Штурмовые бригады Красной Армии За несколько лет до Августовской Революции (1991) год сложившийся после войны положительная оценка руководства войсками РККА, стал заменяться на другой, резко противоположный. Этот новый взгляд (точнее, его носители), утверждали, что СССР победил гитлеровцев «завалив трупами», что советскому командиру в принципе было не знакомо такое понятие как «беречь людей» (хотя вот Жуков, например, немало приказов на эту тему издал; так что хотя бы на уровне знакомства всё было).
Со временем новый взгляд набрал силы и стал единственным. Между тем, реальность, как водится, интереснее и не так прямолинейна, как в гневной публицистике Минкина, например.
Разжился я на днях книгой (фактически монографией) «Штурмовые бригады Красной Армии» за авторством Николая Никифорова. И там как раз о той самой реальности.
Никифоров очень подробно и скрупулёзно (а, значит, местами крайне нудно) описывает создание, развитие и применение в бою штурмовых инженерно-сапёрных бригад. Этот тактический инструмент появился в РККА на излёте сорок второго, хотя говорить о его необходимости начали ещё после Зимней войны.
Однако ничего подобного создано не было и инженерно-сапёрные части использовались как нынче стройбат (кстати, привет Резуну – наступать без штурмовых бригад невозможно, и руководство СССР это понимало; следовательно ни о каком «освобождении Европы» в сорок первом и не думали).
Немного об инструменте. Практика показала, что серьезные укрепления простая пехота берёт крайне плохо – то есть медленно и с большой кровью. А вот специально подготовленные бригады сапёров, действующие по особой тактике, вполне могут пробить сильную брешь в обороне противника, не потеряв при этом ни бойца.
Так вот, когда шисбр всё же создали, оказалось, что их просто не умеют использовать. Общевойсковые командиры сажали сапёров-штурмовиков на танки как десант, пускали вперёд в качестве единственного наступающего подразделения и так далее.
Что важно – это не от злого умысла или от врождённого идиотизма. Это – от неумения правильно использовать шисбр. Вроде как, знаете, микроскопом гвозди заколачивать.
Потом дело наладилось. Шисбр стали плотно взаимодействовать с пехотой, артиллерией, танками. Почему? Да научились просто. Инструкции были составлены, разъяснительная работа проведена, структура подчинения оптимальная найдена.
То есть понимаете, к чему я? Высокие потери при штурмах были не от того, что командиры – кровожадные монстры, а лишь от того, что воевать умели плохо.
И это не упрёк. Кадровая армия понесла серьёзные потери в 1941, да и до этого не была верхом профессионализма. На обучение офицеров времени было мало, фронт требовал пополнений. Поэтому учились в процессе. Жертвуя своими и чужими жизнями. По-другому нельзя было.
В книге, кстати, хорошо показано, что жертвы не были напрасны и учёба пошла впрок.
Там, в монографии, вообще много интересного. Подробно расписана структура шисбр, вооружение, подготовка, тактика боёв в разных условиях и под разные задачи.
Писано, признаюсь, тускловато, но это продиктовано самой формой работы – монография как-то не предусматривает полемического задора и лёгкости слога. Зато и написано строго по делу, без отвлечений в политику и публицистику.
Для любителей – настоящий праздник души. Рекомендую.
Чтобы долго не искать,
книгу можно посмотреть и заказать на Озоне.