"Он сел и сразу уловил тонкий запах духов. «Ланком»? «Бьяджотти»? Он прикрыл глаза. Нет, пожалуй, «Бьяджотти». Духи уже давно оказывали на него особенное воздействие. Они как сообщение, которое некто хочет передать. И тут язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь. В духах есть некий иррациональный, таинственный элемент. «Шанель№5», «Л’’эр дю Тан» или «Поем» подобны стихотворению, которое женщина носит на себе. А некоторые духи безумно эротические, притягивающие. Они заставляют оглянуться, а то и пойти за женщиной, которая ими душиться. Он вспомнил, как два года назад был в Прадо. И вдруг мимо него прошла женщина в черной шляпе, и его мгновенно окружил какой-то мистический аромат. Он тотчас забыл об Эль Греко, Гойе и прочих мастерах и последовал за этой женщиной. А сейчас он подумал, что за женщиной, которая сидела тут до него и оставила свой запах, он тоже захотел бы пойти".
"Он щелкнул по карточке и прочел. И сразу почувствовал, что задыхается. Тревога, страх и стеснение в грудной клетке. У него дрожали руки. Он-то думал, что это уже прошло, присыпанное толстым слоем песка событий его жизни, с лихвой искупленное всем, что он пережил после тех дней. Однако запись в боли в одной пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в других. Он прочел это одно – единственное предложение, и все вернулось. С тем же отчаянием, болью слезами, неконтролируемыми подергиванием век, стискиванием кулаков и бессилием. Точно также. Как тогда, он почувствовал солоноватый привкус крови из прикушенный губы. Короткое, неглубокое дыхание. Это вернулось с абсолютным всеми симптомами".
|