
Долгожитель
Группа: Пользователи

Профиль
Отзывы: Мастер конфигурации [+76 | -0 | 945]

|
Странным образом в 1983-м году, летом, достал я листок рекомендованной к прочтению на каникулах литературы, который принесла мне мама с родительского школьного собрания. Одна из книг, необходимых к прочтению, была - =Дон Кихот=. В ту пору я отучился во втором (!) классе и перешел в третий.
Что это было? Ошибка или насмешка педагогов? Не знаю. Но я пошел в детскую областную библиотеку и попросил эту книгу. Мне сказали, что - рановато, вьюнош, читать такие книги. Я показал листок. И мне принесли из отдела старших классов крупноформатную книжищу, с литогравюрами вместо рисунков. И это был - =Дон Кихот=.
И я помню, как читал я эту книгу. И какая сумятица была вокруг. Все домашние сошлись уже на том, что верно - ошибка вышла в списке. Уж больно странна книга для ребенка. Да и громоздкая чересчур. А сам я не знал еще, что люблю странное. И потому - теребил бородавку на большом пальце левой ноги и - читал. Запоем.
Кто читал много книг в детстве, тот знает - ничего не восторгает в книгах. Даже в больших и старых. Просто жажда ума, просто скучно, просто на лыжах ехать - лень. Пленяет лишь поток, река, что входит в тебя. И, растекаясь, пропадает в глубочайшем из сознаний мира - в сознании ребенка. На самом деле - лучше б я гулял по тундре в те годы, чем мучил себя иллюзиями древних умов.
И =Дон Кихот= был мною проглочен вот так - без романтики, без =аллегорий= (мельницы, Испания, печаль, странности). Детский =книжный= ум сразу видит рациональное зерно. Понимается огорчительная правда - =царь - не настоящий=. А в данном случае - рыцарь. И, увы, нет чудес. Есть только практика - что же бывает с людьми, одевшими латы после окончания средневековья. Меня покоробил только человек, который подделался под рыцаря и победил потом Дон Кихота. Да - вот этот человек - под властью иллюзий общества, государства, мещанства... Ему не дано жить в своем мире, не дано видеть разницу и богатство выбора. Он стремится уравнять всех.
Но в ту, юную пору, мне было неведомо об иллюзиях. Более того - я искал самую универсальную и - самую =правильную=. И я просто брезгливо отнесся к нему, сломавшему топорно и гадко иллюзию настоящую, сделанную человеком для себя - честно и красиво. По наитию я отверг гадость давящего чужой мир. И - все.
Помню еще, что Дульсинея показалась мне лишней в книге. Что и не мудрено для мальчика девяти-десяти лет. Помню - очень опечалил меня таз на голове. Все-таки остальные доспехи хоть как-то выглядели пристойно, но таз... Хороший ход автора.
Взрослея, я часто натыкался на фантомов этой книги. Испанский язык на ТВ показывали с донкихотскими атрибутами. Ветряные мельницы, смысл которых на самом деле и сегодня требует глубоко понимания, трактовались глупо и пошло. Что твоя Татьяна в =Войне и мире=. А потом вышел фильм многосерийный. Насколько помню - ближе к девяностым годам.
И мой отец, тощая седая сутулящаяся каланча, смотрел его и грустил. И я тоже, молодая каланча, грустил. Я видел себя, видел бой, который вечно буду =проигрывать= всяким пансам, санчам, дульсинеям. Но другого пути у меня уже не было. А путь отца был уже почти пройден. И выбора не было ни у него, ни у меня... О чем мы думали в то время?
О том, что на пути чудеса стоят жизни.
Примерно в тот же период, в классе шестом-седьмом, нам опять дали читать эту книгу на лето. Стало быть - ошибочка вышла в 83-ем году. И я попросил ее еще раз у молодой библиотекарши, что выставляла свои стати взрослеющим семиклассникам (странная была девица). Она принесла мне толстенькую книжку, без гравюр, удобную к чтению на диване. А я засмотрелся на то, что она выдвинула из себя на передний план.
Бородавки к тому времени я свел уксусной эссенцией, а родители перестали вовсе удивляться тому, что я читаю. Я пробежал по главам и - не вынес ничего. Совсем. Впереди была советская фантастика, еще более иллюзорная и вычурная, чем =Дон Кихот=.
Но - я помню грусть отца и свою грусть.
PS - и, кстати, да, перепутал Татьяну и Наталью (спасибо ТатьRне). Обе - из войны, обе - из мира. (:
|