А я нашла еще одну цитатку ( не Миро ) Все о том же, о наболевшем... Треугольник Карпмана по сравнению нервно курит в сторонке ( ну мне так кажется)...
| Цитата | Как не стать участником травли - мануал Существует множество статей и инструкций, касающихся важного вопроса - как не стать жертвой травли. Пишутся списки того, что нужно делать и чего не нужно делать; проводятся исследования "стимулов", на которые реагирует толпа, пишутся "рекомендации по избежанию..." и проч. и проч. Всё это прекрасно, и в таких материалах бывает много полезного. Только одно там лишнее. Фокус ответственности во всех подобных текстах - на жертве (чем не угодила, что не сделала, как ошиблась) и советы даются только жертве, остальных участников схемы - как будто бы вообще не существует.
Между тем, жертва травли никогда сама не принимает решение о её начале. Даже если в её поведении есть виктимные элементы, даже если есть провокации. Травлю всегда начинает – и поддерживает - кто-то снаружи, в толпе. И я думаю, что нужно написать мануал для "толпы" – для всех ролей, на которые раскладывается группа при возникновении травли. Пусть он станет "рекомендацией по избежанию" - для тех, кто готов поместить фокус ответственности за свои поступки в правильную точку. На себя. Возможно - для тех, кто уже имел опыт участия в травле или наблюдения за травлей. А также, для тех, кто чувствует в себе "что-то не то", и хочет это поменять. Для тех, наконец, кто достаточно смел и устойчив, чтобы признать в себе это "не то", и хочет посмотреть в бездну, которая там, внутри. Вряд ли таких людей будет много, но мануал всё равно должен быть. Потому что так - правильно.
Погружаемся?
1. Небольшой, но важный ликбез
Слово "травля" в русском языке изначально было термином, относящимся к классической охоте, и обозначало это слово преследование зверя сворой собак. В дикой природе есть взаимодействия, которые тоже можно назвать травлей – это всегда акт или серия актов группы против одного. Да и в целом в этом явлении много "животного", поэтому его исследование проводится, в числе прочих специалистов, этологами.
Изучение травли как явления в человеческих коллективах (хейзинга, моббинга, буллинга) началось довольно поздно, в 70-х гг., хотя само явление существовало, думаю, столетия. Поэтому накопленная база знаний не сказать, чтобы очень большая, и всё ещё происходят революционные открытия, ставящие ранее известные схемы с ног на голову.
Определение травли в его современном понимании включает следующие обязательные признаки:
- повторяемость; - умысел; - превышение количеством; - агрессию.
Считается, что суть травли – в перераспределении власти, и целью её является вызывание у жертвы страха.
2. Роли
При травле коллектив "разбивается" на пять подгрупп, по ролям, которые люди принимают на себя. Число принявших на себя какую-то конкретную роль может быть неодинаковым. Для травли в её классическом понимании число групп 1+2+3 должно быть больше, чем 4+5.
1 Инициаторы
2 Помощники
3 Наблюдатели
4 Защитники
5 Жертвы
Если травля происходит не в стихийном коллективе, а в группе, которая имеет формальных лидеров (школа, институт, рабочие коллективы, форумы с модерацией и т.д.) – то эти лидеры, отрицающие проблему, считаются принадлежащими к группе 3 и "весят" в ней очень много, так много, что одним своим нахождением там - могут сильно изменить "распределение сил" (это работает и наоборот, в случае активного поведения лидеров в ролях 2 или 4).
Итак, к "активным" участникам травли, без сомнения, относятся представители групп 1 и 2. К "пассивным" участникам травли – представители группы 3. Почему наблюдатели тоже считаются участниками? См. ниже.
3. Мануалы для каждой из ролей, с объяснениями и факторами риска попадания в эту роль
А. Инициаторы
Многие исследования выявили любопытный факт: частенько инициаторы, в общем-то, сами ничего и не делают. Они умело "заваривают кашу" и "подливают масла в огонь", а все действия и вся фактическая ответственность за них – у помощников (почему-то оказались подходящими кулинарные метафоры, и они жутковато звучат в контексте обсуждаемого явления). То есть, инициаторы, затеяв травлю - часто остаются в стороне от собственно её эпизодов, остаются "чистыми" (хотя и не всегда, и не все). Думаю, в связи с этим уместно будет разделить инициаторов на активно-агрессивных и пассивно-агрессивных.
Типичные психологические черты:
- высокая агрессивность (и своя, и большая терпимость к агрессивному поведению вообще) - большая потребность во власти и подчинении других - импульсивность, т.е. мгновенное действие в случае каких-то чувств или желаний, без обдумывания, осознавания и контроля - отсутствие сочувствия, жалости и эмпатии к людям, или сложности с этим - ценность "правды", "справедливости" или "возмездия" как высшей цели, оправдывающей средства.
Раньше считалось, что инициаторы имеют пониженную самооценку и таким образом маскируют её. Однако, исследования последних лет это опровергли. Типичный инициатор имеет скорее высокую самооценку и вполне уверен в себе. Да и с импульсивностью всё не так просто: в значительной части исследований обнаружилось, что инициаторы травли действуют спокойно и осознанно, то есть, имеет место скорее жестокость и садизм, чем слабость самоконтроля.
Вы в группе риска попадания в эту роль, если:
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли - у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия - у вас бывают приступы сильной, "звериной" агрессии, с которой вам сложно или невозможно справиться - вам очень важно занимать лидирующую позицию в группе - вам доставляют удовольствие чужие страдания (т.е. есть садистический радикал) - у вас вызывают сильную злость люди, выделяющиеся из толпы и отличающиеся от вас - вы согласны с тем, что существуют действия, за которые травля является адекватным наказанием или реакцией.
Б. Помощники
Сюда относятся не только те, кто по свистку инициаторов бросается делать собственноручно всю "грязную работу"; но ещё и те, кто активно поддерживает инициаторов в целом – часто они не участвуют в травле, но и не критикуют её, будто её не существует – зато регулярно и добросовестно выражают одобрение и дают мощную поддержку инициаторам в каких-то других вопросах. Так что, тут тоже будет разделение на две группы: активные помощники и пассивные помощники.
Типичные психологические черты:
- страх перед группой (да-да, огромный процент добросовестных активных помощников занимается отведением агрессии от себя, и они все уверены, что чем лучше будут мучить других, тем безопаснее для них) - потребность в самоутверждении, при этом недостаток энергии для собственной инициативы в этом направлении - зависимость от мнения других (в частности, более сильных - инициаторов), недостаточная индивидуализация ценностей и поведения - склонность к снятию с себя ответственности ("она спровоцировала", "меня разозлили") - дефицит ментализации, то есть способности устанавливать сложные связи между чувствами, мыслями, поступками и их последствиями - низкая способность к эмпатии, сочувствию, жалости (как вариант – садистический радикал, как и у инициаторов)
Вы в группе риска попадания в эту роль, если:
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно) - у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия - вам важно быть признаваемым(ой), популярным(ой) в группе - вы легко "заражаетесь" чужими эмоциями и состояниями - вам комфортно в роли управляемого(ой) и вы любите подчиняться правилам - вам нравится культ "агрессивной маскулинности" (для мужчин) или идея "клубка целующихся змей", "змеиного гнезда" (для женщин)
В. Наблюдатели
Как я уже упоминала выше, наблюдение за травлей – это, к сожалению, вовсе не равнодушие и не выражение позиции "я такое не поддерживаю". Травля относится к группе явлений, при которых нейтральная позиция попросту невозможна, и если она кажется таковой, если кажется, что это работает против травли - это иллюзия, способ психологической защиты. При этом, для ролей 1 и 2 молчаливое наблюдение, фактически, является разрешительным: "мне достаточно комфортно от происходящего, чтобы я оставался безучастным". Кроме того, наблюдатели никогда не бывают по-настоящему равнодушны внутри: наблюдая унижение и страдание члена группы, они испытывают гамму сильных чувств. По этим чувствам я бы тоже разделила наблюдателей на две группы: потенциальные помощники, и потенциальные защитники.
Типичные психологические черты:
- страх предъявляться группе (иногда – страх предъявляться в контакте вообще) - обесценивание, как ведущая психологическая защита (снижают "вес" и хорошего, и плохого) - высокая терпимость к собственному дискомфорту - типичная реакция на стресс в форме "замри" (а не "бей" или "беги")
Вы в группе риска попадания в эту роль, если
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно)- - у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия - вы убеждены, что защита жертвы травли всегда приводит к обращению травли на защитника - вы нашли у себя что-то из перечня психологических черт Инициатора или Помощника, но вам тяжело это признать - вы "тихоня" и стараетесь особо не высовываться - в идеале, никогда
Вот, собственно, это и есть мануал. Осталась совсем небольшая часть – а что, собственно делать тем, кто у себя что-то из перечисленного нашёл, признал, и хочет этим заняться? А вот что.
В мире не так уж много работающих программ профилактики и снижения вреда от травли. Одна из них реализована в Норвегии на уровне государства, у неё очень хорошие результаты (гуглить "программа Ольвеуса"). Её фокус - уменьшение "наград", получаемых активными участниками травли. Это одно из главных, действительно эффективных направлений профилактики. Поэтому, 1) ищите выгоды, которые вы получаете, находясь в ролях 1, 2, 3. И ищите способы получать их по-другому, или отказаться от них.
Часто помощники или наблюдатели сами в прошлом были жертвами травли или насилия. (Инициаторы – крайне редко) С этим связано их поведение, они напряжённо пытаются пережить непроработанный травматический опыт иначе, не так, как тогда. Закрытие гештальта подобного плана крайне желательно делать у специалиста, так как простой повтор сценариев с другими ролями - малоэффективен. Поэтому, 2) идите на контакт со своими травмами и непережитым опытом, в кабинете у психотерапевта. Это поможет вам и в целом, причем, гораздо больше, чем потенциальным жертвам вашей возможной травли.
Наше поведение может быть следствием неосознаваемых или отрицаемых личностных черт. Например, признать у себя садистический радикал удаётся очень и очень немногим. Это не значит, что он мало у кого есть – наоборот, иногда возникает ощущение, что буквально у каждого второго, но согласиться с его наличием настолько страшно, стыдно, и так сильно нарушает "образ Я"... К сожалению, от подавления и отрицания ничего не исчезает, наоборот, может приобретать сильно неприятные формы. Поэтому 3) не старайтесь "убирать" некрасивые части из себя путём отрицания и подавления, а инвестируйте в то, чтобы быть с ними в диалоге, в контакте, в мире. Чтобы вывести их из "серой зоны" и уметь с ними обращаться. Наилучший способ для этого – психотерапия, но помогает и просто самоисследование и честность с собой.
А вместо заключения я напишу, зачем появился этот текст. Вопрос не праздный – ведь обычно агрессоры не только не хотят ничего менять, но и вообще отказываются осознавать и признавать происходящее, даже в мелочах. Поэтому такой текст может вызвать разве что злость, но никак не результат. Так почему? Я отвечу.
Я верю в людей. В терапию, как ни странно, приходят не только жертвы (хотя, жертвы чаще). Но всё же приходят и агрессоры тоже, и бывшие инициаторы буллинга, и люди с опытом участия в травле. Даже бывшие преступники, в общем-то, приходят. Приходят они не просто так. Они хотят что-то поменять, и они готовы для этого что-то делать – удивительно, но они могут это делать, и делают. Они меняются сами, и меняют среду вокруг себя на более здоровую. Другой человек становится для них ценным, они начинают чувствовать стыд и признавать ущерб, и могут делать экологичные, безопасные выборы в дальнейшем. Это не массовое явление, но оно существует. Я верю в то, что его масштабы будут расти с ростом осознанности у людей. А также верю в то, что если человек действительно захотел измениться – те пятна, которые он на себя успел поставить в прошлом, уже не сделают его полностью чёрным.
Да, травлю никогда не получится полностью преодолеть – это невозможно. Речь лишь о повышении осознанности в нас самих, о понимании и признании чего-то в себе. Как известно, гораздо более опасно неосознаваемое, потому что оно становится таким хвостом, который виляет собакой.
Можно сказать, я этим текстом предлагаю всем читателям обернуться, и посмотреть на свой хвост.
Может быть, он обычный, а может быть, такой, что его обладатели имеют повышенный риск попасть в свору |
И комментарий мне очень понравился один: "Связи материальны В данном посте обрисована типичная картина активности дарвиновского естественного отбора по принципу делегированности особи в поля обоюдокомплиментарного подтверждения. И всякая особь , не интегрированная в систему сложившихся связей отчуждается, стигматизируется и изолируется (С блокировкой репродуктивности, изгой ставится в положение шахматного цуцванга, каждое его движение - шевеление , (не важно правильное или неправильное) приводит к одному результату, дальнейшему сползанию в пропасть отчуждения и изоляции). Так работает механизм естественного отбора уже миллионы лет, (с момента формирования видов ранних гоминид) задолго до формирования современного вида хомо сапиенс. Васильев Григорий автор антропологического исследования "ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ"" И своими словами То есть травля это не потому, что кто- то что-то делает или говорит не правильно, это потому что особь не вписалась в существующие в группе связи, которые есть обязательно. Эти связи собственно и формируют группу. А если особь в связи не вписалась, то в группе ей делать нечего... |