Смотрела тут кино "Франц и Полина"... Сильное кино.. мне понравилось, по крайней мере.. Режиссер Алесь Адамович.. Съемки такие- медитативные- природа.. деревня... война... Речь как буд то за кадром, и актеры- как будто не играют а живут в кадре.. Бабульки- самые натуральные, мне показалось что это и не актрисы даже... Сюжет , значит, такой... Белорусская деревня, занятая фашистами.. в каждой избе -немцы-квартиранты... Начинается фильм затишьем, т.е. боев нет, немцы просто живут в деревне.. купаются с деревенскими мальчишками, работают в огородах- помогают своим хозяевам по хозяйству... Интересный момент- как они разговаривают с местными жителями- на немецком- а простые деревенские люди их не понимают- но все делают правильно- действует какая то невербальная система связи.. Все по доброму, все хорошо.. НЕмцы - люди культурные, простотак никого не обижают.. Начало фильма- понравилось.. НА речке-стайка голых мальчишек купается, смеется, брызгается, ныряет-вообщем жизнь в своем проявлении- энергия, солнце, природа.. И среди маленьких тел встречаются большие- сильные, стройные,мускулистые- красивые- и купаются они красиво- прыгают - летят над водой- вообщем -есть на кого посмотреть и с кого взять пример- мелким... Только когда большие начинают одеваться в кадре крупным планом проскальзывают- нашивки на их мундирах- свастики и значки СС.. Т.е.намек понят- конфликт между человеческой природой , инстинктами и телесным выражением- и всем что поверх инстинктов- сознание, социальные программы, установки.. В одной избе, где остались мать с дочкой- два постояльца- два солдата- один средних лет, а другой- парень-20 лет... А дочке- лет 17... Самое интересное, что они слова друг друга они не понимают вообще, они общаются так.. и даже не жестами.. они понимают друг друга без слов... Ну конечно Франц смотреть спокойно на дочку ( Полину)не может.. Он вообще на нее смотреть не может.. Он забывает все свои социальные установки, он забывает кто он и кто она.. ЕМу его напарник что то высказывает (по немецки, без перевода-я не поняла, но ясно что советует ему не идти на поводу чувств, что скоро они отсюда уйдут, а деревню вместе с жителями сожгут) ... А Полине - мать высказывает, мол что крутишь задом- не понимаешь что это фашист?.. Но это не помогает.. природу не перекричишь.. Показывается как Полина идет за яблоками- она в принципе специально никому глазки не строит. она даже отталкивет его и грубо с ним разговаривает.. но она это делает так- что это в его ушах звучит сладкой музыкой и уйти от нее у него нет сил.. Вот это, я понимаю, любовь... Интересно что одета она - никак- на голове- платок, телогрейка, на ногах галоши- но Франц смотрит на нее как на супермодель.. Т.е.голос природы не нуждается в дополнительных украшениях.. Вообщем когда деревню сожгли и немцы уехали- Франц- спрятался сам и спрятал Полину с матерью , снял солдатсткую форму и переоделся в деревенское- и стал беспомощным пареньком- которого не принимают ни советские ни фашисты- он отказался от всех социальных наслоений на свою человеческую природу.. он не смог с ней справиться.. Мать- собрав косточки своих близких- и передав Францу- закопать- умерла.. Они остались одни- мужчина и женщина- не связанные друг с другом ничем кроме самой древней связи .. перед лицом смерти, голода, леса, прочесываемого то фашистами, то партизанами.. И главное, что Франц понимал что не может для Полины сделать ничего- он здесь- гость, незваный, и сказать о любви он не может, и в лесу выжить он не может.. И в этих условиях- мокрые, глодные, в кольце врагов, зверей и замерзающие- они забывали обо всем- потому что было одно счастье , перекрывающее все эти несчастья- в сто раз более сильное- любовь.. ДЛя нее он становился из слабого и дрожащего- боящегося- сильным, добывающим пищу и тепло..- для нее он вырывал у смерти себя и ее.. И постоянно жизнь ставила их перед вопросом- почему, когда хочется просто жить и любить, нужно кого то убивать.. убегать, и бояться.. Вообщем все это наводит на мысль, что любовь, как сила, порождающая жизнь,- тем сильнее, чем более опасны для этой самой жизни обстоятельства.. Это как противовес, который вытаскивает из небытия и сопротивляется силам, толкающим в небытие.... |