Версия для печати
Журналы: Sergey -> Воронье гнездо
21 августа 2007
 09:35   Сказка о педагогике. Глава 4
4 Практическая педагогика
(чтение лучше начинать с первой главы - см ниже)

Эпиграф: теория без практики мертва.

Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его.

Что же получается? Может быть, педагогика – это не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься.
  • Рассуждения в таком стиле не редкость среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат просто как отмазка, оправдание своей некачественной работы.

Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта, пускай художника из него не получится, но рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников».

Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен.
Как бы вы оценили качество обучения в этой школе?
  • Фигня.

В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

Если теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, это не значит, что их нельзя найти в других источниках.

Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:
  • Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
  • Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
  • Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
  • Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
  • Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
  • Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
  • Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»

Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.

Комментарии :4

Написал: Пантерка - 09:01 22/08/2007
Сергей, а про какой ВУЗ ты говоришь?

Написал: Sergey - 09:22 22/08/2007
Пантерка, переформулируй свой вопрос в утверждение. icon_wink.gif

Тебе известен ВУЗ, где на занятиях педагогики объясняют не только теории, классификации и запреты, но и как общаться с детьми?

Написал: Весна - 09:18 24/08/2007
Сергей, браво! Я снова тобой искренне восхищаюсь icon_love.gif appl.gif
Прочитала четыре главы (смотрю, ты уже дальше выкладываешь, прочитаю позже), и вот с чем я абсолютно согласна (выделяю жирным):

Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.

Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как педагогика успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики.

Практикам остается лишь биться головой о стенку. Или просто обходить педагогику стороной.


Я тоже училась в педвузе. И преподавали нам именно теор.педагогику, я ничего, ну абсолютно ничего полезного из этих занятий не вынесла - более того, я ничего не помню!!! Пустота вместо знаний по педагогике ((

Через пару лет после окончания вуза я наткнулась на развале на книгу Пидкасистого, которого нам так рекомендовали в вузе, и купила ее. Думала, что почитаю, когда буду беременна... Ведь меня как будущего родителя действительно волнуют вопросы воспитания своих детей. Мне не хотелось бы совершать серьезных ошибок, и хочется быть хоть сколько-нибудь подготовленной к новой роли и новой работе... icon_rolleyes.gif icon_shuffle.gif
Спасибо тебе heart.gif

Написал: Sergey - 22:39 25/08/2007
Благодарю, Весна! user posted image
Мне вообще приятно читать твои комментарии . icon_love.gif


mJournal v1.05   © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru