На главную страницу



    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

> Дмитрий Соколов СКАЗКИ И СКАЗКОТЕРАПИЯ
Пользователя сейчас нет на форуме Татя
Дата 14.09.2010 - 19:21
Цитировать сообщение


Активный долгожитель

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 14699
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+260 | -0 | 1519]


МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВСТУПЛЕНИЯ

Автор различает литературные сказки и психотерапевтические. Последние могут быть непонятны чужому уху и невнятны. Вместе с тем книга содержит литературные сказки наряду с «теоретическими» главами.

Автор считает, что сказкотерапия накопила такое количество замечательных приемов, что некоторые из них могут быть использованы в мирных целях.

Также, литературные сказки могут быть толчком для терапевтической работы.

Под сказкотерапией Дмитрий Соколов понимает изучение сюжетов, мифов и архетипов. Он считает, что психика(душа) существует не сама по себе, а внутри некоторых сказочных сюжетов.

Эти сюжеты обычно мифологичны, целостны и понятны детскому мировоззрению.

Мифологичны — значит основаны на архетипических, бессознательных, древних раскладках, часто повторяют мифологию различных народов.
Целостны — в смысле завершенности гештальта. Как правило, завязка и развязка сюжета прочно связаны друг с другом.
Понятны детям — значит для их понимания нужно иметь хорошо развитое символьное мышление, которое коренится в игровом отношении к жизни.

---------------------------
Там есть еще и сказка вместо вступления, но я не буду ее пересказывать.
Вместо сказки, которая вместо вступления, вот две песни о сказке.

1. ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
Ю. Мориц

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!


2. Песня о сказке
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме BOBA
Дата 15.09.2010 - 09:59
Цитировать сообщение


Консультант-Волонтер

Группа: Консультанты
Сообщений: 5384
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+290 | -0 | 1516]


Хорошая книга, хороший автор. Давно читал уже.....
Можно бы и перечесть....


--------------------
....... просто живу ........
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailСайт пользователяЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Татя
Дата 17.09.2010 - 20:55
Цитировать сообщение


Активный долгожитель

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 14699
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+260 | -0 | 1519]


Теоретическая глава 1. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЕЕ НЕТ

Ошибочное мнение, будто психотерапевт придумывает сказку, которая предлагает и внушает пациенту решение проблемы. Так практически никогда не происходит.

Вместе с тем, сказка как инструмент психотерапии имеет другие преимущества.
1)это общий язык взрослого и ребенка.
2)Сказка информативна, она содержит конкретные символы и аналогии.
3)Сказка способствует пробуждению творческих сил в самом терапевте.
4)Сказка несет свободу (это непонятно(?))

Решений конкретных проблем по мнению Д.С. существует как минимум 3 вида: общекультурно принятые; решения самого терапевта (советы); собственные решения пациента. Д.С. считает, что последние являются наиболее ценными, в то же время самыми трудно-достижимыми.

Теоретическая глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СКАЗОК

1.Поведенческий или бихевиоральный подход — в сказках описываются возможные формы поведения в тех или иных ситуациях.
2.Транзактный анализ — обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках.
3.Также можно считать персонажей сказки отдельные субличностями одной и той же личности.
4.Можно рассматривать сказочных героев как персонифицированные эмоции.
5.Гипнотический подход предполагает, что сказка несет некоторое внушение, т.е. недирективное предписание.
6.Важной чертой сказки является трансформация, которая происходит с героем в процессе повествования.

Теоретическая глава 3. КОД В МЕШКЕ

Сказки можно сравнить с генами, которые передаются по наследству.
1.Сказки как и гены появились очень давно.
2.Передаются от старшего поколения к младшему
3.Могут служить матрицами относительно основных форм поведения и жизненных сценариев.
4.Большинство сказок существует в нескольких вариантах
5.Проявленность признаков зависит от конкретных внешних условий.
6.Являются одной из самых устойчивых форм передачи информации в культуре.
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Старуха Шапокляк
Дата 18.09.2010 - 11:35
Цитировать сообщение


Любопытный слоненок

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 1157
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+131 | -1 | 346]


Собственно говоря, Соколов сам о себе и о сказкотерапии очень неплохо и с завидной регулярностью пишет. Например, вот здесь

Сообщение отредактировал(а) Старуха Шапокляк - 18.09.2010 - 11:35


--------------------
Если хотите нормально работать - прямо сейчас нажмите крестик в правом верхнем углу. ((с)перто у Белкуса)
Отправить личное сообщениеОтправить сообщение на e-mailЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Татя
Дата 20.09.2010 - 20:39
Цитировать сообщение


Активный долгожитель

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 14699
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+260 | -0 | 1519]


Теоретическая глава 4. ИНТЕРЬЕР СКАЗОЧНОГО МИРА

Сказка создает некоторую модель мира с определенными правилами.
1.Какая-то беда вначале — и счастливый конец.
2.Наличие помошников и вредителей.
3.Трансформация героя. В конце он обычно сильней чем в начале.
4.Иное царство, куда надо идти, потому что там есть что-то нужное.
5.В то время как сам герой трансформируется, само царство и его законы не меняются.
6.Из иного царства приносится метка о том, что герой там побывал.
7.Герой один.
8.Побеждает дурак.
9.Есть некий минимальный срок, за который можно чего-то достичь.
10.Предопределенность. Заранее известно, куда надо идти, что делать, какие слова говорить (этот пункт перекликается с пунктом 5, как мне кажется)
11.Запреты нарушаются. Приказы выполняются.
12.Отсутствие выбора.
13.Предательство родных.

Теоретическая глава 5. СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

В этой главе дается описание общей схемы сказки, предложенной Владимиром Проппом около 100 лет назад. Пропп обращал основное внимание на функции и действия героев в сказке. Он выяснил, что все (волшебные классические) сказки имеют одинаковую структуру, что позволило выделить устойчивые элементы, которые присутствуют в каждой сказке.

Структура сказки в общем виде имеет такой вид (читать по часовой стрелке, начиная от «Подготовительная часть»).

user posted image

При этом каждый шаг выполняется персонажем с определенной функциональностью роли. Не важно, кто именно играет эту роль. Например, Дарителем может быть и Баба-яга, когда она дарить Иванушке волшебный клубок, и фея, наряжающая Золушку на бал. Функциональных ролей всего 7.

user posted image

Теоретическая глава 6. СКАЗКИ И ПСИХОТЕРАПИЯ.

В этой главе сравниваются сказки и различные психотерапевтические подходы.

НЛП:
Запрет, вредительство, недостача — проблема в НЛП
Волшебный помощник — ресурс
Тридевятое царство — подсознание
Будущая награда — хорошо сформулированная цель
И другие сходства:
Метка из иного царства — якорь
Предопределенность — в некотором смысле экологичность
Трансформация - трансформация

Д.С. правда считает, что с точки зрения НЛП вызывают вопросы такие понятия как лжегерой, послушание (приказы выполняются) и отсутствие выбора.

Аналитическая психология Юнга:
Универсальность образов в сказке — архетипы
Развитие и трансформация — процесс индивидуации

Теоретическая глава 7. ИНИЦИАЦИЯ

Автор считает, что в основе сказок лежат обряды инициации. Инициация — это сконцентрированный процесс превращения ребенка во взрослого.
Обряды в основном проводились для мальчиков.
Мальчиков уводили из того места, где они жили.
Обряды могли содержать символическое убийство и возрождение.
Также в обряды входило обучение. Открывались некоторые секреты.
Мальчиков вели на первую охоту, учили наблюдать за повадками своих тотемных животных.
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Татя
Дата 24.09.2010 - 23:09
Цитировать сообщение


Активный долгожитель

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 14699
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+260 | -0 | 1519]


Теоретическая глава 8. QUEST FOR UNHAPPINESS

Д.С. удивляется, что иногда люди стремятся к несчастью. Или по крайней мере так оно выглядит. Объясняет он это структурой общества. Он рассматривает пример муравьев. У них рабочие муравьи недоразвиты в половом и в других смыслах. Есть царица, которая производит потомство, в остальных сидит программа, согласно которой им надо работать, и ничего больше. Когда царица погибает, у нескольких ближайших к ней муравьев происходит физиологическая перестройка тела, потом они дерутся между собой за престол, и когда новая царица выбрана, у остальных муравьев опять восстанавливается гармональное равновесие и настрой исключительно на работу.

ДС считает, что у высших млекопитающих присутствует что-то подобное, только механизмы подавления кроются не в физиологии, а в психологии. Омеги постоянно пребывают в состоянии психологической подавленности для того, чтобы желания сменить альф у них просто не возникало.
Дальше он приводит вполне физиологическую иллюстрацию — эксперименты Сапольского. После стрессового воздействия на доминантных самцов бабуинов, у них наблюдалось повышение уровня тестостерона (который влияет на уровень адреналина и агрессивность), через час он приходил в норму. У низкоранговых было наоборот, у них в таких же ситуациях уровень тестостерона падал и оставался на таком уровне еще несколько часов.

ДС выдвигает предположение, что причиной несчастности является тот факт, что все мы заражены понятием «второсортности», подчиненности на генетическом уровне, еще с дореволюционных времен. Альфы куда-то делись. Остались только мы. Принцев никто в глаза не видел.

Отсюда ДС делает вывод, что вполне возможно, что мы от рождения вовсе не настроены на счастье, а как раз наоборот, поэтому достижение счастья требует активных усилий. Возможно, что обществу выгодна психологическая подавленность большинства его членов, т.е. усилия должны быть тем более активными. Плюс, ДС считает, что у наших предков не могло быть такого уж четкого разделения на альф и омег, поскольку самки были общими.


Теоретическая глава 9. ПРИНЦИПЫ СКАЗОЧНЫХ РЕШЕНИЙ

У одной и той же проблемы может быть много разных решений. В главе приводится несколько сюжетов, решающих проблему боязни темноты у маленького ребенка.

Вот некоторые принципы решений.
1)Решения часто связаны с присутствием другого.
2)Бывает более сильная эмоция вытесняет страх. (любовь, другой страх, злость, обида, вина)
3)Бывает промежуточная цель помогает. (сильная эмоция может играть роль промежуточной эмоции)
4)Узнавание новых границ может помочь. (объективация)

Все эти способы связаны с изменением отношения к миру. Возможны также решения с изменением мира и других героев.
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
Пользователя сейчас нет на форуме Татя
Дата 5.10.2010 - 21:19
Цитировать сообщение


Активный долгожитель

Группа: Гроссмейстеры
Сообщений: 14699
Профиль

Отзывы: Гроссмейстер обсуждений
[+260 | -0 | 1519]


Теоретические главы 10 и 11. СКАЗКИ ПРО СЕБЯ

Когда идет работа с ребенком, более менее понятно, куда мы хотим его привести. Если есть страх темноты, то понятно, что конечное состояние в сказке — отсутствие страха темноты.
Со взрослыми сказками часто получается по-другому. В них есть начало и середина, а конца нет.
Такие сказки содержат много информации об их авторах. Эту информацию можно проанализировать, сопоставить с убеждениями, ценностями, стратегиями поведения и сценариями. Анализ направлен на поиск возможных объяснений тех или иных сказочных ходов и персонажей. Анализ может включать в себя сценарный разбор, а также расширение пространственных и временных рамок. (Что было позже, что было раньше, что было слева, что было справа.)

Зачем продолжать эти сказки? Они продолжаются сами. Жизнь идет дальше, и сказки тоже, поскольку они представляют собой попытку понять происходящее. Сказки довольно предсказуемы. Иногда концовка напрашивается сама собой, просто не всегда хватает духу ее принять. Иногда есть сильное желание продолжить сказку, но непонятно как. В этом случае желательно присутствие другого человека, например, терапевта, который бы продолжал задавать вопросы типа «А дальше?»

Если это не помогает, то можно попросить человека рассказать другую сказку про то же самое. В
этой сказке могут найтись дополнительные ресурсы и решения. Но и это не обязательно.


Теоретическая глава 12. В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ

В этой главе рассматривается еще один способ работы со сказками — подбор противоположного. К любому способу решения можно подобрать пару по принципу противоположного и дополнить-изменить сказку. Часто появляются новые решения, но они могут быть неприятны, непривычны, вместе с тем они могут больше всего дать и большему научить.

Отвлеченно от сказок можно взять любые пары противоположностей, обозначить их точками на земле и провести линию между ними. Обозначить свое обычное местоположение на этой линии, попробовать, каково ходить по ней, в какие места мы зайти не можем.

Можно выбрать какой-нибудь сказочный атрибут и стать им.

Сказки всегда заканчиваются. Многие сказки дляться вечно. Есть сказка о том, что можно жить без сказок.


Теоретическая глава 13. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК В ПСИХОТЕРАПИИ (СИМВОЛ ВЕРЫ)

1.Метафора — не трюк влияния на чье-то подсознание, а способ существования подсознания.
2.Сознание можно представить структурированной и менее гибкой верхушкой подсознания.
3.Общение можно представить следующей схемой
........Я.....ТЫ
...Созн о-----о Созн
...........Х
Бессозн О-----О Бессозн


4.Человеческое общение происходит не только на уровне обмена информацией, сколько на уровне отношенческом и метафорическом. Отношенческий уровень включает в себя выяснение взаимных позиций: близости, власти, контроля и взаимопомощи. Метафорический уровень включает вытесняемые желания, мысли и чувства, а также онтологический статус, отношения с партнером.
5.Метафорический язык является более открытой формой общения между сознательным и бессознательным двух людей.
6.Метафорический язык удобен тем, что он более открыт для анализа, понимания и интервенции, а также проще усваивается пациентом и дает сознанию возможность отключиться.
7.Трудность использования метафорического языка заключается в том же самом. Он более просто и открыто описывает всякие заморочки.
8.Разные психотерапевтические школы работают с бессознательным, и вс по-разному. Они предусматривают серьезную и постоянную проработку связей созн и подсозн у терапевта, амбивалентность (двойственность, внутреннюю противоречивость) основных чувств, целей и форм общения.
9.При использовании метафорического языка постоянно идет процесс перевода на символьный язык и обратно (метафора — дельфин, который то ныряет, то выныривает).


Сим заканчиваю разбор теоретической части книги.
Отправить личное сообщениеЖурнал пользователя
Top
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса