Долгожитель
Группа: Пользователи
Профиль
Отзывы: Уважаемый собеседник [+12 | -0 | 433]
|
Цитата (Старуха Шапокляк @ 24.12.2009 - 11:13) | Я ...не в силах оставить без внимания следующие пассажи, принадлежащие уважаемому fns-у:
Цитата | Роберт Викторович сделал предложение девушке (Сонечке), которая любит и понимает французскую и прочую необщепринятую литературу. В жены же он получил нечто, что можно только, извиняюсь, трахать.
Формально, конечно, к Сонечке никаких претензий предьявлено быть не может. И супружеский договор (негласный, но все же существовавший) в результате нарушил именно Роберт Викторович.
Но фактически, на мой взгляд, предательство духовных интересов семьи совершила именно Сонечка, причем сразу же по вступлении в брак и совершенно немотивированно. Предательство это состояло в том, что она отказала Роберту Викторовичу в том, что единственно его в ней заинтересовало - в культурном партнерстве. Он женился не на сексе, детях, еде и прочем домашнем уюте. Нафиг они ему не нужны были - он и до и после без них отличненько обходился. Он женился на культурных ценностях, муляжи которых Сонечка ему так умело продемонстрировала. |
Перечитала повесть (благо небольшая) . Такое впечатлние, что мы читали разные книги.
Цитата | Теперь же Сонечка вкладывала в их со вместную жизнь какое-то возвышенное и священное отсутствие опыта, безграничную отзывчивость ко всему тому важному, высокому, не вполне понятному содержанию, которое изливал на нее Роберт Викторович, сам не переставая дивиться, каким обновленным и переосмысленным становится его прошлое после долгих ночных разговоров. Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого... |
Это - о женщине, предавшей духовную составляющую отношений?!
Цитата | Зато каждый вечер он отворял дверь своего дома и в живом огнедышащем свете керосиновой лампы, в неровном мерцающем облаке он видел Соню, сидящую на единственном стуле, переоборудованном Робертом Викторовичем в кресло, и к заостренному концу ее подушкообразной груди была словно приклеена серенькая и нежно-лохматая, как теннисный мяч, головка ребенка. И все это тишайшим образом колебалось и пульсировало: волны неровного света и волны невидимого теплого молока, и еще какие-то незримые токи, от которых он замирал, забывая закрыть дверь. |
Это - о человеке, которому семья, дети и прочий домашний уют на фиг не нужны?!
|
Я, честно говоря, совершенно не понимаю, о чем тут спорить, ибо Улицкая описала суть дела предельно четко. Но раз уж уважаемой Старухе Шапокляк хочется популяться из рогатки - я завсегда... Интересно, что даже цитаты, приведенные уважаемой Старухой Шапокляк свидетельствуют, на мой взгляд, именно в пользу моей точки зрения. В первой я выделил красным то место, которое указывает на то, что описанное в нем явление Роберт Викторович получил неожиданно. Т.е., когда он делал предложение, то подписывался не на это. На что он подписывался и что из этого получилось я покажу ниже. Роберт Викторович - художник с мировым именем. Во второй цитате указывается, что он в свое распоряжение получил некотороую новую картинку. Это суперско, конечно, но картинку он, как показывате дальнейшее повествование, мог найти (и находил!) и в других местах. Жениться ему для этого было совершенно необязательно. Теперь о том, как я вижу картину взаимоотношения Роебрта Викторовича и Сонечки. Итак, однажды в студеную зимнюю пору, в библиотеку, где работала Сонечка, пришел ссыльнопоселенец Роберт Викторович (уже великий европейский художник, уже отсидевший пять лет в отечественных лагерях - т.е. не искатель восхищения и не искатель уюта соответственно). Он хочет французской литературы, Сонечка ведет его в подвал к соответствующим шкафам. Там происходит такой диалог: Цитата (Улицкая) | Он обернулся к ней, поцеловал неожиданно ее худую руку и голосом низким и богатым мерцаниями, как свет синей лампы из простуженного детства, сказал: - Чудо какое… Какая роскошь… Монтень… Паскаль… - И, все еще не отпуская ее руки, со вздохом добавил: - И даже в эльзевировских изданиях… - Здесь девять Эльзевиров, - с гордостью кивнула растроганная Сонечка, отлично усвоившая книговедение, и он посмотрел на нее странным взглядом снизу вверх, но как бы сверху вниз, улыбнулся тонкими губами, показал щербатый рот, помедлил, как будто собираясь сказать что-то важное, но, передумав, сказал другое: - Выпишите мне, пожалуйста, читательскую карточку, или как это у вас называется? ... Он же был в глубоком замешательстве от напавшего на него внезапно, как ливень с высоты безмятежно-ясного неба, сильнейшего чувства совершения судьбы: он понял, что перед ним - его жена. ... он видел женщину, освещенную изнутри подлинным светом, предчувствовал в ней жену, удерживающую в хрупких руках его изнемогающую, прильнувшую к земле жизнь |
Итак, интерес Роберта Викторовича, на мой взгляд, вполне очевиден. Он делает ей предложение, они женятся. Проходит совсем немного времени (следующая цитата - из главы о самом начале их совместной жизни) и... Цитата (Улицкая) | А Сонечкино дарование яркого и живого восприятия книжной жизни отуманилось, как-то одеревенело, и оказалось вдруг, что самое незначительное событие по эту сторону книжных страниц - поимка мышки в самодельную ловушку, распустившаяся в стакане заскорузлая и сплошь мертвая ветка, горсть китайского чая, случайно добытая Робертом Викторовичем, - важнее и значительнее и чужой первой любви, и чуждой смерти, и даже самого спуска в преисподнюю, той крайней литературной точки, где совершенно сходились вкусы молодых супругов. |
Собственно, это и есть акт сонечкиного предательства.
Дальше происходит рождение дочки Тани, разнообразные перемещения по стране. Вроде бы ничего страшного не происходит, но характерно, что про собственно отношения Сонечки и Роберта Викторовича в книге ничего не говорится. Про всякие другие отношения говорится, а про эти - нет.
Кстати, вот что сделалось с сонечкиным "дарованием яркого и живого восприятия книжной жизни": Цитата (Улицкая) | Сонечка пыталась приохотить Таню к книгам, но Таня, слушая мастерское Сонино чтение, стекленела глазами и уплывала, куда Соне и не снилось. |
Таня, при этом, впоследствии (но очень сильно позже. А сначала - так и не сумев закончить школу) все-таки выросла очень культурной женщиной - этого Сонечка в конечном счете все же испортить не смогла.
А вот как сама Сонечка ведет себя, когда Роберт Викторович общается со своими друзьями - московскими художникамни: Цитата (Улицкая) | Сонечка штопала Танин чулок, натянув его на скользкий деревянный мухомор, и прислушивалась к разговору мужчин. То, о чем они говорили - о зимних воробьях, о видениях Мейстера Экхарда, о способах заварки чая, о теории цвета Гете, - никак не соотносилось с заботами стоявшего на дворе времени, но Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирного разговора и все твердила про себя: "Господи, господи, за что же мне все это…" |
Этот пассаж мне сильно напоминает некий эпизод из мемуаров Евы Кюри - впрочем, это совсем другая история... Вообще-то некоторые женщины считают, что мужем восхищаться надо, причем именно в такой вот форме. Мне же кажется, что Роберт Викторович крупно лоханулся, взяв себе в жены это. Впрочем, сейчас, наконец, выскажется и он сам: Цитата (Улицкая) | Но Сонечке и в голову не приходило печалиться своей участью, ревновать о высшем: чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, сверяясь с рецептами, выписанными расплывающимися лиловыми чернилами из сестриной книги Елены Молоховец, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила, а Роберт Викторович иногда внимательно смотрел из-за ее большой спины на синьку, манку, струганое хозяйственное мыло, фасоль и со свойственной ему остротой отмечал убедительную художественность, высокую осмысленность и красоту Сонечкиного домашнего творчества. "Мудр, мудр мир муравья…" - думал он мимолетно и затворял за собой дверь на теплую террасу, где водились его суровые бумаги, свинцовые белила и еще немногое, что он допускал в свои строгие упражнения. |
И еще: Цитата (Улицкая) | Оба они любили этот вечерний парк, ценили молчаливое взаимопонимание, тайное подтверждение их не высказанного вслух заговора против Сонечки. Роберт Викторович по врожденному высокомерию, Таня - по юности и наследственности, оба претендовали на благую часть отборного интеллектуализма, оставляя за Сонечкой низменные столы и хлеба. |
Эмоциональную окраску оставим на совести Улицкой, но фактура изображена предельно четко.
Роберту Викторовичу все это было действительно не нужно. Вот как он жил, когда в его жизни появилась Яся: Цитата (Улицкая) | Вопреки Сонечкиному предположению Роберт Викторович вовсе не собирался ее оставлять. Он приезжал в Лихоборы непременно по субботам и один-два раза в неделю ... Наутро Сонечка складывала в баночки вчерашний салат, и котлетки, и гречневую кашу, обвязав горловинки, ставила все в коричневую сумку и отдавала Ясе. - Спасибо, тетя Соня, - опуская глаза, благодарила Яся. |
Не тот это обьем домашнего уюта, ради которого стоило бы жениться...
Впрочем, свои слова о том, что Роберту Викторовичу не нужен был ребенок я беру назад - Таня ему была нужна.
С Сонечкой, на мой взгляд, разобрались. Теперь разберемся с Ясей. Цитата (Старуха Шапокляк @ 24.12.2009 - 11:13) | А то, что в конце жизни у Роберта Викторовича появилась еще и Яся (кстати, что повлекло его к ней? тело? душа? дух?) |
Несколько слов про Ясю. Ее родители - польские коммунисты. Война разлучила их. Яся попала с матерью в Казахстран, где ее мать умерла, а сама она попала в детский дом. Сызмальства научившись торговать собственным телом она добирается до Москвы и... не становится проституткой. Она поступает убоирщицей и ученицей в вечернюю школу, где происходит следующее: Цитата (Улицкая) | ...преподавательница русского языка и литературы, военная вдова Таисия Сергеевна. К посещениям Малинина она относилась крайне неодобрительно, но это не мешало ей поручать Ясе надзор за своими малолетними детьми и всяческое мытье. За все эти соседские услуги Ясе разрешено было пользоваться книжным шкафом учительницы и не посещать уроков литературы. ... Отслужив все часы своей службы, Яся ложилась на пахнущий потной кожей физкультурный мат и учила наизусть басни Крылова, без которых во все времена невозможно было поступить ни в какое театральное училище. Или читала вслух Шекспира от первого тома до последнего, разыгрывая трагическим шепотом все женские роли - от Миранды, дочери Просперо, до Марины, дочери Перикла. |
Далее, как-то на Новый Год Яся попадает в дом Роберта Викторовича и Сонечки. Цитата (Улицкая) | Она пришла в двенадцатом часу тридцать первого декабря, к накрытому столу, за которым сидели и барбизонец, и поэт, и сверх того режиссер с птичьим носом и лягушечьим ртом. Она еще только не разглядела их значительных лиц, но уже внутренне ликовала, понимая, что попала в яблочко предвкушаемой мишени. Именно они, эти взрослые самостоятельные мужчины, и нужны ей были для разгона, для взлета, для полной и окончательной победы. |
Отличие сонечкиного и ясиного отношения к культуре, на мой взгляд, очевидно. Для Сонечки книги были средством бегства от реальности. Друзей мужа она тоже в свою реальность не впустила. А Ясе культура была нужна как средство продвижения по жизни. Причем, хочу заметить, ясин путь не был путем наименьшего сопротивления - он был результатом осознанного выбора и конкретной работы в направлении, определяемом этим выбором. Т.е. к Ясе, на мой взгляд, Роберта Викторовича притянуло именно родство духа.
И еще кое о чем. Цитата (Старуха Шапокляк @ 24.12.2009 - 11:13) | я, как и Улицкая, питаю тайную симпатию к полигамии |
Я не знаю (и, честно говоря, не хочу знать) какова природа полигамии уважаемой Старухи Шапокляк. А вот полигамия Улицкой, на мой взгляд, носит какой-то явно нездоровый характер.
Дело в том, что, судя по нескольким прочтенным мной книжкам Улицкой, помимо секса, она не видит вообще никаких разумных оснований для мужчинско-женских отношений. Даже в тех случаях, когда она описывает отношения, основанные не только на сексе, но и на чем-то вроде духовной близости, в конце концов приходит безжалостный секс и злорадно растаптывет эти отношения. И хорошо если только отношения - в "Медее" даже без трупов не обошлось. Вот в частности за эту воинствующую бездуховность я отношу Улицкую именно к авгиевым конюшням современной российской литературы.
Ну а если отношения сводятся исключительно к сексу то, знамо дело, без полигамии можно и заскучать...
Сообщение отредактировал(а) fns - 27.12.2009 - 04:32
|