Окиньте мой пост одним взглядом. Если вам покажется, что многовато написано - не читайте. 
============= Захотелось повесить "на борде" и своё понимание вопроса. Чтобы изложить общую позицию, мне бы пришлось написать здесь целый трактат

, поэтому я остановлюсь лишь на нескольких аспектах.
Хочется отметить, ИМХО, что добро складывается из совокупности духовного и физического планов. Кроме всего, следует различать два близких понятия: доброта и добро. "Добро" - как факт, и "доброту" - как человеческий фактор (морально-нравственный аспект).
Таким образом, рассуждения о добре, доброте можно разбить на две части:
1. попытаться
оценить сам факт, в итоге (добро);
2. попытаться
оценить с моральной стороны действующее лицо в рамках совершённого поступка (доброта, добрый).
(1)
Оценка факта самого по себе сложна, так как интересы лиц и групп лиц могут взаимно противоречить.
Грабитель-инвалид уронил пистолет. Можно помочь грабителю поднять с пола "пушку". Можно помочь жертве, отшвырнув пистолет ногой.Помощь одной стороне - вред для другой. Поэтому, очевидно, поступок требуется как-то соотнести с общечеловеческой системой ценностей. Кстати, довольно неоднозначной в различных людских сообществах.
Разрушение талибами двух статуй Будды - зло для мировой культуры и добро для верующего талиба(2)
Оценка дейтвующего лица зависит от множества факторов, в том числе и от оценки самого факта (см. пункт 1).
При этом оцениваются:
а)
мотивация;
б)
наличие осознанного активного действия (в направлении достижения оцениваемого факта);
в)
оценка факта (см. пункт 1);
г)
относительная оценка по шкале возможностей (что мог сделать - и что сделал на деле);
д)
оценка взятой на себя ответственности.
... и т.д.
Поясняю свою тезу на базе примеров:
(а)
МотивацияКакую дать оценку молодому человеку, уступившему место в транспорте пожилому человеку?
* Мотивация молодого человека: "Пожилому трудно стоять, поэтому я ему уступаю место";
** Мотивация молодого человека: "Ой, начальник! Блин, придётся ему место уступить".Я думаю, с оценкой доброты человека всё ясно.
(б)
Наличие активного действия Мужчина заслонивший от пули девушку не совершал доброго поступка. Факт добра для девушки - налицо. Но мужчина, скажем, просто неосознано оказался на пути пули (мимо пробегал). Нет осознанного поступка, а значит не идёт разговора о его доброте.
(в)
Оценка факта. Пару соображений выше по этому поводу я уже выложил.
Бывает трудно оценить поступок человека, к примеру, жертвующего интересами одних в пользу других. Да и точек зрения при этом достаточно.
Послать взвод солдат на верную смерть, бывает целесообразным с точки зрения обороняющегося общества и может быть горем для родственников погибших. Да и сама смерть - не может быть добром по определению.
(г)
Относительная оценка по шкале возможностей. "Масштабирование" Олигарх бескорыстно дарит нищему мальчику на улице чупа-чупс. Или так:
Олигарх в качестве благотворительности дарит роддому 1000 рулонов туалетной бумаги марки "Красная цена". (у нас они по 5 руб. за рулон)
Добро это или насмешка? Доброта это или издевательство? Как ни странно, я тем не менее склонен это считать добром....., ну, если всё было действительно бескорыстно.

Но можно ли назвать этот поступок добрым? Вряд ли. Уж слищком велика разница между тем, что мог и что сделал.
(д)
Оценка взятой на себя ответственности.Очень важный момент в оценке доброты.
Сколько было судебных разбирательств, когда упавшему или попавшему в аварию человеку пытались помочь прохожие. Перемещая пострадавших в процессе оказания помощи, им смещали сломанный позвоночник. Иногда "помощников" затем сажали...Ладно, если помощник - недалёкий человек и не знает. что в этих случаях перемещать пострадавших нельзя... А как быть, если есть альтернатива:
* может у пострадавшего сломан позвоночник и его трогать нельзя?
** может взорвётся бензобак у претерпевшего аварию автомобиля и пострадавший погибнет? Вполне
добрый человек ,оказывающий помощь или совершающий иной поступок, действующий
по велению своей души, при этом часто берёт ответственность на себя... И однозначных оценок его поступку порой нет. Хотя
я бы в общем случае сказал, что поступок великодушный!.
А как, рассуждая о добре и зле, учитывать фактор ответственности и масштаб, когда мы оцениваем роль в истории крупных политических деятелей?
Ленин.Может быть ему следовало экспериментировать в рамках отдельно взятой своей семьи и этим ограничиться?
Пётр Первый. Иван Грозный.Да они рубили головы невинных и при этом много сделали для России. Как быть с их ролью?
От такой подчас противоречивости, вспомнинается пословица: "Не суди - да не судим будешь".
Разбирать, конечно, можно, но критерии и категории добра и зла порой варятся в одном котле, рукой одного повара. Не говоря ещё о том, чего мы не знаем, и что нам солгали.
_____________
Итого.
Морально-нравственный аспект мне представляется наиболее важным. В тандеме "факт" и "мотивация" - сделалбы ставку на мотивацию.
Рассуждая общо, а не в частности, мне ближе поступок совершающийся по велению души, сердца, когда человек, воспитанный в цивилизованных традициях, осознаёт меру ответственности (
не слишком много на себя берёт, но однозначно выше того, на что обычно способно среднестатистическое лицо),
когда человек не пассивен, когда готов отдать частичку себя для пользы другого. Таких людей по определению не много. А жаль. Сообщение отредактировал(а) Хохматый - 5.03.2008 - 18:35