Пока я учился математике и физике, я часто слышал от различных преподавателей идею о том, что критерий истинности к определениям неприменим вообще. По некоторым размышлениям я согласился с этой точкой зрения и теперь эта идея моя.
Определения бывают удобные и неудобные (ну или полезные и бесполезные). Если кто-то хочет определить нечто А таким образом, чтобы это А можно было использовать в его научной теории, то достаточно, чтобы определение было непротиворечивым. В остальном автор волен трактовать А таким образом, каким считает нужным (удобным). И все действия (логические, арифметические, умозрительные, и т.д.), которые он собирается делать над А, и все следствия, которые он собирается получить будут связаны исключительно с А в рамках данного определения.
Вопрос о правильности и неправильности встаёт только когда два (разных) автора дают несовпадающие (посимвольно) определения А. Может возникнуть ситуация, когда оба автора будут утверждать, что их определение верно, а чужое - неверно. На самом деле оба определения правомочны - просто авторы определили различные объекты (сущности, действия,...) А1 и А2. В математике это вопрос решили довольно просто: когда упоминают А, также уточняют чьё определение используют (интеграл Ньютона, интеграл Римана, предел последовательности по Коши, и т.д.). При этом определения могут быть полностью тождественными (таких много, существуют целый класс теорем доказывающих тождественность определений), полностью нетождественными (в математике таких не припомню, но в физике иногда встречаются), тождественными в одних случаях и нетождественными в других (характерно для неестественных наук), а также одно определение может быть частным случаем другого (те же интегралы по Ньютону, по Коши,...). Может ещё какой-то случай бывает - я не придумал.
Возможно, такой подход может оказаться полезным не только для естественных наук.
По крайней мере ничего более удобного в голову мне не приходит.
А теперь приятные следствия.
Если мы хотим создать образ чего-то злобного, ненавидимого всеми, вызвать отвращение (вот видишь, как это плохо - никогда так не делай), то определяем явление - манипуляцию - используя исключительно негативные характеристики.
Когда хотим создать образ чего-то исключительно полезного и необходимого, естественного (все это уже делают, поэтому давай учись делать так же), то определяем Манипуляцию, наделяя это явление естественными и полелзными свойствами.
А вот захотели мы построить теорию о МАНИПУЛЯЦИЯХ, которая будет полезна нам в дальнейшем - определяем МАНИПУЛЯЦИЮ, как явление, обладающее набором свойств, полезных нашей теории. Хотим безоценочную теорию - даём безоценочное определение, хотим оценок - даём оценки.
Рассматривая ситуацию с такой позиции, я вижу отрывок Николая Козлова о манипуляциях как некую попытку систематизировать наборы мотивов, которые управляли авторами, когда они пользовались буквосочетанием "манипуляция".
Не вдаваясь в сложности поиска удобного определения манипуляции, отмечу, что в данном тексте определение номер 1 (даже с поправкой) включает в себя все остальные полностью. Определения номер 2 и 3 включают друг друга частично (существуют ситуации, когда определения друг другу противоречат) и степень включения лично я бы оценил как 1/2. Определение номер 4 является частным случаем определения номер 3 и парктически полностью противопроложно определению номер 2.
Николай Козлов предложил вопрос: "Содержит ли это определение элементы скрытого влияния на сознание читателя? Можно ли назвать само это определение — манипуляцией?"
Я предлагаю ответ. Скрытое влияние в определении номер 4 содержится. Манипуляцией данное определение можно назвать только в смысле определений 1 и 2. Однако, оно
не является манипуляцией по определениям 3 и 4. Обоснований не привожу, поскольку лично для меня они довольно понятны.
А теперь вдамся в сложности поиска...

Как я понял из "Цитирую Е.Доценко", единого сколь угодно устоявшегося определения манипуляции пока не существует, тем не менее существуют характеристики, которыми этот термин наделяют. Отбросив единичные, оставил часто встречаемые.
1. Скрыто, неявно, обман 1, 3, 4, 5, 7, 9
2. Эксплуатация, господство 1, 2, 10
3. Управление, контроль 2, 10
4. Принуждение, применение силы 3, 9
9. Использование другого в качестве вещей, объектов 10, 11
14. Косвенное воздействие, влияние 4, 5
16. Программирование мыслей, намерений и т.п. 6, 9
Собрав всё "до кучи" и добавив "Манипуляция - это вид психологического воздействия", получим усреднённое определение. Только мне не понятно, что с ним дальше делать, поскольку не понятны усреднённые цели и мотивы.
Если я правильно понял, Николай Козлов предлагает определение номер 2. Оно мне симпатично. Единственно, если бы определение давал я, то слово скрыто я заменил бы на неявно (в смысле опосредованно), учитывая сложность выкладок Алексея Акчурина по поводу скрытости от кого...
Манипуляцией называют психологическое воздействие, неявно побуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении.Манипуляция по Акчурину.
Для начала упрощу, выкинув избыточные на мой взгляд слова. Допустим, что работаем только с людьми (Ну или будем манипулировать также и не людьми

).
МАНИПУЛЯЦИЯ -- это психологическое воздействие, ПРЕСЛЕДУЮЩЕЕ (скрытую) ЦЕЛЬ возбуждения у ОБЪЕКТА МАНИПУЛЯЦИИ намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Недостаток этого определения в том, что оно как-то слишком ограниченно отвечает на вопрос, зачем манипулируют (упомянуто слово цель). Поэтому не сильно меняя смысл, избавлюсь от целеуказания. Плюс рассуждения о скрытости - неявности...
МАНИПУЛЯЦИЯ -- это психологическое воздействие, направленное на возбуждение неявным образом у ОБЪЕКТА МАНИПУЛЯЦИИ намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Далее, можно порассуждать на тему, что намерения и желания могут совпадать полностью а могут частично, поэтому упомянем тождественность.
МАНИПУЛЯЦИЯ -- это психологическое воздействие, направленное на возбуждение неявным образом у ОБЪЕКТА МАНИПУЛЯЦИИ намерений, не тождественных его актуально существующим желаниям.На этом, пожалуй, остановлюсь.
Сравним эти два определения. Я использую свою трактовку - перефразированную, как я понял эти два определения.
Общее у них всё кроме:
1) Определение по Козлову содержит указание на результат (побуждающее), а по Акчурину указание на направление действия (направленное на). Тут определение по Акчурину включает в себя определение по Козлову.
2) Не знаю, как соотносятся понятия "намерение" и "изменить отношение к чему-либо", но похоже, что определение по Акчурину есть частный случай здесь. Впрочем, вопрос спорный.
3) В части нужности автору манипуляции её результатов определение по Козлову есть частный случай.
Теперь осталось лишь понять, зачем Николаю Козлову нужно именно такое определение и чем оно ему удобно. Но это уже не ко мне.
Вот к чему приводит естественнонаучный подход