Версия для печати |
Журналы: Jara -> Тому, кто счастье нашел в этом мире, Нечего бояться и можно идти в другие. |
24 августа 2009 |
10:02 К. Прайор "Не рычите на собаку" |
Часть 2 (окончание). А как насчет того, чтобы формировать свое поведение? Существуют всевозможные программы изменения собственного поведения: бросаем курить, следим за своим весом и т.д. Их трудность состоит в том, что вы должны сами себе давать подкрепление. Когда вы подкрепляете сами себя, исчезает элемент неожиданности - ученик всегда знает, чего стоит тренер. Читать дальше |
Комментарии :1 |
Написал: Jara - 10:15 24/08/2009 |
Любая программа самовоспитания может служить лишь некоторым людям. Другие могут добиться успеха, только попробовав три или четыре различные программы или после нескольких повторений данного метода. Люди могут успешно изменить свою привычку, но вряд ли это получится с первого раза. Некоторым может в значительной мере помочь внушение или самовнушение. Не всегда результаты самообучения проявляются сразу; некоторые начинают давать результаты только примерно через год. Наиболее успешным приемом самоподкрепления является постоянная регистрация результатов. Нужно вести регистрацию так, чтобы улучшение было видно сразу. Например, график успехов. Хотя это само по себе является слабым, медленно действующим подкреплением, оно создает достаточную мотивацию, чтобы продолжать занятия. Одним из видов формирования собственного поведения, который прекрасно работает, является обучение с помощью компьютера. В программу компьютера могут быть заложены забавные подкрепления, и вследствие этого обучение идет быстро и весело. Выработка поведения без помощи слов Если словесные способы формирования не работают. Например, неаккуратный сосед по квартире, на которого не действуют уговоры и замечания. Вы должны наметить план выработки, начальный и промежуточные ходы, при помощи которых вы достигнете желаемой цели. Например, чтобы грязное белье каждый раз клалось в корзину, вы можете начать с одного носка и в один прекрасный день "направить" поведение, открыв крышку корзины и сделав так, что носок вот-вот выпадет на пол. Подкрепление может быть словесное, тактильное или любое другое, которое, как вам кажется, скорее всего найдет отклик или будет благосклонно принято вашим соседом. Люди не глупы, они изменяют свое поведение, чтобы получить подкрепление. Даже если раскидывание грязных вещей является своеобразным актом агрессии в отношении вас ("Собери мою одежду, пижон!"), используя положительное подкрепление, вы можете получить устойчивый и зримый процесс в сторону, которую вы считаете приемлемым уровнем аккуратности. Однако в использовании процесса формирования существуют две ловушки. Первая состоит в том, что легче заметить ошибки, чем улучшение, и поэтому для таких вербальных существ, каковыми являемся мы, гораздо проще негодовать, когда критерий не достигнут, чем давать подкрепление, когда он достигнут. И это может свести на нет прогресс. Вторая состоит в том, что если вы предполагаете сформировать чье-либо поведение, то очень заманчиво поболтать об этом. А такие разговоры - могут все разрушить. Если вы говорите: "Ты получишь награду" - вы лишь совершаете подкуп или даете обещание, а не истинное подкрепление; при обучении, идущем по вашему плану, человек может иногда ему сопротивляться. Чтобы добиться результатов, надо осуществлять формирование поведения, а не говорить о нем. Если вам удалось сформировать чье-либо поведение, то в дальнейшем также лучше этим не хвастаться. Некоторые этого совершенно не понимают и постоянно подчеркивают свою роль - в лучшем случае это проявляется в опеке, а это лучший способ нажить себе в лице субъекта врага на всю жизнь. Кроме того, если вы помогли кому-то улучшить какой-либо навык или избавиться от плохой привычки, меняя в качестве подкрепления собственное поведение, на кого падает основная тяжесть работы? На субъекта. Умные родители никогда не раззванивают повсюду о том благе, которое они совершили, воспитывая своих детей. Во-первых, мы все знаем, что эта работа никогда не кончается, а во-вторых, дети заслуживают похвалы - хотя бы за то, что выдерживают все педагогические ошибки, которые мы совершаем. Так как формирование поведения людей может или даже должно происходить в несловесной форме, то некоторые воспринимают это как своего рода злонамеренные манипуляции. Причина того, что формирование должно быть невербальным, состоит в том, что мы имеем дело с поведением, а не с идеями, и не только с чьим-нибудь поведением, но и со своим собственным. Неизвестно кто больше обучается в процессе формирования, вы или тот кого вы обучаете. Это процесс взаимный, как танец. Однако поскольку вы можете формировать поведение людей без того, чтобы то, что вы делаете, доходило до их сознания, и поскольку, не имея формального согласия на то, чтобы быть обученным, как это бывает при уроках игры в теннис, то не возникает ли возможность заставлять людей совершать и ужасные вещи? Конечно,ДА, особенно если вы в качестве отрицательного подкрепления используете такие резко неприятные стимулы, которые вызывают истинный страх и даже ужас. В лабораторных условиях психологи обнаружили феномен названный "выученная беспомощность". Если у животного нет абсолютно никаких способов избежать, например, удара тока, оно постепенно прекращает все попытки отделаться от неприятности. Оно становится полностью податливым и пассивным, и может лежать и получать наказания даже тогда, когда снова появляется путь к свободе. Аналог этого феномена есть и у людей. Если человек подвергается строгой изоляции и неизбывному страху или боли, и если неприятные стимулы в последующем используются в качестве отрицательного подкрепления, то в тех случаях, когда человек может избегнуть или прекратить их действие, изменив поведение, - ну, тогда... животные обычно погибают, а люди оказываются более стойкими, и некоторые начинают делать все что угодно, чтоб избежать отрицательного подкрепления. Фотографии заложницы, держащей автомат, тому доказательство. Не лучше ли каждому из нас в качестве защиты понимать, как действуют законы формирования поведения? |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |