На главную страницу



    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

> Литературная Матрица, альтернативный учбник руслит
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 08:49
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


* Литературная Матрица. Учебник написанный писателями. СПб-М Лимбус-пресс 2010. Т.1,2.

Матрица - именно в том смысле, в каком назван известный фильм: нечто, формирующее национальное сознание. Но также и проистекающее из этого национального сознания; конец и начало, альфа и омега, не замкнутая а эволюционирующая структура.
Центральные объекты "Литературной Матрицы" - писатели и их произведения. А также критики и читатели, народное бытие и фольклор, который тоже входит в "физиологический" цикл функционирования Матрицы.

Можно воспринимать "Литературную Матрицу" как провокацию альтернативных точек зрения на русских писателей от Грибоедова до Солженицына.
Если у Вас созрела какая-нибудь отсебятина по русской литературе, рекомендую записать её для себя, а потом прочесть ЛитМатрицу, начиная с любимого (противного, спорного) писателя. Написать, поскольку современные писатели о писателях-классиках обладают своим обаянием и влиянием на читателя - чтоб не затерять-замылить Ваш собственный взгляд.

О прочих частях Матрицы (кино, видео, "мультики", эстрада, телевидение, особая часть - реклама) как-нибудь отдельно.

Том 1 можно прочесть здесь.

40 авторов с 1937 по 1985 г.р., медиана - 1959 год. Которые позиционируют ся как писатели. (Из знакомых мне (не в обиду, а субъективно) - Андрей Битов, Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков, Сергей Носов, Валерий Попов ... э-э-э ...)
Но аккуратно в предисловии обозначают "мы не литературоведы, а почти что читатели, почти вы". Вот и я думаю: раз я как-то посылал в журнал "Пионер" фантастическую повесть ... и даже получил письмо со словами "Уважаемый" и "К сожалению", может и я - писатель местами и тоже право имею?

...

Начну с Некрасова.


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 09:08
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


Начну с, можно сказать, с пародии на Некрасова.

В школе нам задавали учить наизусть стих Некрасова

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?...


и т.д.

Стих шёл тяжело. Это вам не Пушкин: "минута и стихи свободно потекут".

Тогда я ещё не знал слов драматурга Александра Володина "только то, что с удовольствием писалось, будет потом с удовольствием читаться. Обратное вообще говоря неверно" не читал, но - как бы сказать? - внутренне был готов к этой фразе.

Мне ярко представлялась картинка, как поэт Некрасов писал этот стих.
Трущобный достоевский Санкт-Петербург (про Достоевского я тогда тоже не ведал).
Ночь, жуткая бессонница, жёлтый свет электрической лампочки. На видавшем виды столе справа от поэта Некрасова - стопка бумаги, слева прижимая стопочку неоплаченных жмаканых счетов - чернильница, перед поэтом Некрасовым - чистый лист, в руке - железное перо 86, на лице - тоска. Нечёсаная бородка, из нечёсаных же волос торчит плешь.

Поэт Некрасов, крадучись, приподнимает стопку бумаги - там лежит книжка Пушкина, раскрытая на стихотворении "Памятник": "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастёт народная тропа. Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа ..." и т.д.

Поэт Некрасов опускает стопку бумаги на Пушкина, макает перо в непроливашку, вздыхает и пишет:
"Я лиру посвятил народу своему" - и задумывается.
- И что? - спрашивает вслух поэт Некрасов.
Пауза.

Подумавши, поэт Некрасов пишет:
"Быть может, я умру, неведомый ему"...

Горючая слеза выпадает из глаз поэта Некрасова и прямо на последнюю строчку! Лист испорчен!
Увидев это, поэт Некрасов заливается пуще, его сотрясают рыданья, голова опускается к столу и почти колотится об него, однако перо в право руке аккуратно лежит на краю стола.
Наконец поэту Некрасову удаётся остановить рыданья, он вытирает слёзы беленьким платочком с вензелем, шитым женскими ручками (горничная), высмаркивается, кладёт платочек в карман сюртука, а испорченый лист - на подоконник сохнуть.

На новом листе твёрдою рукою выводит:
"Я лиру посвятил народу своему!
Быть может, я умру неведомый ему"
Рифма! Значит это - стихотворение! два местоимения в дательном падеже - не круто, но всё-таки. Я тогда ещё не читал слов литературоведа Зиновия Паперного о ком-то из наших современников: "это всё равно что рифмовать "пальто" и "полупальто" - рифма есть, только радости от этой рифмы никакой".

Поэт Некрасов задумывается снова. А сна всё равно нет!
Пауза.

Наконец, поэт Некрасов выводит:
"Но я ему служил"
Пауза.

Сквозь ночь за окном виднеется другой такой же дом жухлого (днём) цвета над замусоренным двором (ночью не видать). Слёз уже нет и поэт Некрасов честно дописывает третью строчку:
"и сердцем я спокоен".
- Что-то проза получается, - бормочет поэт, - надо рифму.
"Пускай наносит вред врагу не каждый воин...".
(Русский язык - это вам не English, где посредине единственный главный член предложения сказуемое, слева - второстепенный член подлежащее, а справа второстепенный член предлог, и - по обе стороны (но лучше всё-таки справа) - дополнения, обстоятельства, наречия. В русском языке порядок слов - вольный, загрузил всех раков в авоську, а они уже как-нибудь сами там упорядочатся.)

Пауза. (В общем сплошные паузы при написании. Соответственно при чтении связность теряется на каждом стыке.)

"Но каждый в бой иди!" - пишет поэт Некрасов.
Не скажу, что я не допускаю игривостей вольностей в русском языке, но тут мне хочется придраться: обе половинки предложения в повелительном наклонении, но первая половина в третьем лице, вторая - во втором; если "каждый" - обращение, то где запятые? При том, что предшествующая фраза - "быть может, я умру ..." - и вовсе в первом лице! "Изменившимся лицом графиня бежит пруду". "Шёл дождь и два студента, один в кино, другой в пальто, третий с утра".
Стих по русской литературе задавала учить та же училка, что преподавала русский язык - сочувствую.

Поэт Некрасов оглядывает обои, потолок, паучка в углу, железную неубранную кровать ... Пишет:
- "А бой решит судьба!"
- Так, - бормочет поэт, - пора рифму.
Взгляд поэта бродит по жухлой и унылой комнате в поисках подсказок. Но всё уже посмотрено и всё подсказано.
Надо оптимизьму, а то опять лист испортишь!
- "Я видел красный день! В России нет раба!" - оптимистически пишет поэт, - надо держаться!
- "И слезы сладкие я пролил в умиленье..." - всё-таки были кисейные барышни среди читательниц поэта Некрасова!
Пауза. Скорей бы утро, что ли!

Но и суровые страдальцы тоже были. Поэт строго рифмует:
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне..."

И т.д., и т.п.

Но произнести, то что виделось мне, учившему наизусть стих Некрасова, было невозможно.

Я б, наверное, и не записал бы никогда эту пародию, если б не прочитал статью Майи Кучерской о Некрасове и не понял бы, что классика надо защищать.
Свою Защиту Некрасова я отложу на попозже по причине её (защиты) объёма, а запишу главку Что может сказать текст об авторе? как раз на основе статьи Майи Кучерской "Данс макабр Николая Некрасова" в Литературной Матрице (т.1, сс.265-298, примеч. сс.457-458).

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 09:21
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


Что может сказать текст об авторе?

Метод.

Автор (М.Кучерская) оценивает выбранного ею персонажа (Н.А.Некрасова) положительно или отрицательно и тем самым выявляет свою систему ценностей. При отрицательной оценке предполагается, что у автора по этой шкале как раз всё хорошо.
Например, если автор пишет, что персонаж "двоечник, недоучка, не знавший ни одного иностранного языка" (с.265), то она сама себе "доучка", окончила курс наук и знает хотя бы один иностранный язык. Что вполне согласуется с её биографическими данными: двумя диссертациями по русской литературы, одна из них - на английском в Калифорнийском университете.

Автор приводит некоторые факты из биографии персонажа и прочие события, тем самым признавая их значимыми.
"Ну, правда, ещё некоторый жизненный опыт - скудный и достаточно тривиальный для провинциала" (с.268) - сама-то автор родилась в Москве.

Там, где автор оговаривается-по-Фрейду, изменения реальности, вставки автора характеризуют реалии её внутреннего мира.
"Не с Николая Алексеевича ли писал Достоевский и своего «подростка», провинциала Аркадия Долгорукого, жаждущего заработать в столице миллион и стать Ротшильдом?" (с.277) - Тихона Тростникова Некрасов по Кучерской пишет с себя, а Достоевский своего Долгорукого ("Подросток") пишет ... тоже с Некрасова! не с себя. Метод М.Кучерской: Ково люблю - тово дарю.

Там, где автор выбирает из общего широкого списка признаков или лиц, он выбирает те, которые присутствуют, значимы в его внутреннем мире.
Например, из слов "разночинцы, прорвавшиеся из провинциальных городков в большую культуру сыновья батюшек, дьяконов и лекарей ... стали в некрасовское время законодателями мод" (с.266) можно предположить, что именно дети священнослужителей, оставившие своё сословие, вызывают у автора наибольшую эмоциональную реакцию, возможно - обиду. Наличие в списках работ автора православно ориентированных текстов "Современный патерик ..." и "Наплевать на дьявола" согласуется с этим выводом.

Хотя бы двукратное упоминание какого-то качества автора можно интерпретировать как неслучайность такого качества.

Не все упомянутые особенности текста автора нами (исследователем) проинтерпретированы.

Разрешение.

Поскольку М.Кучерская позволяет себе:
- метод телепатии персонажей - изложения их мыслей (сс.265-266): "разночинцы слишком уж измученные своим (как они сами в глубине души были убеждены) самозванством",
- метод использования глухих намёков даже без ссылок на оные (с.269): "в мемуарной литературе немало глухих намёков на то,что с женщинами он тоже особенно не церемонился",
- метод чистосердечных признаний с вольными интерпретациями: (с.270) о неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова", (с.291) о чувстве вины перед Белинским, Добролюбовым, Шевченко, Писаревым,
- метод похвалы и наказания за тот же розовый цвет разных персонажей (с.283, c.272) -
постольку согласно категорическому императиву И.Канта (относись к другому так, как хочешь, чтоб относились к тебе) она разрешает то же самое делать с собой, со своими текстами.

Поскольку исследователь (я) текста автора (М.Кучерской) о персонаже (Н.А.Некрасове) - тоже человек со своей системой внутренних ценностей и своим мироописанием, постольку он (я) тоже вносит свою субъективность в характеристику автора. Но определение этой субъективности - дело следующего, четвёртого субъекта.
И так ad infinitum (* неопределённо долго (лат.), в перен.смысле - до бесконечности), то есть, скорее всего, мои писульки никто и не прочтёт.

Цель исследования.
Выработка и применение метода описания автора Х по его тексту про персонажа Y.
Что на форумах случается сплошь и рядом, но субъективно и бессистемно.
А я попробую (с вашим участием) выработать систему.

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:00
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


Итак. М.А.Кучерская

(вдоль по тексту: (№ страницы по ЛитМатрице) цитата - интерпретация):
Текст - комментарий - вывод.

- (с.265) "вдохновенный певец тоски и смерти" - смерть волнует автора или, скорее, тревожит, пугает; вопреки неоднократно обозначенной автором своей православности, отношение её к смерти скорее светское, а не православное (Успение - подведение жизненных итогов, осознание жизненной миссии);

- (с.265) "эклектик" - автор "целостная натура", "внутренние противоречия" ей дискомфортны и избегаемы ею;

- (с.265) "умный и удачливый организатор литературного процесса, тонко чувствующий конъюнктуру" - организация литературного процесса значима для автора, отношение к конъюнктурности - отрицательное;

- (с.265-267) Некрасову "вроде бы повезло" в любви со стороны демократического лагеря русского общества при жизни, и при советской власти в любви со стороны "красного" литературоведения и со стороны "литературоведческого истеблишмента" вплоть до "нового слова" М.Макеева о Некрасове, как о литературном предпринимателе; сотни и тысячи литераторов готовы были вывернуться наизнанку, чтоб им "везло" 169 лет подряд; автор (М.Кучерская) тут вроде бы на 169 лет выпадает в свои собственные нонконформистские оценки, которыми гордится; естественно, возникает вопрос, какие же внутренние ценности её к этому подвигают?

- (с.266) "Эти-то горячечные ребята ((разночинцы)) и делали репутации писателям: запросто могли уничтожить — как уничтожили, например, Лескова, которому вход в лучшие журналы был заказан чуть не до конца жизни, — но могли и превознести, сделать первым и лучшим, как и случилось с Некрасовым"; если "разночинцы" могли уничтожить, отлучит и возвеличить, то спрашивается были ли у противоположного лагеря такие же могучие критики? В тексте Чуковского "Поэт и палач", посвящённом отношениям Некрасова и Муравьёва-Вешателя, описывается литературно-политический контекст середины 1860-х: у противоположного лагеря были более весомые аргументы: суды, тюрьмы, казни - поэтому таких могучих критиков не требовалось; "не надо слов там тратить по-пустому, где можно власть употребить"; для современного контекста 2010-х годов такая подробность может и выпасть из внимания;

- (с.266) смысл стихов Некрасов ясен даже малым детям, "на бурлАках сердце девичье (М.Кучерской) и вовсе сжималось нешуточно" - ещё в детстве у М.Кучерской сформировалось личное эмоционально положительное отношение к стихам Некрасова; любовь;

- (с.267) "кому тошно было читать творения поэта-гражданина ((то есть не любит Некрасова)) ... с удовольствием изучали творчество Некрасова-новатора" - некоторое садо-мазо присутствует у М.Кучерской, по крайней мере в третьем лице; "первые (("красные" литературоведы)) сосредотачивались на народности, вторые (("литературный истеблишмент")) - на поэтике. В результате поэзия Некрасова оказалась изучена довольно внимательно, но несколько однобоко." Выражение "первые и вторые - однобоко" для филолога может быть вызвано только очень значимым аргументом, очень острой эмоцией, афффектом; отметим это место;

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:02
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (cc.268-269) описание допетербургской жизни Некрасова и тягости семейных проблем в детстве - что позволяет поинтересоваться проблемами самой Кучерской;

- (с.270) отождествление "Жизни и похождений Тихона Тростникова" с жизнью его автора Н.А.Некрасова и (с.291) "чувства вины" Некрасова перед умершими Белинским, Добролюбовым, Шевченко, Писаревым - "чистосердечные признания", особенно на фоне заведомо известных М.Кучерской текстов К.Чуковского о Некрасове с анализом воспоминаний нескольких авторов о Некрасове, наводит на мысль, что анализ у Кучерской (в отличие от тех моментов, когда персонаж сам всё скажет - а! признался!) не является сильной стороной;

- (с.271) "Именно в это тяжелое время Некрасов поклялся себе «не умереть на чердаке» ... видимо, как раз в эти болезненные дни ((когда "однажды Некрасов чуть не погиб")) окончательно полюбив благополучие и деньги. Полюбив страстно и навсегда." - Кучерская деньги не любит; во всяком случае относится к ним пофигистски; как её персонаж из главки "Письмо батюшке" "Современного патерика ...", которого мы по капризу и лени по методу "чистосердечного признания" М.Кучерской отождествляем с нею, как её персонаж, которая продала квартиру подешевле (чтоб, значит, побыстрее), часть денег отдала мужу, а часть первым встречным, чтоб побыстрее прибыть в монастырь; * М.Кучерская - мать двоих детей; напоминает такое отношение к деньгам слова психолога Николая Козлова о писателе Александре Грине:

Цитата
Грина хорошо читать молодым девушкам, живущим на содержании родителей и мечтающим перебраться на содержание к кому-нибудь еще.

;
я не могу согласиться с Козловым в целом в оценке Грина: например, Грин один из редких писателей описывал, как может выглядеть хорошая жизнь, а не только борьба за хорошесть жизни. Но насчёт денег - не в бровь, а в пах;

- (с.271) "Он решил посещать лекции вольнослушателем, но и с этим ничего не вышло — к упорным занятиям Некрасов не привык" - фраза прилежной первой ученицы! "Учиться, учиться и учиться!";

- (с.271) "Итак, он поднимался в мир изящной словесности с литературного дна, из литературы низкой копеечной, массовой." - "а посредине я вся в белом и на белой лошади", у меня, слава Богу, всё было, и мне не пришлось ...; "Писал ... легкие развлекательные пьесы, с успехом шедшие в петербургском Александрийском театре" - на какого бы современного автора и какой столичный театр переписать Некрасова и с успехом шедшие пьесы в Александринке? Григорий Горин писал для Театра Сатиры? Гришковец для Современника?

- (с.271) "тогда-то он и набил руку, научился писать быстро, понятно для самого непритязательного читателя, отсюда ... проникли в его более позднюю поэзию и лексика, и набор тем, и особая разудалость интонации" - у М.Кучерской отсутствует "разудалость", скоропись, понятность для простого читателя и кропотливая наработка всего этого;
...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:03
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (с.272) "Научился быть чутким к потребностям и вкусу заказчика" - Кучерская пишет "невзирая", как в молодости стало, так и будет писать во веки веков, аминь;

- (с.272) "Подражал в надежде понравиться читателю" - на чей же вкус пишет М.Кучерская? на свой лично? партии? декларируемая православность позволяет предположить, что согласно воле Божьей; однако далее мы увидим, в связи с отождествлением ею отношения Некрасова к смерти как к средневековому карнавалу (в смысле, придаваемом М.М.Бахтиным), что в её собственных текстах (цикл "Современный патерик ...") карнавал паче православия;

- (с.275) "рабство как пресмыкательство не только перед людьми, но и перед обстоятельствами" - вот сидит М.Кучерская дома (думаю я себе), и вдруг случается "обстоятельство": сосед сверху заснул пьяный в ванне и протёк, вода капает прямо на клавиатуру или на бессмертные листы монографии об Константине Павловиче; но М.Кучерская не пресмыкается перед обстоятельствами, не отодвинет текст, клаву, не заколотит по железной трубе или соседу в дверь, не вызовет аварийку, а, не пресмыкаясь, продолжит вечное дело монографирования; сюр; но это моя личная точка зрения;

- (с.276) "герой, портрет которого он слишком уж очевидно списал с себя" (стихотворение "Я за то глубоко презираю себя...") - опять метод "признание - царица доказательств"; ау, анализ! ау, прочитанный исследователь творчества Некрасова Корней Чуковский!

- (с.276) "Сборная солянка, винегрет, противоречие на противоречии, осколки вместо целого ... то стон совести, то шипение подлости, то отъявленная литературщина" - "я цельная натура, противоречия ужасны чужды мне по своей сути";

- (с.277) "Раздираемого страстями, изломанного, надорванного — живой герой Достоевского, который едва ли не первым заметил, что «Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек…» Не с Николая Алексеевича ли писал Достоевский и своего «подростка», провинциала Аркадия Долгорукого, жаждущего заработать в столице миллион и стать Ротшильдом?" - Достоевского М.Кучерская любит; ему можно описывать «подростка», провинциала Аркадия Долгорукого, не будучи уличённом в раздвоенности, провинциальности и прочих грехах; ну и писала бы Кучерская про любимого Достоевского, а не противного Некрасова; можно предположить, что Кучерская любила, но разлюбила Некрасова; вопрос в том - за что? что сделал поэт Некрасов спустя более века после своей смерти, чтобы девичье сердце М.Кучерской его разлюбило?

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:04
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (с.277) "Обновленная, «эгоистическая» поэзия Некрасова ... была подогнана под конкретный социальный заказ." - "Не порите, да не поримы будете": строго по Канту возникает вопрос: нет ли социального заказа у М.Кучерской? Поиск ответа оставляю любознательному читателю;

- (с.277) "Белинский ... начал вместе со своим практичным учеником издательскую деятельность, простодушно признавая, что уж если и браться за аферы — так с ним, с Некрасовым." - Если не увлекаться "чистосердечными признаниями", а просто прочитать статью Чуковского о Некрасове "Поэт и палач": "В то время слово «аферист» не было ругательным словом и означало просто дельца, так что, когда Белинский говорил об аферах Некрасова, в этом не было никакого упрека.
Некрасов действительно всю жизнь занимался аферами, всю жизнь его тянуло к этому недворянскому ((для М.Кучерской - и недуховенскому)) заработку. Едва только освоившись в петербургской литературной среде, он, полумальчик, берется за грошовое издательство – и через несколько лет, издав «Польку в Петербурге» и «Статейки в стихах без картинок», мечтает открыть книжную лавку, издавать журнал «Иллюстрацию» или «Русский Вестник», или «Сын Отечества», а также «Библиотеку романов, повестей, путешествий». Впоследствии он издал сочинения Кольцова, Шекспира, книги «Для легкого чтения»"; привыкла ли М.Кучерская к упорным занятиям (не к зарабатыванию, так "хоть" к чтению), в чём она упрекает Некрасова (с.271)? Со своим значением термином "афера", "аферист" М.Кучерская из контекста середины ХIХ века выпадает в современность; историки называют такую подмену ругательным словом "актуализм"; М.Кучерская - высока для недворянских, недуховенских занятий;

- (с.278) "Самый влиятельный критик ((Белинский)) разглядел в нём ((Некрасове)) поэта." - Как я писал выше, противоположному лагерю, охранительному, не требовалась, говоря языком Отдела Кадров, ставка самого влиятельного критика - был "административный ресурс" и критики попроще; неприблатнённым непривластным оставалось владеть языком как оружием; параллели с современностью - просматриваются;

- (сс.278-279) "стихотворение «В дороге» вполне отвечало требованиям столь дорогой сердцу Белинского, им же во многом и выдуманной, натуральной школы" - скажу банальность: слово "думать" имеет в русском языке два значения: "вырабатывать мозговыми усилиями из наблюдений и чужих мыслей новую мысль" и "считать что, иметь мнение независимо откуда оно взялось: выработано в первом смысле или списано-срисовано"; значение слова "выдуманный" также имеет два перетекающих один в другой края: "фантазия не имеющая отношение к реальности" и - "созданный"; какое значение вкладывает в слово м.Кучерская - оставляю судить читателю;

- (с.279) "Некрасов стилизует стихотворение под народную речь, обильно уснащая рассказ своего ямщика просторечными и народными словечками, что призвано придать истории документальный характер." - М.Кучерская считает, что "народная речь" выше, чем литераторская; литераторская - это имитация, подделка; по моему разумению М.Кучерская описывает, как работает Литературная Матрица (вспомним заголовок альтернативного учебника литературы, в котором помещена статья М.Кучерской) с участием, в том числе поэтов и критиков;

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:06
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (с.280) "В 1868 году Некрасов возглавил журнал «Отечественные записки», который стал преемником «Современника» ... Здесь царил тот же фрондёрский, оппозиционный дух. ... именно такое направление было самым востребованным, обеспечивая журналу тиражи, а издателям — состояние." - "Деньги - зло!", "Издатель должен быть голодным! жить в подвале, а лучше скитаться! и при этом искать новые таланты, редактировать и обеспечивать!", "я - бессеребренница!";

- (с.281) "Некрасов ... сознательно разламывал эту «гладенькость», как ребенок часы, — разбирал, топтал выпавшие винтики ногами, стучал по ним молотком. Делал он это словно на сцене: комментируя смысл и результаты каждого своего действия." - Ссылкой М.Кучерская не балует; образы "разбирал, как ребёнок часы", "словно на сцене" - из внутреннего мира М.Кучерской;

- (с.281) "Поэзии традиционной, пушкинской, слишком долго подражали, ее всё трясли да трясли эпигоны, да так долго, что в конце концов эту прежнюю поэзию хорошенько стошнило, и тут он, Некрасов, не растерялся, подобрал извергнутое и вставил в свои стихи." - М.Кучерская - филолог, филолог и филолог; "извергнутое" - это заменитель непроизносимого филологом слова "блевота";

- (с.284) "«Тусклая сеть» — вот та призма, сквозь которую Некрасов и глядел на мир, берясь за стихи." - "а я - светлая оптимистка!"; тексты "Современного патерика. Чтение для впавших в уныние" вполне юмористичность М.Кучерской подтверждают, например, главки "Постник" или "Улица Мандельштама";
- (с.285, с.289 и проч.) разные упоминания М.Кучерской средневекового карнавала - это интересная ей тема, которую она применяет на практике, в частности в "Современном патерике ...";

- (с.286) "Некрасов не просто пародирует Лермонтова — он насмехается над ним, неталантливо, наивно, жестоко…" - пародия - это жанр поэзии, который расцветает, когда поэзия в целом на спаде, уже выполнила свою языковую, эстетическую и социальную миссию - до следующего расцвета: Серебряный век - после Золотого века; при смене жанров внутри общего расцвета уходящая часть может уже пародироваться, приходящая - ещё нет; М.Кучерская считает пародию низким жанром; юмористичность М.Кучерской не распространяется на признание пародии;

- (с.287) "не исключено, что тут вступали в силу и другие механизмы, связанные с психологией личности Некрасова и, быть может, с его тайными душевными травмами ... но погружаться в эти материи — не наше дело" - и это радует, что в некоторые материи М.Кучерская не погружается;

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:06
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (с.290) "остановимся на указании главной, как нам кажется, причины пристрастия поэта к теме смерти: выгода" - "а я такая бескорыстная"; чем питается бескорыстная М.Кучерская по жизни - Бог весть; но персонаж главки "Письмо батюшке" её "Современного патерика ...", прочитанный как чистосердечное признание М.Кучерской, позволяет сделать предположение, что подаянием Божьим ... ; просвечивает прочитанный с детстве перевод С.Я.Маршака с английского "Кто честной бедности своей/Стыдится и всё прочее,/Тот самый жалкий из людей,/Какашка и всё прочее..."; царивший при социализме певец нищеты Прудон, загримированный под Маркса;

- (с.291-292) описание жизни Некрасова барином - я уже писал, что Некрасов "сидел на заборе между барами и холопами"; чтобы писать и публиковать прозу, поэзию и критику "для народа" должен был быть вхож в канцелярии и богатые дома, а с другой стороны - быть близким к избам и несжатым полоскам, что порождало его "раздвоенность"; при всём неудобстве забора, режущего пах - "спустившись с забора", Некрасов перестал бы быть интересным обеим сторонам; это его "историческое место", "литературная роль"; а у М.Кучерской - "цельность натуры", то есть сторона у забора - ею выбрана; другая сторона в одном и том же обществе - чужая;

- (с.293) "«Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией ...»" - Кучерская цитирует Корнея Чуковского; - естественно было бы ей привести своё понимание народа, правильное; тем более, что "народ" - понятие в которое разные люди вкладывают разное содержание, сто человек - десять мнений; это филолог Кучерская вроде бы должна понимать; и где? где это определение народа?

- (с.293) "«Кому на Руси жить хорошо» — в целом очень сильной, очень талантливой, очень музыкальной, но недаром незаконченной. Некрасов бился над поэмой более десяти лет — и все же не смог ее достроить, додумать" - как бы упрёк? но "неоконченность" - отдельный кусок, пласт литературы: тот же Гоголь с неоконченными "Мёртвыми душами", тот же Гашек с неоконченными "Похождениями бравого солдата Швейка", тот же Кафка с неоконченным "Замком" - всё из мировой классики; начатая как повесть о возвращённых из ссылки декабристах "Война и мир", формально оконченная, но так до возвращённых декабристов и не добравшаяся, с несколькими "техническими" скомканностями - чтоб выдать замуж образец женственности Наташу Ростову, автор сначала умервщляет при родах жену князя Болконского, потом самого Болконского (не подошёл на роль мужа Наташи!), потом Элен Безухову и, наконец - выдаёт-таки Ростову замуж; причина неоконченности всех упомянутых (ИМХО): постановка поставленной проблемы созрела, а решение проблемы - нет; но по Кучерской - цельной натуре! - тексты пишутся на небесах, то есть совершенны, то есть закончены;

...


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:08
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


- (с.294) "Поэма взбухает, точно квашня" - Из "Современного патерика ..." М.Кучерской, главка последняя, отец Мисаил (Ардов, сам бытописатель церковной жизни) "— Вообще же писать про пастырей — дело опасное и неблагодарное, — продолжал отец Мисаил,— хорошо знаю это по собственному опыту. Так что уж лучше бы вы, матушка, занялись рождением детей. У меня такой возможности нету, а то бы, ей-Богу, бросил писать и начал нянчить детишек… Но вы, вы не забывайте: чадородие намного спасительней, чем писательство" - всё-таки послушала М.Кучерская отца Мисаила! хотя и частично;

- (с.294) "С точки зрения поэтического мастерства Некрасову здесь действительно многое удалось. В поэме есть несколько совершенно замечательных по выразительности массовых сцен — задолго до изобретения кинематографа Некрасов сумел выдумать ... например, совершенно кинематографичную сцену, охватив взглядом и объединив в целое громадную толпу на базаре" - нет, всё-таки любит М.Кучерская Н.Некрасова, хотя бы местами - любовь её угасла не совсем!

- (с.295) "Самое распространенное заблуждение, связанное с «Кому на Руси…», состоит в том, что в основу поэмы будто бы положен взгляд народный, что Некрасов точно реконструирует здесь народное мировоззрение и поет голосами реальных русских мужиков. И баб ..." - как бы да, распространённое; но М.Кучерская, филолог, не обязана впадать во всеобщее распространённое мнение, что поэт, автор - это фольклорист, регистратор народных текстов; поэт - ещё и обработчик текстов; дальше М.Кучерская (сс.296-297) по существу описывает функционирование Литературной Матрицы: устное функционирование "народного" языка - исполнение народных песен, загадок, сказок, пословиц - запись фольклористами - обработка ими же - цензура ("украшали действительность") - переиначивание, переосмысление поэтом Некрасовым - "чтоб они правдиво отражали реальность", "сгущая революционный пафос" - принятие "чистой публикой" и "народом" песен как своих, как документальных свидетельств народной жизни, с участием "разночинных" критиков; В описании Кучерской зачем-то слышится укор Некрасову за несовпадение его текстов с народными, за формирование народного мнения Литературною матрицей; и здря; остаётся вспомнить современные формирователи, правда, не Литературной, а Кинематографической: "С лёгким паром ...", Семнадцать мгновений весны"; но это уже отдельная тема.

.


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Рыжий Кот
Дата 5.09.2012 - 22:14
Цитировать сообщение


ЖЖ 1938...1986 г.р.

Группа: Пользователи
Сообщений: 1361
Профиль

Отзывы: Уважаемый собеседник
[+25 | -0 | 417]


Если портрету пририсовать усы, рожки, пиратскую повязку на глаз, то получится очень забавно.
Правда, сам прототип портрета может быть совершенно не виноват в этой забавности.


В оценках творчества Николая Некрасова Майей Кучерской можно выявить заметное число внутренних противоречий, тем более странных, что ей скорее свойственна целостность.

Цель:
создание прецедента, а позднее и выработка метода дихотомии ("рассечения надвое") текстовых (интернетных) образов; условно говоря "исторических" и похожих на них "актуальных"; поскольку слияние таковых "в виртуальном реале" происходит довольно часто.

Разрешение - см.выше.

По центральной гипотезе настоящего постинга (главки) причиной этих противоречий является слияние в одном образе Некрасова-в-изображении-Кучерской (Некрасов-Ку) двух образов: Некрасова-Исторического, умершего в 1877 году, (Некрасов-И) и Некрасова-Плюс, значимого для М.Кучерской образа её современника (Некрасов-П);
то же самое символически:

Некрасов-Ку = Некрасов-И U Некрасов-П
- где Некрасов-И и Некрасов-П имеют некоторое пересечение, послужившее поводом для М.Кучерской отождествить их.

Постараемся выделить образ Некрасова-П, опираясь, в отличие от предыдущего постинга (главки), более на интуицию, по крайней мере изначально.

Итак: Некрасов-П:

- её современник, на котором девичье сердце сжималось нешуточно (с.266), жалостностью своей был похож на поэта Некрасова;
- учиться не любит, двоечник, недоучка (сс.269, 271), провинциал явившийся в столице семнадцатилетним юнцом (с.266);
- до всяких бардов преподавателей филологии соединил в одно целое для М.А.Кучерской музыку и слово (с.265); вероятно на гитаре; по сходству с Некрасовым-И тексты были трогательно корявые (с.267) - то есть свои (с.273) или таких же самодельных авторов;
- участник низких жанров (с.271) "капустники" и "стенгазета";
- участвовал в современных ему политтусовках, таких же "разночинцев" в сюртуках дурного вкуса (с.266) на "демократической стороне";
- эмоционален; местами бывает смиренным, но это, как выяснится в процессе общего учебного процесса - работа на публику (с.265, ...);
- склонен к мелким аферам (с.277, ...) на почве музыки и слова (с.265), вероятно, перепродаже аудиозаписей;
- к солидности и ответственности не расположен;
- любит знакомства с важными людьми, а, скорее, с яркими (с.278-280);
- любил выпить и, бывало, валялся в извергнутом (с.281), стошнённом "в блевоте своей";
- скандалил со своей девушкой, унижал и оскорблял (сс.282-283);
- ... не ждал, когда его Муза подрастет, созреет, когда черты ее ... определятся сами собой, по естественному ходу вещей (с283) - личная жизнь с Музой началась до её совершеннолетия;
- и безжалостно гнал ее на улицу, требуя, чтобы там она ... занимаясь даже страшно подумать чем - неужели богохульством? - добыла кой-какую казну или, на худой конец, принесла ему кое-что на ужин ... (с.283) - "на ужин" это не про Некрасова-И, это про Некрасова-П; - И в конце концов добился своего. ... Избитая, униженная, лишенная родственных связей (с.283 - это уже о Музе) с мировой и отечественной поэзией (с.283 - о Музе)
- ... некрасовская Муза начала нашептывать своему мучителю, что ничего доброго в этой жизни нет и быть не может - Муза Некрасова-П стала говорить ему гадости;
- ... выбивал кнутом и издевками из нежного, розового существа, пусть и существа без лица (а у чьей Музы поначалу было свое лицо?), из Музы своих ранних (вполне естественно, что подражательных) стихотворений все светлое и милое (с.283) - а это о Музе, которую М.А.Кучерская знает близко и вроде как оправдывает её безликость в этом раннем возрасте;
- Вот так он и полюбил ее, вечную свою невесту. Вот отчего так и не женился официально на Авдотье Панаевой - и про Аристотеля то же - ... и лишь незадолго до смерти и смертельно больным обвенчался (вероятно, из благодарности) с Феклой Анисимовной Викторовой (с.284) - на другой! - которую предпочитал называть Зиной (с.284) - называл свою вечную невесту другим именем! - Все потому, что целую жизнь у него была другая (с.284) - вот оно!
- В присутствии своей Музы Некрасов-П не стеснялся впадать в отчаяние, ожидая от неё поддержки - это целая гирлянда отсылок к жизнеописанию Некрасова;
- Плебей! Куда он попал: на филфак!

(* некоторые цитаты не снабжены ссылками icon_sad.gif )

Выделение образа Некрасова-И
трепетно возлагаю на профессиональных некрасоведов, здравствующих и переживших Успение.

...

У М.А.Кучерской возникла редкая возможность для простого нефилологического человека (да и филологу такая возможность редко выпадает) сказать всё, что она думала про своего современника (по-видимому, соученика, названного нами Некрасовым-П), сначала показавшегося М.А.Кучерской похожим на исторического Некрасова, а потом ... так и не отделившегося для М.А.Кучерской от него! В каковом разделении мы (в смысле я) постарались помочь по мере наших скромных околопсихологических сил.

Финиш.

Сообщение отредактировал(а) Рыжий Кот - 6.09.2012 - 02:12


--------------------
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса