Большинство обвинений в адрес верующих, что, дескать, они нэдакие пассивные существа, которые надеются, что за них в этой жизни сделает Бог (или некое Безличное Существо) именно и идет оттого, что пытаются вытянуть Веру из контекста религии.
Попробую пояснить на некоторых примерах с целью продемонстрировать, как религия может опрделелять Веру и отношение человека к самому себе и своим силам.
Возьмем индуизм. В Бхагавад-Гиде, этом евангелии индусов сказано, что есть две сферы бытия. Одна - наша, эта вселенная и все, что в ней существует. Это бытие ненастоящее, иллюзорное, уничтожающееся. (см. Песнь VIII). При наступлении каждого периода кальпы все видимые вещи исходят из Невидимого и живут до конца "дня Брамы", а затем снова поглощаются в том же Невидимом. Истинное же битие, вечное и неразрушимое - только Невидимое (Абсолют). Но видимый мир, производимый самим Невидимым и однако он настолько иллюзорен, чтоо Невидимый Высший Бог относится к своему произведению абсолютно безразлично. "Я одинаков для всех существ, я не имею к ним ни ненависти, ни любви" (Бхагават-Гита, песнь IX, строфа. 29) Единственное, что ценит этот "бог" - это тех людей, которые ему поклоняются, а не чему-тодругому. "Человек наиболее виновный, если он приходит к поклонению мне и ко мне одному оращает свой культ должен почитаться хорошим". (там же - стр. 30-32) Что должно сделать для этого? Должно изъять себя от "гун", т.е. свойств и качеств этой природы, делать дела с полным презрением к их результатам, пребывать в созерцании, гнать всякие желания. "Будь одинаков при успехе и неудаче. Отрешись от делания... Владыка мира не создает ни деятельности, ни стремления к плодам дел. Господь не озобачивается ни грехами, ни добрыми делами кого бы-то ни было" (песнь V). Вот сущность мудрости индусов. И как можно относится к такой Вере. Она как раз предполагает отказ полный от веры в себя и от всякого делания. Я бы индусом точно не стал.
Теперь можно понять и что буддизм - законнорожденное дитя индуизма. Буддизм отбрасывая предположение о Боге, заодно отбрасывает и понятие о субстанции, не хочет видеть ни материи, ни бытия ни небытия. Имеются только состояния сознания "самскаров", развивающиеся по закону причинности. (кармы). Все наше "бытие" - чистая иллюзия и составляет сполошное страдание и сплошное зло. Для того, тчобы его преодолеть нужно избавиться от "танги" - стремления к жизни, которое вызывает метаморфозы (новые рождения). Когда "танга" будет искоренена до нуля - наступит "нирвана" (о которой сказать-то нечего, ибо Буддийский собор объявил ересью всякое мнение, усматривающее в нирване бытие или небытие

). Нетрудно догадаться, что буддизм помимо атеизма проникнут еще и ненавистью (или по крайней мере неприятием жизни как таковой). Буддист ВЕРУЮЩИЙ будет относится уже совсем иначе и к себе, и к миру и к окружающим.
Хотя не всегда

Помню у нас в МГУ был диспут - на кафедру философии явился буддист (не помню всех его титулов и регалий) и начал излагать свою концепцию миропонимания. Дескать - все иллюзия. Тут один мой друг взял скипевший чайник, (который поставили для того, чтобы поподчивать заморского гостя пряниками с чаем) и начал медленно склонять его над головой буддиста. Тот жутко возмутился, когда это увидел. А друг говорит - мол, не парься, - это все же ведь иллюзия!

. Буддист сбежал, а другу вставил завкафедрой. За негостеприимство. Вот такая вот у него была карма
Можно еще много примеров приводить из вякого рода религий. Но можно выявить некую общую закономерность. Если в религии присутствует элемент рока, фатума, предопределенности, детерминизма, кармы, т.е. человек своими действиями ничего не может изменить, а потому должен в принципе не париться по жизни - то это уже не та Вера, которая будет у христиан. Несмотря на то, что некотороые из этих религиозных систем признают Высшее Начало. Здесь допустимо полное противопоставление человека и его действий, вере в Себя - вере в это Высшее Существо.
Возьмем христианство. Оно утверждает, что человек обладает свободой воли, на которую Сам Бог не может посягнуть. Человек - сам творец своей судьбы и сам определяет, кем ему быть и с кем. Бог лишь предлагает нам Себя, посредством Откровения и действия Промысла, но не навязывает. Более того, когда человек по своей воле придет к Богу и захочет быть с ним, выполняет заповеди - и тогда человек свободен и волен отпасть от Бога (вспомним Иуду). Но Бог в своем Откровении к нам как бы говорит: отнеситесь внимательнее к своим действиям и поступкам, к своим мыслям. Ибо они, вследствии вашей свободы налагают на вас ответственность.
Для тех, кто хочет быть с Богом он говорит "Царство Божие силою берется и употребляющие усилие восхищают Его" и говорит "Будьте совершенны, яко Отец ваш Небесный Совершен есть", т.е. призывает нас к бесконечному самосовершенствованию (помимо ответственности). Не секрет, что при таком понимании отношений Бог - человек есть возможность деятельного проявления человека, воспитания в нем личности (т.е. вооплощения в себе Образа Божия). Всего этого нет и быть не может во всех остальных религиях, в которых отрицается свобода воли и царствует предопределенность всего. Там человеку остается лишь смириться перед Божеством и следовательно речи быть не может, чтобы своими действиями как-то влиять на свою судьбу и окружающий мир.
Так что твое противопоставление вера в себя - вера в Бога имеет смысл для подавляющего большинства религий и связанных с ними вер. Но в разрезе христианства - они логично друг друга дополняют приобретая в своем единстве нечто качественно иное.