем молчит педагогика?

Каждая наука начинается со своей истории. В центре внимания вузовской теоретической педагогики всегда находятся педагоги прошлого и их теории. Ну что ж, история, как история, иногда даже интересная, но... Какая-то пресная. Описываются теории, но очень уж скупо повествуется о том, как жили современники педагогов, как они относились к детям. Создается впечатление, что отношения родителей и детей прошлого не так уж отличались от современных.
  • Конечно же, это впечатление обманчиво.

Ну да, Демокрит придавал большое значение личному примеру, Руссо – свободному воспитанию, а Лесгафт – воспитанию в семье. А современные педагоги (вот молодцы!) обобщили весь опыт прошлых поколений и, поэтому, стали самыми умными.
  • Ура?

Настоящая история практической педагогики – это история детства, история эволюции отношений родителей и детей. Эта история содержит много мрачных страниц, описывающих тысячи лет невежества и предрассудков.

Почему я считаю необходимым ознакомить читателей с этой мрачной историей? Не потому, что желаю шокировать вас. Я считаю, что, только зная прошлое, можно по достоинству оценить то, что мы имеем в настоящем.

Я изложу лишь основные факты из истории детства. С более подробной версией вы может познакомиться, прочитав книгу Ллойда Демоза «Психоистория» (главе «Эволюция детства»).

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд Демоз

  • В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.
В 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей
  • Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
  • Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
  • В средневековье, на смену убийству пришли другие способы отказа от детей. Ребенка отправляли к кормилице, в монастырь, в дом другого знатного рода в качестве слуги или просто продавали в другую семью.
  • Традиция отдавать детей была столь сильна, что существовала в Англии и в Америке до восемнадцатого века, во Франции - до девятнадцатого, в Германии - до двадцатого.
В 1780 г. глава парижской полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождается 21000 детей, из них 17000 посылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправляют в дома для младенцев, 700 вынянчиваются кормилицами в доме родителей, и лишь 700 кормят грудью матери.
  • Дети всегда и везде плохо питались.Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
  • Со времен Рима мальчики и девочки всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века все дети, за исключением разве что Членов королевской семьи, использовались как слуги. Лишь в девятнадцатом веке использование детского труда стало предметом обсуждения.
  • До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев.
Уже будучи королем, Людовик XIII часто в ужасе просыпался по ночам, ожидая утренней порки. В день коронации восьмилетнего Людовика высекли, и он сказал: «Лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли».
  • Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
  • Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей.
  • Когда наказание битьем стало выходить из моды, потребовалось другие наказания, чтобы делать детей послушными. К примеру, в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало очень популярном запирать детей в темноте.
  • Еще с древних времен чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.
  • В средневековье детей часто выводили всем классом из школы, чтобы они посмотрели на повешение, родители также часто брали детей на это зрелище. Считалось, что вид казней и трупов полезно для воспитания детей.
  • Одно время, роль «пугала» для детей брала на себя церковь.
После Реформации сам Бог, который «обрекает вас геенне огненной, как вы обрекаете пауков или других отвратительных насекомых огню», был главным страшилищем для запугивания детей.
  • Когда церковь перестала возглавлять кампанию по запугиванию, появились новые страшные персонажи: приведения, вервольфы и др.
«Нянька взяла моду утихомиривать капризного ребенка следующим образом. Она нелепо наряжается, входит в комнату, рычит и вопит на ребенка мерзким голосом, раздражающим нежные детские уши. В это же время, подойдя близко, жестикуляцией дает понять ребенку, что он будет сейчас проглочен».
  • Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
  • До двадцатого века маленьких детей было принято оставлять одних. Родители редко заботились о безопасности детей и предотвращении несчастий.
  • До восемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а ставили им вместо этого клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное, независимо от того, были ли они здоровы или больны.
Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым. То, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, означало, что на самом деле где-то в глубине он плохо относится к окружающим.
  • Известный педиатр восемнадцатого века Уильям Бачэн сказал: «Почти половина человеческого рода погибает во младенчестве из-за неправильного ухода или его отсутствия».


Комментарии :0

Нет комментариев к выбранной записи.

mJournal v1.05   © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru