Версия для печати |
Журналы: Изюминка -> Цель - жить счастливой, здоровой жизнью, наслаждаясь собой |
27 февраля 2009 |
15:29 Проявление характера в речи. Внутренний монолог |
"Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое. Потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманкой пустых и неблагодарных; из них я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни". Лермонтов "Герой нашего времени". |
Комментарии :1 |
Написал: Изюминка - 15:34 27/02/2009 |
Проявление характера в речи многозначны. Поэтому неправильно было бы судить о характере человека по каким-либо отдельным сторонам его речи. Необходимо всякий раз иметь ввиду разнообразные стороны этой речи и рассматривать их не изолированно, а в связи с другими проявлениями характера. Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Человек может пережить сильную душевную бурю, которая остается известной только ему одному - она выражается во внутренней речи, часто принимающей форму внутреннего монолога. Такие монологи, как имеющие большое характерологические значение, часто встречаются в художественной литературе. Возьмем для сравнения исповеди перед собой в ночь перед дуэлью двух литературных героев: Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова и Лаевского в повести Чехова «Дуэль». Вспомним, что переживал перед дуэлью Печорин. Господствующие темы в его мыслях: непостоянство счастья, цель и смысл жизни. «Что же думал он, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на балу, который не едет спать только потому. Что еще нет его кареты. Но карета готова… Прощайте!» И далее известны слова: « Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала и , верно, было мне назначение высокое . потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманкой пустых и неблагодарных; из низ я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни». Белинский, анализируя тип Печорина, кратко определил ту болезнь характера, которой страдает лермонтовский герой. Болезнь эта- «апатическое охлаждение к благам жизни вследствие невозможности предаваться им со всей полнотой. Отсюда: томительная бездеятельность в своих действиях, отвращение ко всему делу, отсутствие всяких интересов в душе, неопределенность желаний и стремлений, безотчетная тоска, мечтательность при избытке внутренней жизни». Интимные переживания Печорина перед дуэлью – одно из наиболее ярких проявлений характера Печорина. Посмотрим теперь, что характерно для переживаний Лаевского вечером и ночью перед дуэлью. В этих переживаниях немало лиризма: потребность писать матери, воспоминание самых светлых эпизодов детства, грусть при мысли о своей ненужной, лживой жизни. «Что в моем прошлом не порок?» - спрашивал он себя, стараясь уцепиться за какое-нибудь светлое воспоминание, как подающий в пропасть цепляется за кусты. Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность – трудом, скуку – радостью, он вернул бы чистоту тем у кого взял ее, нашел бы бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. И от того, что это невозможно, он приходил в отчаяние». В этих переживаниях Лаевского отразились различные черты его характера: гнетущее сознание бесплотности и лживости своего существования, сознание обреченность и вместе с тем черты душевной мягкости и лиризма. В ночь перед дуэлью как Печорин, так и Лаевский выносили суровый приговор своей жизни, но в одном случае это был приговор сильного и властного человека, а в другом – слабого, жалкого и несчастного. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |