В ночь на 2 мая 1915 года на участке Тухов-Горлица началось наступление немецкой армии. Ураганный огонь тяжелой артиллерии кромсал людей. Остальные спасались бегством. Некоторые офицеры пытались удержать отступление. Ища выхода, они вспоминали исторические примеры: Цезарь остановил бегство легионов, выйдя им навстречу и спокойно сказав: - Не в ту сторону, солдаты, наступаете. Суворов во время одного отступления бежал рядом, смешил солдат и кричал: - Заманивай их, братики, заманивай! Полковник скомандовал бегущим: - Стой, скидывай сапоги! Часть остановилась, начала покорно разуваться. Остановка сейчас же отрезвила людей.
Но исторические примеры на данном этапе были бесполезны. Русская армия не имела снарядов и патронов. Командирам гаубичных батарей запрещалось, под угрозой полевого суда, расходовать больше десяти снарядов в день! Было это за Холмом, после переброски гвардии из-под Ломжи. Пошли в бой. Снарядов нет. Отступили. Но донесение было изумительно: - Наши части отбились бы за неимением снарядов и патронов - камнями, но так как почва здесь песчаная, то сделать это не представлялось возможным.

Иван Иванович Кутайсов (1759-1834), пленный турчонок, отданный в камердинеры, а затем в брадобреи наследнику престола Павлу Петровичу, вскоре ставший графом и камергером, одним из первых лиц в государстве, однажды шел с Суворовым по коридору Зимнего дворца. Вдруг Суворов остановился и стал низко кланяться одному из истопников. - Что вы делаете, князь! - заметил Кутайсов Суворову, - ведь это - истопник. - Помилуй Бог, - ответил Суворов, - ты - граф, я - князь; при милости царской не узнаешь, что этот будет за вельможа, так надобно задобрить его вперед.
|